Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы служебного права 2 страница




Первым шагом, направленным на решение этих задач стало принятие 28 февраля 1720 г. Генерального регламента работы правительственных учреждений.

Генеральный регламент содержал перечень должностей и обязанностей должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в коллегиях, вопросы организации делопроизводства (с приложением форм документов), определял принципы взаимоотношения коллегий между собой, а также с Сенатом и местными органами управления. Кроме того, Генеральный регламент устанавливал требования к деловым и нравственным качествам государственных служащих, также меры ответственности за ненадлежащее исполнением ими служебных обязанностей.

Задачами, которые должны быть решены с помощью Регламента являлись: искоренение протекционизма, некомпетентности государственных служащих, формирование их служебной этики, утверждение принципа профессионализма государственной службы.

Таким образом, Генеральный регламент являлся актом, определяющим правовой статус государственного служащего.

Вершиной петровских реформ государственной службы стала принятая 24 января 1722 г. Табель о рангах. Как справедливо отмечает ряд авторов, несмотря на то, что Табель составлен на базе изучения и заимствования опыта европейских абсолютистских государств, он представляет собой акт, содержание которого основано в первую очередь на потребностях России и реалиях конкретного исторического периода. Табель не является «слепым копированием или механическим синтезом» зарубежной практики организации государственной службы.

Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную службу, и закрепил ее деление на три вида: воинскую службу (наиболее престижную), статскую (гражданскую) и придворную.

В петровское время характер государственной службы как повинности получил наибольшее выражение. Всему периоду царствования Петра I свойственны строгие меры, понуждавшие дворян нести государственную службу в качестве пожизненной повинности. Первым шагом Петра I направленным на закрепление государственной службы как повинности было принятие Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. Вершиной же стало принятие Табели о рангах. В инструкции гельдмейстеру от 5 февраля 1722 г. Петр поручил «начальнику кадровой службы» Сената обеспечить полный и точный учет государственных служащих, создать их общие списки и списки по чинам, иметь детальную информацию о находящихся на службе, о временно свободных от службы, вести ведомости о дворянских детях, об уровне их образования, организации их обучения. Гельдмейстеру особо предписывалось следить, чтобы подлежащие государственной службе люди с помощью различных «отговорок» по городам «не укрывались», по средствам всевозможных причин «по домам не прятались».

В первоначальном виде Табель о рангах устанавливала иерархию должностей, а не чинов. Все вновь введенные чины подразделялись на воинские (сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские и штатские) и придворные и были разбиты на 14 классов (рангов) с низшего 14 до высшего 1. Однако Петр I не преследовал цели просто классифицировать российское чиновничество. Табелью был определен порядок поступления на службу и ее прохождения.

Новый порядок чинопроизводства предполагал, что служебную карьеру может сделать каждый чиновник, опираясь лишь на свои знания, служебное рвение и способности. В комментариях к Табели о рангах, так называемых пунктах, содержались основные принципы государственной службы в России. Этот документ предусматривал обычный порядок прохождения государственной службы, при котором вакансии замещались путем продвижения по службе непосредственно в учреждении, что предполагало ответственность государственных учреждений за свой кадровый персонал. В «пунктах» был установлен порядок производства в чины гражданской службы после службы в предыдущих чинах с учетом полученного образования.

Таким образом, на смену иерархии званий, основанной на знатности происхождения, водилась иерархия в зависимости от знаний человека, личных заслуг и выслуги.

Несмотря на те принципы, которые были проложены в основу формирования кадрового состава государственных служащих Табель о рангах имела ярко выраженную продворянскую направленность, как и Генеральный регламент и более поздние акты она закрепляла для дворян льготные права на получение тех или иных должностей, чем обеспечивалось политические и иные преимущества дворянству, как сословию, в котором абсолютная монархия видела опору.

Производство в чины по военному ведомству осуществлялось в соответствии с Табелью за выслугу лет, по вакансии и за отличие. Ни в мирное, ни в военное время никто не мог быть произведен через чин или из низших чинов сразу в высшие. Лица, состоявшие под следствием и судом лишались права на производство в чины.

Производство в офицерские и генеральские чины зависело от воли императора и совершалось на основании высочайших приказов. При производстве в офицеры допускалось повышение только в соответствии с классом их должности в отличие от гражданской службы.

