КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
§2 Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concu-rrere» — состязание, соперничество. Этот термин обозначает борьбу между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара; соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении определенной цели каждый для себя. Как отмечалось, особое и первостепенное значение конкуренция имеет в экономике. Исторически широкое распространение экономическая конкуренция получила лишь после ликвидации средневековых наследственных и родословных привилегий. Во Франции и Англии эти процессы датируются концом XVIII — началом XIX века. В России и Украине развитие конкуренции сдерживалось крепостным правом2, отмененным 19 февраля 1861 года. В современной науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, в частности, о ее экономической сущности, что выразилось в различных определениях этого понятия. Как отмечается в литературе, одни авторы (например, американские экономисты К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю) рассматривают ее как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами: а) наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса; б) свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их. К этому же структурному подходу можно отнести позиции ученых (например, М. Буйи, Н. Г. Мэнкью), рассматривающих конкуренцию в качестве: а) ситуации, способствующей свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке; б) условий, когда число выступающих на рынке лиц или предприятий настолько велико, что поведение каждого из них не влияет на уровень цен.
Не менее распространенным является и другой (поведенческий) подход к пониманию конкуренции. Например, А. А. Амбарцумов, М. Портер, Ф. Ф. Стерликов, А. Ю. Юданов рассматривают конкуренцию как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм за потребителя и более полное удовлетворение его потребностей в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Третий подход в освещении конкуренции — функциональный (ролевой). Согласно данной позиции (представителями которой являются Й. Шумпетер, Ф. Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Новиков), основной характеристикой конкуренции считается выполняемые ею экономические функции. Конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества коммерческих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг. Некоторые исследователи, давая определение понятию «конкуренция», объединяют в нем все изложенные выше признаки (комплексный подход). Недостаток всех этих определений понятия «конкуренция» с правовой точки зрения выражается в том, что в них не отражено юридическое (правовое) содержание конкуренции. Данный пробел восполнен в работах С.А.Паращука, К.Ю. Тотьева и других правоведов. Во-первых, конкуренция — это разновидность социального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию. Особенно отчетливо это видно в экономике, в частности на примере регулирования цен. Именно конкуренция (а не административные установления) в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке.
Во-вторых, юридической предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности (равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свобода предпринимательства, свобода конкуренции), гарантированная ст.ст. 13, 42 Конституции Украины. Фундаментальные положения этой статьи развиваются в ХК Украины и в законодательстве Украины о защите экономической конкуренции. В-третьих, в свою очередь, конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает. Поведение потребителей считается важным элементом конкурентной борьбы. Не случайно в ХК Украины потребитель рассматривается как участник хозяйственных отношений и конкурентной среды. И, наконец, в-четвертых, конкуренцию правомерно рассматривать как общественные отношения, складывающиеся между участниками хозяйственных отношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности (предмет правового регулирования). Эти имущественные отношения урегулированы нормами хозяйственного права, содержащимися в различных актах законодательства (прежде всего, антимонопольного). В силу урегулированности посредством правовых норм рассматриваемые отношения приобретают юридическую форму правоотношений со своими субъектами, содержанием и объектом. В частности, особенностью объектов этих отношений выступает то, что они складываются по поводу обладания не любыми имущественными благами, а лишь ограниченными (используемыми в процессе хозяйствования). Кроме того, необходимо подчеркнуть, что хотя конкурентные правоотношения могут быть абсолютными (например, по поводу использования собственником имущества), однако в большинстве случаев они являются относительными (например, договор о совместной деятельности конкурентов), ведь возникают они между определенными субъектами, конкурирующими на конкретном рынке и обязанными соблюдать правила добросовестной конкуренции.
Все указанные выше характеристики образуют юридическое наполнение такой экономико-правовой категории как конкуренция. Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд потребителя, борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение ее качества — таково основное содержание конкуренции. Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках и тем самым препятствует злоупотреблениям этой властью. Таким образом, на конкуренцию в рыночной экономике возлагается выполнение весьма значительных функций: регулирования, мотивации, распределения и контроля. Функция регулирования заключается в том, что основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель. Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль у предпринимателя должна возникать лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки (подвергается хозяйственным санкциям) и вытесняется с рынка своими более удачливыми и законопослушными конкурентами. Таким образом, доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использующих свои ресурсы максимально эффективно. Именно в этом и проявляется следующая функция конкуренции — распределения. В свою очередь, функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю.'
В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., конкуренция представляет собой состязательностьмежду субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимущества перед иными субъектами хозяйствования,вследствие чего потребители и субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать среди нескольких продавцов, аотдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товара на рынке. Итак, названное определение позволяет выделить следующие основные признаки экономической конкуренции: • содержанием конкуренции является состязательность субъектов хозяйствования в рамках закона; • состязательность выражается в правомерных экономических действиях хозяйствующих субъектов для достижения преимуществ над иными субъектами хозяйствования на определенном рынке; • состязательность направлена на достижение одновременно двух результатов: а) обеспечить возможность потребителей и субъектов хозяйствования выбирать среди нескольких продавцов товаров (работ, услуг) и б) ограничить возможность субъектов хозяйствования в одностороннем порядке влиять на условия оборота товара на рынке. §3
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |