Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие экономической конкуренции и ее составляющие




§2

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concu-rrere» — состязание, соперничество. Этот термин обозначает борьбу между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара; соперничество между отдель­ными лицами, заинтересованными в достижении определенной цели

каждый для себя.

Как отмечалось, особое и первостепенное значение конкуренция имеет в экономике. Исторически широкое распространение эконо­мическая конкуренция получила лишь после ликвидации средне­вековых наследственных и родословных привилегий. Во Франции и Англии эти процессы датируются концом XVIII — началом XIX века. В России и Украине развитие конкуренции сдерживалось крепостным правом2, отмененным 19 февраля 1861 года.

В современной науке и практике выработано многоплановое пред­ставление о конкуренции, в частности, о ее экономической сущности, что выразилось в различных определениях этого понятия.

Как отмечается в литературе, одни авторы (например, американ­ские экономисты К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю) рассматривают ее как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя

факторами:

а) наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса;

б) свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их.

К этому же структурному подходу можно отнести позиции уче­ных (например, М. Буйи, Н. Г. Мэнкью), рассматривающих конку­ренцию в качестве:

а) ситуации, способствующей свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке;

б) условий, когда число выступающих на рынке лиц или предприятий настолько велико, что поведение каждого из них не влияет на уровень цен.

Не менее распространенным является и другой (поведенческий) подход к пониманию конкуренции. Например, А. А. Амбарцумов, М. Портер, Ф. Ф. Стерликов, А. Ю. Юданов рассматривают конку­ренцию как постоянно действующий механизм свободной состяза­тельности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм за потребителя и более полное удовлетворение его потребно­стей в целях достижения лучших результатов своей предпринима­тельской деятельности.

Третий подход в освещении конкуренции — функциональный (ролевой). Согласно данной позиции (представителями которой яв­ляются Й. Шумпетер, Ф. Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Но­виков), основной характеристикой конкуренции считается выпол­няемые ею экономические функции. Конкуренция — элемент ры­ночного механизма, связанный в условиях рынка с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества коммерческих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия при­ложения капитала, реализации товаров и услуг.

Некоторые исследователи, давая определение понятию «конку­ренция», объединяют в нем все изложенные выше признаки (ком­плексный подход).

Недостаток всех этих определений понятия «конкуренция» с правовой точки зрения выражается в том, что в них не отражено юридическое (правовое) содержание конкуренции. Данный пробел восполнен в работах С.А.Паращука, К.Ю. Тотьева и других право­ведов.

Во-первых, конкуренция — это разновидность социального регу­лятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, форми­рует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из элементов системы социального регулиро­вания взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию. Особенно от­четливо это видно в экономике, в частности на примере регулиро­вания цен. Именно конкуренция (а не административные установ­ления) в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке.

Во-вторых, юридической предпосылкой для конкуренции слу­жит свобода экономической деятельности (равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свобода предприниматель­ства, свобода конкуренции), гарантированная ст.ст. 13, 42 Консти­туции Украины. Фундаментальные положения этой статьи разви­ваются в ХК Украины и в законодательстве Украины о защите экономической конкуренции.

В-третьих, в свою очередь, конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конку­ренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает. Поведение потребителей считается важным элементом конкурентной борьбы. Не случайно в ХК Украины потребитель рассматривается как участник хозяй­ственных отношений и конкурентной среды.

И, наконец, в-четвертых, конкуренцию правомерно рассматри­вать как общественные отношения, складывающиеся между участ­никами хозяйственных отношений в процессе осуществления хо­зяйственной деятельности (предмет правового регулирования). Эти имущественные отношения урегулированы нормами хозяйствен­ного права, содержащимися в различных актах законодательства (прежде всего, антимонопольного). В силу урегулированности по­средством правовых норм рассматриваемые отношения приобрета­ют юридическую форму правоотношений со своими субъектами, содержанием и объектом. В частности, особенностью объектов этих отношений выступает то, что они складываются по поводу обладания не любыми имущественными благами, а лишь ограниченными (ис­пользуемыми в процессе хозяйствования). Кроме того, необходимо подчеркнуть, что хотя конкурентные правоотношения могут быть абсолютными (например, по поводу использования собственником имущества), однако в большинстве случаев они являются относи­тельными (например, договор о совместной деятельности конкурен­тов), ведь возникают они между определенными субъектами, кон­курирующими на конкретном рынке и обязанными соблюдать правила добросовестной конкуренции.

Все указанные выше характеристики образуют юридическое на­полнение такой экономико-правовой категории как конкуренция.

Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкурен­ция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд потребителя, борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение ее качества — таково основное содержание конкурен­ции. Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках и тем самым препятствует злоупотреблениям этой властью.

Таким образом, на конкуренцию в рыночной экономике возла­гается выполнение весьма значительных функций: регулирования, мотивации, распределения и контроля.

Функция регулирования заключается в том, что основные произ­водственные факторы направляются в те сферы, где в них существу­ет наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или вы­полнять работы), в которых нуждается потребитель. Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования пред­принимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль у предпри­нимателя должна возникать лишь при соблюдении этих требований.

В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки (под­вергается хозяйственным санкциям) и вытесняется с рынка своими более удачливыми и законопослушными конкурентами. Таким об­разом, доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использующих свои ресурсы максимально эф­фективно. Именно в этом и проявляется следующая функция кон­куренции — распределения. В свою очередь, функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность вы­бора. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предпри­нимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать по­требителю свою волю.'

В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., конкуренция представляет собой состязательностьмежду субъектами хозяйствования с целью по­лучения благодаря собственным достижениям преимущества перед иными субъектами хозяйствования,вследствие чего потребители и субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать среди нескольких продавцов, аотдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товара на рынке.

Итак, названное определение позволяет выделить следующие основные признаки экономической конкуренции:

• содержанием конкуренции является состязательность субъ­ектов хозяйствования в рамках закона;

• состязательность выражается в правомерных экономических действиях хозяйствующих субъектов для достижения преиму­ществ над иными субъектами хозяйствования на определен­ном рынке;

• состязательность направлена на достижение одновременно двух результатов: а) обеспечить возможность потребителей и субъектов хозяйствования выбирать среди нескольких продавцов товаров (работ, услуг) и б) ограничить возможность субъектов хозяйствования в одностороннем порядке влиять на условия оборота товара на рынке.

§3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.