В годы правления Петра I государственная служба становится объектом специальной отрасли государственного управления и выделяется в самостоятельную сферу деятельности. Изданные в годы его правления нормативные акты определяли принципы подбора кадров, подготовки и продвижения государственных служащих, устанавливали квалификационные требования к ним.

Преемники Петра I уделяли гораздо меньшее внимание законодательному регулированию государственной службы, однако некоторые из изданных ими актов заслуживают внимания.

Часть нововведений носила в большей степени технический характер. Так, Указом Петра II от 12 сентября 1728 г. «Наказ Губернаторам, Воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать» был впервые законодательно закреплен порядок приема-сдачи дел при смене должностных лиц.

Поскольку государственная служба как повинность не очень устраивала дворян, часть нормативных актов закрепляла некоторые послабления для них. В период правления Екатерины I дворяне получили право на продолжительные отпуска.

В период правления Императрицы Анны Иоанновны впервые начинает утверждаться принцип добровольности государственной службы. Манифестом 1736 г. был установлен срок обязательной службы в 25 лет, отсчет которого начинался с двадцатилетнего возраста (независимо от возраста, с которого начиналась государственная служба). В соответствии с Указом от 24 марта 1740 г. «Об определении дворян для обучения приказным делам, по их желанию, а не по принуждению» дворяне, успешно сдавшие экзамен, но пожелавшие пойти на статскую службу могли идти на военную. Одновременно на основании Высочайшей резолюции на доклад Военной Коллегии от 26 апреля 1740 г. «Об отставке Офицеров из воинской службы по выслужении 25 лет; о взятии с тех, которые еще могут служить, рекрут, и о невзимании оных с Офицеров, определенных к статским делам» проводилась политика материального стимулирования поступления отставных офицеров на гражданскую службу.

Одновременно в период правления Анны Иоанновны усилился контроль за государственными служащими. Указом от 22 октября 1773 г. «О составлении именных списков о находящихся в Сенате, Синоде и прочих Присутственных местах Обер-Секретарях, Секретарях и Канцелярских служителях; о пересмотре их по тем спискам, которые из них годны к делам, а которые негодны; и о правилах, которые наблюдать впредь при определении в Секретари в Коллегиях и Канцеляриях» было предусмотрено поведение комплексной проверки всех служащих, а в случае признания негодными к службе они подлежали выведению за штат и увольнению. Указ от 3 июня 1738 г. «Об испытании в Сенате и Сенатской Конторе Секретарей и нижних приказных служителей Коллегий, Канцелярий, Контор и Губернских Судебных мест в знании Канцелярского порядка» Об испытании в Сенате и Сенатской Конторе Секретарей и нижних приказных служителей Коллегий, Канцелярий, Контор и Губернских Судебных мест в знании Канцелярского порядка» предусматривал проверку профессиональной пригодности секретарей и канцелярских служителей органов государственного управления.

Ряд нормативных актов, изданных в период правления Анны Иоанновны был направлен на искоренение взяточничества. К таким актам следует отнести Указ от 23 июня 1740 г. «О запрещении находящимся у дел штатским чинам покупать, как на свои, так и на посторонние имена, деревни, земли и прочее, в тех городах и уездах, где кто из них к делам определены; о неписании им никаких крепостей и долговых заемных писем; о недозволении им покупать деревень на имена детей и жен своих; о позволении писать купчие и накладные на такие имена, кои находятся в других Губерниях, или уездах» допускавший возможность покупки государственным служащим по месту его службы только одного домовладения и Указ от 7 ноября 1739 г. «О взыскании за похищенное из казны и за взятки», устанавливавший меру ответственности чиновников за соответствующие проступки.

В период правления Петра III окончательно утвердился принцип добровольности государственной службы. 18 февраля 1762 г. был издан Манифест «О даровании вольности всему российскому дворянству», в соответствии с которым все российское дворянство было освобождено от государственной службы, однако манифестом была закреплена учебная повинность для дворянских детей, которая должна была обеспечить повышение образовательного уровня будущих государственных служащих. Произошла значительная утечка кадров с государственной службы. Сложившаяся ситуация потребовала расширения продвижения по службе разночинцев. Указ от 20 апреля 1762 г. «О производстве в секретари приказных служителей не из дворян» законодательно закрепил практику назначения секретарей из числа приказных.

