КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебные органы в системе органов защиты прав субъектов хозяйствования
§4 Анализируя группу судебных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, целесообразно рассмотреть: а) хозяйственные суды; б) арбитражи (третейские суды). Хозяйственные суды занимают центральное место среди органов защиты прав субъектов предпринимательства и представляют собой четырехзвенную систему, в которую включаются: 1) местные хозяйственные суды (в областях, городах Киеве и Севастополе и Автономной Республике Крым); 2) апелляционные хозяйственные суды; 3) Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ); 4) Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины. Местные хозяйственные суды рассматривают все дела как суд первой инстанции. Апелляционные — осуществляют пересмотр решений, не вступивших в законную силу. Высший хозяйственный суд и Верховный Суд Украины являются кассационными инстанциями и осуществляют пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу. Задачами хозяйственных судов являются: 1) содействие совершенствованию хозяйственного законодательства; 2) защита прав и интересов хозяйствующих субъектов; 3) укрепление законности в хозяйственных отношениях. Ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК Украины) устанавливает перечень дел, подведомственных хозяйственным судам Украины. К ним относятся: 1) дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также по спорам о признании недействительными актов по основаниям, указанным в законодательстве, кроме: — споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий; — споров об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон;
— иных споров, разрешение которых в соответствии с законами Украины, межгосударственными договорами и соглашениями отнесено к ведению других органов (третейских судов, Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины и др.);
2) дела о банкротстве; 3) дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции. Рассмотрение дел хозяйственными судами имеет определенные особенности по сравнению с рассмотрением гражданских дел в общих судах. Во-первых, эти особенности связаны с тем, что право на обращение в хозяйственный суд имеют на общих основаниях юридические лица (в том числе иностранные) и граждане-предприниматели, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, государственные и иные органы (например, АМКУ и Счетная палата) и граждане, не являющиеся субъектами предпринимательства (например, с исками по делам о банкротстве). Во-вторых, сам процесс рассмотрения дел в хозяйственных судах Украины имеет свои особенности по сравнению с гражданско-процессуальным производством в общих судах Украины: а) сроки рассмотрения дела, как правило — 2 месяца. Продление сроков возможно по определению председателя местного хозяйственного суда на 1 месяц (в общих судах — процедура продления срока рассмотрения дела не имеет рамок); б) основными средствами доказывания являются письменные и вещественные доказательства. Более того, в процессе нет свидетелей,(Проект Хозяйственно-процессуального кодекса, рассматриваемого в Верховной Раде Украины, предполагает введение института свидетелей, что находит неоднозначную реакцию среди ученых и практиков.) однако действует институт пояснений должностных
в) решение местного хозяйственного суда вступает в законную силу через 10 дней после принятия, в течение которых субъектам предоставляется возможность апелляционного обжалования (в общих судах аналогичный срок — 30 дней); г) при вступлении решения в законную силу взыскателю для принудительного исполнения выдается приказ, предъявляемый затем в Государственную исполнительную службу, банковское учреждение или иной орган, полномочный исполнять решения суда (в общих судах, как правило, выдается исполнительный лист); д) в течение 1 месяца после вступления решения в силу заинтересованное лицо имеет право обжаловать данный акт в кассационном порядке в Высший хозяйственный суд Украины, а при необходимости — в Верховный Суд Украины (в общегражданском производстве схожая процедура имеет срок 3 месяца); е) основаниями для обжалования в Верховный Суд Украины (повторная кассация) могут быть только основания, установленные ХПК Украины (например, если выявлено различное применение Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта по аналогичным делам или если ВХСУ применил закон или иной нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции Украины). В общегражданском производстве решение кассационной инстанции не подлежит обжалованию; ж) инициирование процедуры досудебного урегулирования спора со стороны кредитора делает эту процедуру обязательной для должника. За нарушение установленных сроков (1 месяц) для рассмотрения претензии или за оставление ее без ответа (ч. 9 ст. 222 ХК Украины) взыскивается штраф в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 9 ХПК). При этом признанная претензия является исполнительным документом. Однако хозяйственные суды — не единственные судебные органы, стоящие на защите прав и законных интересов предпринимателей. Третейский суд (арбитраж) — это негосударственный независимый орган, который образуется по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном Законом, для разрешения споров, которые возникают из гражданских и хозяйственных правоотношений (ст. 2 Закона Украины «О третейских судах» от 11.05.2004 г.).
