Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебные органы в системе органов защиты прав субъектов хозяйствования




§4

Анализируя группу судебных органов, осуществляющих защи­ту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, целесо­образно рассмотреть:

а) хозяйственные суды;

б) арбитражи (третейские суды).

Хозяйственные суды занимают центральное место среди органов защиты прав субъектов предпринимательства и представляют собой четырехзвенную систему, в которую включаются:

1) местные хозяйственные суды (в областях, городах Киеве и Севастополе и Автономной Республике Крым);

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ);

4) Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины.

Местные хозяйственные суды рассматривают все дела как суд первой инстанции. Апелляционные — осуществляют пересмотр решений, не вступивших в законную силу. Высший хозяйственный суд и Верховный Суд Украины являются кассационными инстан­циями и осуществляют пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу.

Задачами хозяйственных судов являются:

1) содействие совершенствованию хозяйственного законодатель­ства;

2) защита прав и интересов хозяйствующих субъектов;

3) укрепление законности в хозяйственных отношениях.

Ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК Украины) устанавливает перечень дел, подведомственных хозяй­ственным судам Украины. К ним относятся:

1) дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также по спорам о признании недействительными актов по основаниям, указанным в законодательстве, кроме:

— споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий;

— споров об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон;

— иных споров, разрешение которых в соответствии с законами Украины, межгосударственными договорами и соглашениями отнесено к ведению других органов (третейских судов, Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Укра­ины и др.);

 

2) дела о банкротстве;

3) дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции.

Рассмотрение дел хозяйственными судами имеет определенные особенности по сравнению с рассмотрением гражданских дел в об­щих судах.

Во-первых, эти особенности связаны с тем, что право на обращение в хозяйственный суд имеют на общих основаниях юридические лица (в том числе иностранные) и граждане-предприниматели, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, государственные и иные органы (например, АМКУ и Счетная палата) и граждане, не являющиеся субъектами предпринимательства (на­пример, с исками по делам о банкротстве).

Во-вторых, сам процесс рассмотрения дел в хозяйственных судах Украины имеет свои особенности по сравнению с гражданско-про­цессуальным производством в общих судах Украины:

а) сроки рассмотрения дела, как правило — 2 месяца. Продление сроков возможно по определению председателя местного хозяйственного суда на 1 месяц (в общих судах — процедура продления срока рассмотрения дела не имеет рамок);

б) основными средствами доказывания являются письменные и вещественные доказательства. Более того, в процессе нет свидетелей,(Проект Хозяйственно-процессуального кодекса, рассматриваемого в Верховной Раде Украины, предполагает введение института свидетелей, что находит неоднозначную реакцию среди ученых и практиков.) однако действует институт пояснений должностных
лиц предприятий, учреждений, организаций, принимающих участие в деле;

в) решение местного хозяйственного суда вступает в законную силу через 10 дней после принятия, в течение которых субъектам предоставляется возможность апелляционного обжалования (в общих судах аналогичный срок — 30 дней);

г) при вступлении решения в законную силу взыскателю для принудительного исполнения выдается приказ, предъявляемый затем в Государственную исполнительную службу, бан­ковское учреждение или иной орган, полномочный исполнять решения суда (в общих судах, как правило, выдается испол­нительный лист);

д) в течение 1 месяца после вступления решения в силу заинтересованное лицо имеет право обжаловать данный акт в кассационном порядке в Высший хозяйственный суд Украины, а при необходимости — в Верховный Суд Украины (в общегражданском производстве схожая процедура имеет срок 3 месяца);

е) основаниями для обжалования в Верховный Суд Украины (повторная кассация) могут быть только основания, установленные ХПК Украины (например, если выявлено различное применение Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта по аналогичным делам или если ВХСУ применил закон или иной нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции Украины). В общегражданском производстве решение кассационной инстанции не подлежит обжалованию;

ж) инициирование процедуры досудебного урегулирования спора со стороны кредитора делает эту процедуру обязательной для должника. За нарушение установленных сроков (1 месяц) для рассмотрения претензии или за оставление ее без ответа (ч. 9 ст. 222 ХК Украины) взыскивается штраф в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 9 ХПК). При этом признанная претензия является исполнительным документом.

Однако хозяйственные суды — не единственные судебные орга­ны, стоящие на защите прав и законных интересов предпринима­телей.

Третейский суд (арбитраж) — это негосударственный неза­висимый орган, который образуется по соглашению или соответ­ствующему решению заинтересованных физических и/или юриди­ческих лиц в порядке, установленном Законом, для разрешения споров, которые возникают из гражданских и хозяйственных правоотношений (ст. 2 Закона Украины «О третейских судах» от 11.05.2004 г.).

