Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав, порядок формирования и увольнения




Правительства Российской Федерации

Состав Правительства РФ. Правительство — орган коллегиальный. Свои решения оно принимает прежде всего на заседаниях (возможны и другие формы, о которых говорится ниже). В состав коллегии входят лица, имеющие ранг министра1. Это — Председатель Правительства (обычно его называют премьер-министром), его заместители, иногда выделяются первый заместитель или первые заместители Председателя Правительства (в Правительстве, образованном в мае 2000 г., последней должности нет)2 и федеральные министры (ст. 110 Конституции РФ).

Структуру Правительства, его персональный состав определяет Президент РФ при консультациях с назначенным Председателем Правительства. В ходе консультаций возникают разные мнения (особенно это относится к персональному составу), но решающее значение имеет слово Президента РФ.

Председатель Правительства ведает организацией работы Правительства, представляет Правительство внутри и вне страны, ведет заседания Правительства, подписывает акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей председателя правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий (взыскания налагает Президент РФ). Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями. Он обязан систематически информировать Президента РФ о работе Правительства. Некоторые федеральные министры и руководители ведомств не подчинены Председателю Правительства, ими непосредственно руководит Президент РФ (министерство внутренних дел, иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, юстиции, службы безопасности, налоговой полиции, охраны, пограничной службы, государственное управление по делам специальных программ Президента, государственная техническая комиссия при Президенте, управление делами Президента). В отношении таких министерств и ведомств Председатель Правительства и правительство в целом выполняют координирующую роль.

Заместители Председателя Правительства участвуют в выработке и реализации политики Правительства, подготовке и исполнении его решений, координируют и контролируют работу групп министерств. Если среди заместителей председателя Правительства выделяется первый заместитель (первые заместители), то он замещает председателя правительства, в том числе и без особого на то поручения, либо по общим вопросам деятельности Правительства, либо в определенной сфере.

Федеральные министры участвуют в подготовке решений Правительства, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В некоторых составах Правительства были «министры без портфеля» (как правило, один). Они не руководят какими-то министерствами, другими органами исполнительной власти, а в основном оказывают помощь Председателю Правительства, выполняют его поручения.

Наряду с федеральными министерствами есть также другие центральные органы государственного управления. Их обобщенно называют ведомствами. Это государственные комитеты (например, Государственный таможенный комитет), федеральные службы (Федеральная служба безопасности), федеральные агентства (Российское агентство по обычным вооружениям), федеральные комиссии (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг), федеральные надзоры (Федеральный горный и промышленный надзор), могут быть и иные органы, например, Главное управление специальных программ Президента РФ. Их руководители могут входить в состав Правительства, если они имеют ранг министра (например, Директор Федеральной службы безопасности), а чаще — не имеют ранга министра и не входят в Правительство (например, руководители Федеральной пограничной службы, Российского авиационно-космического агентства, Государственного комитета по рыболовству, Федерального надзора по ядерной и радиационной

безопасности).

В заседаниях Правительства по приглашению Председателя Правительства могут участвовать руководители других центральных органов, приглашенные лица. Однако они имеют лишь совещательный голос и не участвуют в принятии решений.

В составе Правительства выделяется более узкий внутренний орган — президиум Правительства (председатель Правительства, его заместители, иногда — некоторые ведущие министры, а также руководитель аппарата Правительства). Конкретный состав Президиума Правительства определен постановлением Правительства от 26 августа 1999 г., а затем обновлен. Президиум вправе принимать решения от имени правительства по некоторым вопросам. Из состава членов Правительства образуются также комиссии и советы, объединяющие группу министров, близких по профилю работы (комиссии по внешней политике, по экономике, по вопросам Содружества Независимых Государств и др.). Иногда создаются временные комиссии (например, Комиссия по оперативным вопросам, в кризисных условиях создавался оперативный штаб Правительства для стабилизации экономического положения). Председателем некоторых наиболее важных комиссий может быть Председатель Правительства, другими руководят его заместители.

Порядок формирования Правительства РФ. Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит эту кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ (даже если переизбран прежний Президент) или после отставки Правительства либо в течение недели после отклонения кандидатуры премьер-министра Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (или, как разъяснил Конституционный Суд в 1998 г., одной и той же кандидатуры, трижды может быть представлена та же самая личность), Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу. На практике имели место назначения кандидатуры премьер-министра с первого предложения Президента, были — с третьего (1998 г.). Имел место отказ Президента РФ предложить одну и ту же кандидатуру в третий раз, поскольку Президент увидел, что Дума ее не утвердит, а роспуск Думы в то время был Президенту нежелателен.

После получения согласия Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, одновременно также кандидатуры конкретных лиц. Считается, что подбор кандидатов тоже должен быть завершен в течение этой же недели. Обычно консультации Президента и Председателя Правительства по вопросу о его персональном составе длятся несколько дней, имеют место компромиссы. Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту. Назначения производит он. Созданное президентом Правительство действует в пределах срока его полномочий. При каждом новом избрании Президента оно уходит в отставку (новые выборы Государственной Думы смены Правительства не влекут). Если вновь избранный или переизбранный Президент желает сохранить старого премьер-министра и прежний состав Правительства, все равно требуется соглашение Думы на кандидатуру премьер-министра и новые назначения министров.

Прекращение полномочий Правительства и министров. Правительство прекращает свои полномочия по следующим основаниям: 1) оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом в день вступления его в должность. Это относится и к досрочным выборам; 2) Правительство подает в отставку, что объявляет Председатель Правительства; 3) оно может быть уволено в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования в Государственной Думе. Недоверие выражается Думой по инициативе депутатов, вопрос о доверии ставится самим Правительством. Однократного выражения недоверия недостаточно, оно может не повлечь никаких юридических последствий, но если Дума в течение трех месяцев повторно выражает недоверие, Президент обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства, либо распускает Думу с назначением новых выборов. Распускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя; 4) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе Председателя Правительства. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства одновременно означает отставку Правительства.

В этом случае Президент может реагировать только однозначно. Он принимает решение об освобождении от должности Председателя Правительства, уведомляет в этот же день Государственную Думу, поручает временное исполнение обязанностей Председателя Правительства ему же или при абсолютной невозможности этого кому-либо из министров и приступает к формированию нового Правительства.

Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования

нового Правительства.

Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

Среди перечисленных оснований использовались два. В 1991, 1996 и 2000 гг. имели место выборы Президента РФ, в связи с чем Правительство слагало свои полномочия. При досрочных выборах 2000 г имела место лишь та особенность, что исполняющим обязанности Президента РФ в течение почти трех месяцев был в соответствии с Конституцией РФ премьер-министр, при избрании его новым Президентом от имени Правительства заявление о сложении им полномочий сделал исполняющий обязанности премьер-министра. Увольнение Правительства в отставку в результате увольнения Президентом РФ Председателя Правительства использовалось в 1998—1999 гг. несколько раз. Дума выражала недоверие Правительству, но лишь однократно, что не повлекло за собой юридических последствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.