В годы правления Екатерины II количество принятых нормативных актов, регулирующих государственную службу значительно увеличилось. При этом Екатерина II пересмотрела некоторые нормативные акты, принятые в период правления Петра III.

11 февраля 1763 г. был издан именной Указ «О рассмотрении акта, которым император Петр III дал вольность благородному российскому дворянству», которым устанавливались преимущества для дворян поступивших на государственную службу перед теми, кто в соответствии с манифестом уйдет в отставку. На это был направлен Сенатский указ от 17 октября 1763 г. «Об определении отставных воинских и статских чиновников в службу по их желанию».

Манифестом от 15 декабря 1763 г. «О постановлении штатов различным присутственным местам; об учреждении в Сенате, в Юстиционной, Вотчинной и Ревизионной коллегиях Департаментов; о разделении по оным дел; о небытии Сибирскому и Розыскному Приказам, Печатным и Раскольнической Конторам и особому Коммерц-Коллегии Комиссарству; о неимении при присутственных местах Коллегий и Титулярных юнкеров; об учреждении при Кадетском Сухопутном Корпусе и Московском Университете классов Российской Юриспруденции и о приготовлении детей из разночинцев и приказного чина для определения в Присутственные места в копиисты, об их обучении и содержании за казенный счет» произошло окончательное закрепление финансирования деятельности чиновников государством, что укрепило правовой и социальный статус чиновника, усилило публичные начала самой государственной службы.

Значительные изменения в порядок прохождения государственной службы были внесены Именным указом от 16 декабря 1790 г. «О правилах производства в статские чины», который установил принцип приоритета выслуги и установил ее срок, необходимый для производства в следующий чин.

Указом от 13 апреля 1771 г. «О неопределении податных людей в статскую службу» была исключена возможность поступления на государственную службу людей податных сословий.

Важные изменения в порядок чинопроизводства были произведены Павлом I в 1799 г. Были подписаны два указа: «О порядке представления в чины за выслугу лет и за отличия» и «О сроках к производству дворян в чины». Данные указы завершили формирование чинов и окончательно отделили их от должности. Иерархия чинов стала параллельной иерархии должностей.

К концу XVIII века чин стал носить двойственный характер: с одной стороны, в силу выслуги лет он являлся правом, которым служащий мог воспользоваться и получить чин по рассмотрению ходатайства Сенатом; с другой стороны, чин, пожалованный «за отличия в службе», становился особой наградой.

При Александре I российская система государственного управления становится более широкой и разветвленной. Инициаторы административных реформ начала XIX века прекрасно понимали, что успех преобразований напрямую связан с существенным улучшением организации государственной службы качественными изменениями в составе российского чиновничества.

Поэтому 6 августа 1809 г. Александр I подписал указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские и статские советники», в соответствии с которым для того чтобы стать коллежским асессором, помимо выслуги лет, необходимо было иметь высшее образование или сдать экзамены комиссии при университетах по установленной программе, включавшей следующие дисциплины: русский язык, один из иностранных языков, естественное право, римское право, гражданское право, уголовное право, всеобщая история, русская история, государственная экономия, арифметика, геометрия, физика, география, статистика России.

Также следует отметить указ Александра I 1803 г. «Об устройстве училищ», который также был направлен улучшение качественного состава российского чиновничества.

При осуществлении этой реформы возникло большое число трудностей, связанных, прежде всего, недовольством чиновничества новой системой продвижения по службе. Большинство из них продолжали отстаивать преимущество опыта работы в государственных органах перед наличием знаний.

Важным шагом в организации государственной службы стала кодификация законодательства проведенная Николаем I и утверждение в 1832 г. Свода Уставов о службе гражданской, который включал в себя три книги: Свод Устава о службе по определению от правительства, Свод Устава по выборам, Свод Устава о пенсиях и единовременных пособиях.