В странах Европы данная форма разрешения хозяйственных споров весьма распространена, поскольку преимуществами третей­ского процесса являются:

а) возможность сторон активно влиять на процедуру;

б) право выбора или назначения третейских судей (по признаку компетентности в спорном вопросе);

в) право выбора места и языка рассмотрения;

г) соблюдение абсолютной конфиденциальности процесса и др..
Сущность третейского рассмотрения споров заключается преж­де всего в том, что дела решаются не государственным органом, а общественным посредником (третьим лицом), избираемым самими сторонами.

Хозяйственный спор может быть передан на рассмотрение тре­тейского суда при наличии между сторонами третейского соглаше­ния и до принятия каким-либо компетентным судом (общим, хо­зяйственным) решения по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и тем же основаниям.

Не могут быть переданы в третейский суд следующие хозяй­ственные споры:

1) о признании недействительными нормативно-правовых актов;

2) возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд;

3) связанные с государственной тайной;

4) о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом;

5) если одной из сторон является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие;

6) если такие споры в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Кон­ституционным Судом Украины.

Третейские суды в общепринятом смысле подразделяются на две разновидности: а) третейские суды для разрешения конкретного спора (суды «ad hoc») и б) постоянно действующие третейские суды (суды, создаваемые государством или иными органами, действую­щие на основании нормативных актов и не расформировываемые после рассмотрения конкретных дел). Примерами таких судов могут служить Международный коммерческий арбитражный суд и Мор­ская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины.

Третейский суд «ad hoc» (разовый третейский суд) избирает­ся спорящими сторонами в составе судей, которым может стать любое лицо, компетентное по мнению сторон в разрешении возникшего спора. Третейский суд избирается в составе одного или любого не­четного числа судей, причем при назначении или избрании третей­ских судей по конкретному делу необходимо их согласие. В случае коллегиального рассмотрения судьи сами избирают председателя.

Один из важнейших институтов, напрямую связанный с третей­скими судами, — это институт третейского соглашения. Третейское соглашение — это письменное соглашение сторон о передаче в тре­тейский суд всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с любыми конкретными правоотношениями, независимо от того, имеют ли они договорной характер или нет.

Третейское соглашение может быть заключено в виде арби­тражной оговорки в контракте или в виде отдельного соглашения. В третейском соглашении стороны могут по собственному усмотре­нию согласовать процедуру назначения судьи или судей, догово­риться о процедуре отвода судьи, процедуре рассмотрения дела третейским судом, о месте суда, начале рассмотрения дела, о языках, которые будут использоваться в третейском рассмотрении, приме­нении права.

Обратим внимание также на то, что в отличие от рассмотрения дела в хозяйственном суде, где суду необходимо предоставить доказатель­ства отправки другим участникам процесса иска, встречного иска, доказательств и иных документов по делу, в третейском разбиратель­стве предоставляются доказательства получения таких документов участниками. То есть документы и иные письменные материалы на­правляются по последнему известному месту проживания физическо­го лица или по юридическому адресу или местонахождению юриди­ческого лица рекомендованным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим получение доказательств доставки таких документов и материалов адресату.

Рассмотрение дела третейским судом не ограничено сроками. При разрешении хозяйственных споров третейский суд руковод­ствуется законами и иными нормативными актами, относящимися к данному спору.

Решение по спору выносится третейским судом по исследовании всех обстоятельств дела. Когда суд состоит из трех или более судей, решение выносится большинством голосов. Оно излагается в пись­менной форме, подписывается всем составом суда и должно быть объявлено в заседании суда и разослано сторонам.

По делам, рассматриваемым в третейских судах, государственная пошлина не взимается.

Решения третейского суда по хозяйственным спорам являются окончательными и обязательны к исполнению всеми государствен­ными, кооперативными и иными общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями в срок, установ­ленный в решении.

Сторона, считающая, что вынесенное третейским судом решение противоречит закону, вправе в трехмесячный срок со дня вынесения решения обратиться в местный хозяйственный суд по подсудности с заявлением о проверке правильности решения третейского суда.

Следует учитывать, что решение третейского суда может быть обжаловано и отменено только по следующим основаниям:

1) дело, по которому принято решение третейского суда, не под­ведомственно третейскому суду в соответствии с законом;

2) решение третейского суда принято по спору, не предусмотрен­ному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, которые выходят за пределы третейского согла­шения;

3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;

4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям закона.

Постоянно действующие третейские суды (арбитражи) могут образовываться и действовать при определенных организациях, за­регистрированных в установленном порядке, в частности, при:

— всеукраинских общественных организациях;

— всеукраинских организациях работодателей;

— фондовых и товарных биржах, саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— торгово-промышленных палатах;

— всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центрального союза потребительских обществ Украины;

— объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков.

Такие суды не могут образовываться и действовать при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд подлежит государствен­ной регистрации Министерством юстиции Украины, Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автоном­ной Республике Крым, областными, Киевским, Севастопольским городскими управлениями юстиции в течение пятнадцати дней со дня предоставления его учредителем заявления.