«Положение о порядке производства в чины» принятое в 1834 г. разделяло всех чиновников на три разряда: 1) окончивших курс наук в высших учебных заведениях; 2) окончивших курс наук в средних учебных заведениях; 3) не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений, т.е. получивших домашнее образование. Для каждого класса чиновников устанавливались различные сроки и другие условия производства в чины. Так, лица, которые находились на уровне чиновников третьего разряда, имели право прохождения службы чиновников второго, а позднее и первого разрядов только после сдачи необходимых экзаменов. Служащие, окончившие средние учебные заведения, относились ко второму разряду и при поступлении на гражданскую службу имели право получать классный чин. Но службу они начинали в качестве канцелярского служащего и получали чин 14-го класса.

Также вводились разные сроки выслуги за добросовестную и положительно оцененную службу, а также за отличия в ходе службы, что не могло не стимулировать чиновников к более добросовестному выполнению своих должностных обязанностей. Одновременно было значительно затруднено получение очередного классного чина лицами недворянского происхождения, что свидетельствовало о сохранении сословных привилегий при продвижении по службе.

Уставом о службе по военному ведомству, принятому в 1838 г. определялся порядок прохождения военной службы и производства в чины, требования к служащим, порядок их увольнения со службы и др. Таким образом, военная служба пошла по собственному пути развития.

В годы правления Александра II был утвержден такой важный документ как Устав о службе гражданской. Уставом о службе гражданской был существенно расширен социальный состав государственных служащих. Право поступления на государственную службу получили дети из среды духовенства, отцы которых в церковной иерархии находились не ниже священников и дьяконов, не имевших чина канцелярских служащих, ученых, художников, купцов первой гильдии, а также лица окончившие университеты и граждане с ученой степенью.

Начали возникать элементы наемного труда. Чиновник получал денежное содержание, размер которого зависел от выслуги лет занимаемого чина и отношения к исполнению своих обязанностей. Также был урегулирован вопрос об окончании государственной службы. Была законодательно закреплена возможность прекращения служба как на основании собственного волеизъявления (необходимо было подать прошение об отставке), так и по инициативе начальствующего лица и в отсутствие желания служащего, например в случае несоответствия занимаемой должности, недобросовестного отношения к служебным обязанностями и других. За добросовестное выполнение своих обязанностей служащие представлялись к различного вида поощрениям.

Кроме того, государственный служащий имел право на получение государственной пенсии, после того как отслужил определенный срок.

Реформы Александра III еще его современниками были оценены как «контрреформы». Этот курс проводился под девизом «Все беды от реформ» и был направлен на охрану феодальной государственности, утверждение административного произвола, всеобщей слежки, массового преследования инакомыслящих, русификации управления окраинами.

Все это привело к жесткой централизации управления гражданской службой в руках императора. Утверждался культ вышестоящего начальника.

Несмотря на то, что наличие образования было одним из требований при поступлении на гражданскую службу, некоторые категории населения, например, потомственные дворяне и дети личных дворян, имели преимущества и могли быть приняты на службу и без такового.

В условиях жесткой централизации карьерный рост чиновника зависел не столько от профессионализма и добросовестного выполнения своих обязанностей, сколько от способности к повиновению, безоговорочной исполнительности, умению приспосабливаться к мышлению и воле высших чиновников.

Очередная попытка реформирования системы государственной службы была системы государственной службы была предпринята в начале царствования Николая II. 17 октября 1905 г. Им был принят «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», которым все подданные Российской империи были уравнены в правах при поступлении на службу. Сохранились лишь требования к образованию кандидатов.

Как справедливо отмечает В.Г. Атаманчук, трансформация государственной службы от модели Петра I к тому, что получилось в начале XX века, весьма интересна. Из государственной службы постепенно вычленилась придворная служба, которая утратила признаки государственной. Затем практически вместо государственной службы было создано два вида службы: гражданская и военная.

Октябрьские события 1917 года стали точкой отсчета в развитии новой системы государственной власти. Радикальные преобразования политической, хозяйственной, социальной и других сфер государственной жизни, причем проводимые не эволюционно, а революционно, не могли не коснуться такого института как государственная служба.

Для изучения процесса становления советской государственной службы представляется важным рассмотреть первоначальную концепцию советской государственности. Работы многих большевиков, в том числе и В.И. Ленина, содержали тезис К. Маркса о необходимости полного и безоговорочного разрушения буржуазного государства, построении пролетарского государства и его относительно быстрого отмирания и построения полного коммунизма. Накануне октября 1917 г. концепция К. Маркса была конкретизирована В.И. Лениным и стала ориентирована на утверждение Республики Советов как формы диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства и создание государства со структурой власти, соединяющей законодательные, исполнительный и контрольные функции. При этом аппарат будет иметь весьма незначительные полномочия, будет полностью выборным и сменяемыми в любое время. Такой тип государства не требовал формирования профессионального слоя государственных служащих, а, следовательно, и института государственной службы.

В первые послеоктябрьские месяцы власть была сильно децентрализована. А успешные радикальные преобразования, задуманные большевиками, не могли быть осуществлены без сильного государства с его властными органами и профессиональным постоянно действующим аппаратом.

Советская власть первым же своим декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г. разрушила дореволюционную правовую базу государственной службы.

Формирование советской государственной службы потребовало разработки и утверждения основных принципов ее организации. В Конституции 1918 г. были провозглашены такие принципы как: законность; обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих учреждений и должностей; контроль за деятельностью советских служащих и др. Однако реализация закрепленных принципов осуществлялась с некоторыми оговорками. Так, такой важный принцип как законность, понимаемый как соответствие действий служащих законам, мог быть нарушен в связи с «революционной целесообразностью», в условиях гражданской войны и борьбы с контрреволюцией. Очевидно, что любое беззаконие могло быть оправдано одним из этих факторов либо их совокупностью.

Первое время служба регулировалась разрозненными актами. Так, в июне 1918 г. было принято постановление Совнаркома «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений», которым определялся не только размер заработной платы, но и некоторые правила приема (установление двухнедельного испытательного срока, возможность замещения вакантных должностей, минуя биржу труда, если они требовали политического доверия).

В октябре 1918 г. в данное постановление был введен специальный раздел о порядке приема в советские органы. Был закреплен подробный перечень «ответственных должностей», которые теперь могли замещаться как по приглашению руководителей учреждений, так и посредством выборов и делегирования рабочими организациями. Служащие со специальными знаниями приглашались через биржи труда, но вне очереди. В декретах Совнаркома стали появляться элементы старого Устава о гражданской службе.

21 декабря 1922 г. были приняты Временные правила о службе в госучреждениях и на предприятиях, которыми устанавливались запреты принимать на государственную службу определенные категории граждан, ограничение совместной службы родственников, а также ответственность за нарушение этих правил. Положения Временных правил содержали отдельные позиции Устава о гражданской службе, однако существенно уступали ему по степени проработанности.

Государственная служба, по сути, сводилась к обычному трудовому найму и регулировалась многочисленными законодательными актами. Некоторые из этих актов распространялись на всех служащих, а другие касались только некоторых отраслей и ведомств.

Достаточно подробно была регламентирована служба в Вооруженных Силах и МВД. Однако отсутствовало единообразие в юридической силе актов, регулирующих различные аспекты службы. Так, положения о службе офицерского состава в Вооруженных Силах, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел утверждались постановлениями Совета Министров СССР, а дисциплинарные уставы – указами Президиума Верховного Совета СССР.

Кроме того, некоторые акты, как например строевой устав Вооруженных Сил, распространялись на сотрудников других ведомств (в нашем примере это сотрудники МВД). Безусловно такое положение вещей не способствовало совершенствованию государственной службы, поскольку не учитывало особенности службы в различных ведомствах.

Отдельные стороны правового положения государственных служащих затрагивались во всех Конституциях СССР и союзных республик, но не в специальных положениях о государственной службе, а в статьях, имеющих отношений к любому гражданину и закрепляющих обязанности соблюдения законов, уважения прав личности, укрепления социалистической собственности и других.

В силу того, что государственная служба превращалась в службу по найму, значительных объем служебных отношений регулировался трудовым законодательством СССР и союзных республик, например вопросы разрешения трудовых споров регулировались «Положением о порядке рассмотрения трудовых споров», утвержденным указом Президиума Верховного Совета СССР 31 января 1957 г.

Кроме того, по вопросам государственной службы издавалось значительное количество подзаконных актов (Положений об отдельных государственных органах, должностных положений и инструкций), однако в силу недостаточной правовой регламентации советской государственной службы они носили поверхностный характер.