Наиболее известными в Украине постоянно действующими арбитражами являются Международный коммерческий арбитраж­ный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промыш­ленной палате Украины (МКАС и МАК). Это самостоятельные по­стоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды), которые осуществляют свою деятельность согласно Закону Украи­ны «О международном коммерческом арбитраже». Торгово-про­мышленная палата Украины утверждает Регламенты МКАС и МАК, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арби­тров и других расходов судов, содействует их деятельности.

Процедура рассмотрения дела в указанных судах весьма схожа с рассмотренной выше процедурой рассмотрения дел третейскими судами в соответствии с Законом «О третейских судах». Некоторые особенности имеют процедуры рассмотрения споров в МКАС и МАК согласно Закону «О международном коммерческом арбитраже». В частности, данные арбитражи в первую очередь рассматривают споры с участием нерезидентов Украины, что запрещено для других третейских судов, действующих на территории Украины.

Особенностью деятельности постоянных третейских судов следу­ет признать установление законодателем дополнительных оснований для оспаривания арбитражного решения: недееспособность одной из сторон третейского соглашения, признание его недействительным, отсутствие надлежащего сообщения одной стороне о назначении арбитра и т.д. Ходатайство об отмене арбитражного решения может быть заявлено также в течение трех месяцев со дня, когда сторона, заявляющая ходатайство, получила арбитражное решение.

Среди проблемных вопросов в этой сфере следует отметить уста­новление законодателем возможности обжалования решения тре­тейского суда в апелляционные суды общей юрисдикции. Думается, логичным и целесообразным было бы предоставить полномочия по пересмотру хозяйственным судам, поскольку им более понятна хозяйственная специализация споров, рассматриваемых в третей­ских судах.

В Международный коммерческий арбитражный суд при Тор­гово-промышленной палате Украины (МКАС) могут по соглаше­нию сторон передаваться на разрешение:

— споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, которые возникают при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;

— споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Украины, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права Украины;

— споры, отнесенные к его юрисдикции в силу международных договоров Украины.

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МАК) разрешает споры, вытекающие из договор­ных и других гражданско-правовых отношений, которые возника­ют из торгового мореходства, независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты украинского и иностранного или только украинского или только иностранного права.

МАК разрешает также споры, которые возникают в связи с пла­ванием морских судов и судов внутреннего плавания по междуна­родным рекам, в случаях, указанных выше, а также споры, связан­ные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок. Комиссия принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче спора на ее решение, а также если стороны спора обязаны передать такой спор на ее раз­решение в силу международных договоров.

Важной составляющей рассмотрения дел третейскими судами является институт признания и исполнения третейского (арби­тражного) решения. Решения третейских судов (арбитражей) ис­полняются сторонами добровольно в установленные им сроки, а если срок исполнения в решении не отмечен, оно подлежит немедленному исполнению. Неисполненные в срок решения исполняются в соот­ветствии с законом и международными договорами. В частности, порядок такого исполнения закреплен в законах Украины «О третей­ских судах», «Об исполнительном производстве», «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов».

В пункте 10 статьи 3 Закона «Об исполнительном производстве» указано, что решения третейских судов подлежат исполнению го­сударственной исполнительной службой, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины.

Выполнение решения третейского суда, если оно требует совер­шения действий органами государственной власти, органами мест­ного самоуправления, их служебными лицами, осуществляется при условии выдачи местным хозяйственным судом исполнительного документа (приказа).

Суд может отказать в удовлетворении заявления о выдаче при­каза при наличии следующих оснований:

а) на день принятия решения по заявлению о выдаче приказа решение третейского суда отменено судом;

б) дело, по которому принято решение, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом;

в) пропущен установленный срок для обращения за выдачей приказа, а причины его пропуска не признаны судом уважительными;

г) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения;

д) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;

е) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям закона;

ж) решение третейского суда содержит способы защиты прав и охраняемых интересов, которые не предусмотрены законами Украины;

з) постоянно действующий третейский суд не предоставил по требованию компетентного суда соответствующее дело.

Решение иностранного третейского суда исполняется в соответ­ствии с Законом Украины «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов».

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются понятия защиты и охраны прав субъектов хозяйствования?

2. Почему система органов защиты и охраны прав субъектов хозяйствования выходит за рамки судебной системы Украины?

3. Какие административные органы входят в систему органов охраны, и защиты прав субъектов хозяйствования?

4. Какие правоохранительные органы могут быть названы в качестве субъектов системы органов охраны и защиты прав субъ­ектов хозяйствования?

5. Каково место хозяйственных судов Украины в защите прав субъектов хозяйствования?

6. В чем заключаются основные особенности хозяйственного судопроизводства по сравнению с исковым судопроизводством в общих судах Украины?

7. Дайте общую характеристику и назовите значение третейских судов в разрешении споров между субъектами хозяйство­вания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.