Следует отметить, что особое внимание в различных нормативных актах уделялось ответственности государственных служащих. Это было обусловлено самим характером власти, добивавшейся своих целей прежде всего принуждением, а ответственность, как известно, это один из способов поддержания дисциплины, основанный на «боязни» наступления негативных последствий. Так, 20 марта 1932 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено «Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности», 13 октября 1929 г. постановление ЦИК и СНК РСФСР «Об основах дисциплинарного законодательства СССР и союзных республик», а 13 июля 1976 г. указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о материальной ответственности».

Таким образом, со времени принятия Временных правил о службе в государственных учреждениях советская государственная служба руководствовалась ими, не имея специального закона, на основе которого она могла быть строиться и функционировать, что не могло не сказываться на деятельности ее персонала.

В первые годы советской власти проблема формирования кадров стояла очень остро. Следует отметить, что большевистское руководство и прежде всего В.И. Ленин осознавали важность разработки кадровой политики на государственной службе. В официальных докладах и трудах В.И. Ленина были сформулированы исходные идеи концепции кадровой политики.

В основу кадровой работы В.И. Ленин предлагал положить следующие принципы:

1) подбор кадров по политическим, деловым и нравственным качествам;

2) сочетание опытных и молодых перспективных работников, обеспечение преемственности кадрового состава государственных служащих;

3) стабильность кадрового корпуса наряду с его обновлением, притоком свежих сил;

4) демократизм в формировании состава служащих советских административно-политических органов пи обеспечении ведущей роли рабочего класса;

5) интернациональный подход к подбору, расстановке и воспитанию кадров, исключение неравенства при приеме на государственную службу по национальному признаку;

6) обеспечение рационального распределения управленческих кадров между центром и регионами, между производством и управлением;

7) изучение и проверка профессионального уровня государственных служащих на основе анализа результатов их практической деятельности, качества исполнения должностных обязанностей;

8) бережное отношение к кадрам в сочетании с принципиальной требовательностью за состояние порученного участка управления;

9) организация строгого контроля за выполнением должностными лицами их функций в рамках компетенции, создание в этих целях системы государственного и социального контроля;

10) постоянное обучение кадров, повышение их профессионального уровня, формирование для этого системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих советских органов.

Многие из этих принципов абсолютно справедливы даже для современной государственной службы. Однако указание на необходимость подбора кадров по политическому и классовому принципу иллюстрирует отсутствие равного доступа к государственной службе. Более того, даже среди трудящихся предпочтение отдавалось представителям рабочего класса. В этом государственная служба имперской и советской России абсолютно похожи. Различен только класс, которому отдается предпочтение.

Служащие, которые пришли в государственные структуры в первые годы советской власти обладали преимущественно опытом партийно-организационной и партийно-агитационной работы в нелегальных условиях.

Управленческо-организационная квалификация кадров была на достаточно низком уровне, а некоторые из служащих вообще не имели опыта управленческой работы. Об этом свидетельствуют официальные данные о стаже работы членов губернских и уездных исполкомов. В 1922 г. в общем составе членов губисполкомов имели стаж работы в советских органах до 1 года – 12,6%, от 1 до 2 лет – 17,7%, от 2 до 3 лет – 23%, свыше 3 лет – 42,3%. Стаж работы членов уездисполкомов характеризовался следующим образом: до 1 года – 17,1%, от 1 до 2 лет – 21,3%, от 2 до 3 лет – 19,3%, более 3 лет – 42,3%. Следовательно, по существу более 60% советских работников губернских и уездных исполкомов имели менее чем трехлетний стаж управленческой деятельности, из чего можно сделать заключение об уровне их профессиональной подготовки как управленцев.

Для успешного решения задач стоящих перед государством служащие должны были обладать не только опытом управленческой работы, но и должны были иметь соответствующий уровень образования. Однако и по этому показателю ситуация была не лучше. Так, в том же 1922 г. среди работников губернских исполкомов 13,9% имели высшее образование, 20,6% среднее и 65,5% низшее. В уездных исполкомах высшее образование имели 5,2%, среднее – 18,3%, низшее – 76,4, а неграмотные составляли 0,1%. В волостных исполкомах служащие с высшим образованием отсутствовали, среднее образованием имели 4,3%, низшее 94,4%, а неграмотных было 1,3%. Более того, лица с высшим образованием не имели управленческой подготовки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.