В странах Европы данная форма разрешения хозяйственных споров весьма распространена, поскольку преимуществами третейского процесса являются: а) возможность сторон активно влиять на процедуру; б) право выбора или назначения третейских судей (по признаку компетентности в спорном вопросе); в) право выбора места и языка рассмотрения; г) соблюдение абсолютной конфиденциальности процесса и др.. Хозяйственный спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами третейского соглашения и до принятия каким-либо компетентным судом (общим, хозяйственным) решения по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и тем же основаниям. Не могут быть переданы в третейский суд следующие хозяйственные споры: 1) о признании недействительными нормативно-правовых актов; 2) возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд; 3) связанные с государственной тайной; 4) о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом; 5) если одной из сторон является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие; 6) если такие споры в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины. Третейские суды в общепринятом смысле подразделяются на две разновидности: а) третейские суды для разрешения конкретного спора (суды «ad hoc») и б) постоянно действующие третейские суды (суды, создаваемые государством или иными органами, действующие на основании нормативных актов и не расформировываемые после рассмотрения конкретных дел). Примерами таких судов могут служить Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины.
Третейский суд «ad hoc» (разовый третейский суд) избирается спорящими сторонами в составе судей, которым может стать любое лицо, компетентное по мнению сторон в разрешении возникшего спора. Третейский суд избирается в составе одного или любого нечетного числа судей, причем при назначении или избрании третейских судей по конкретному делу необходимо их согласие. В случае коллегиального рассмотрения судьи сами избирают председателя. Один из важнейших институтов, напрямую связанный с третейскими судами, — это институт третейского соглашения. Третейское соглашение — это письменное соглашение сторон о передаче в третейский суд всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с любыми конкретными правоотношениями, независимо от того, имеют ли они договорной характер или нет. Третейское соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в контракте или в виде отдельного соглашения. В третейском соглашении стороны могут по собственному усмотрению согласовать процедуру назначения судьи или судей, договориться о процедуре отвода судьи, процедуре рассмотрения дела третейским судом, о месте суда, начале рассмотрения дела, о языках, которые будут использоваться в третейском рассмотрении, применении права. Обратим внимание также на то, что в отличие от рассмотрения дела в хозяйственном суде, где суду необходимо предоставить доказательства отправки другим участникам процесса иска, встречного иска, доказательств и иных документов по делу, в третейском разбирательстве предоставляются доказательства получения таких документов участниками. То есть документы и иные письменные материалы направляются по последнему известному месту проживания физического лица или по юридическому адресу или местонахождению юридического лица рекомендованным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим получение доказательств доставки таких документов и материалов адресату. Рассмотрение дела третейским судом не ограничено сроками. При разрешении хозяйственных споров третейский суд руководствуется законами и иными нормативными актами, относящимися к данному спору. Решение по спору выносится третейским судом по исследовании всех обстоятельств дела. Когда суд состоит из трех или более судей, решение выносится большинством голосов. Оно излагается в письменной форме, подписывается всем составом суда и должно быть объявлено в заседании суда и разослано сторонам. По делам, рассматриваемым в третейских судах, государственная пошлина не взимается. Решения третейского суда по хозяйственным спорам являются окончательными и обязательны к исполнению всеми государственными, кооперативными и иными общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями в срок, установленный в решении. Сторона, считающая, что вынесенное третейским судом решение противоречит закону, вправе в трехмесячный срок со дня вынесения решения обратиться в местный хозяйственный суд по подсудности с заявлением о проверке правильности решения третейского суда. Следует учитывать, что решение третейского суда может быть обжаловано и отменено только по следующим основаниям: 1) дело, по которому принято решение третейского суда, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом; 2) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, которые выходят за пределы третейского соглашения; 3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом; 4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям закона. Постоянно действующие третейские суды (арбитражи) могут образовываться и действовать при определенных организациях, зарегистрированных в установленном порядке, в частности, при: — всеукраинских общественных организациях; — всеукраинских организациях работодателей; — фондовых и товарных биржах, саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг; — торгово-промышленных палатах; — всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центрального союза потребительских обществ Украины; — объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков. Такие суды не могут образовываться и действовать при органах государственной власти и органах местного самоуправления. Постоянно действующий третейский суд подлежит государственной регистрации Министерством юстиции Украины, Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским, Севастопольским городскими управлениями юстиции в течение пятнадцати дней со дня предоставления его учредителем заявления. Наиболее известными в Украине постоянно действующими арбитражами являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС и МАК). Это самостоятельные постоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды), которые осуществляют свою деятельность согласно Закону Украины «О международном коммерческом арбитраже». Торгово-промышленная палата Украины утверждает Регламенты МКАС и МАК, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов судов, содействует их деятельности. Процедура рассмотрения дела в указанных судах весьма схожа с рассмотренной выше процедурой рассмотрения дел третейскими судами в соответствии с Законом «О третейских судах». Некоторые особенности имеют процедуры рассмотрения споров в МКАС и МАК согласно Закону «О международном коммерческом арбитраже». В частности, данные арбитражи в первую очередь рассматривают споры с участием нерезидентов Украины, что запрещено для других третейских судов, действующих на территории Украины. Особенностью деятельности постоянных третейских судов следует признать установление законодателем дополнительных оснований для оспаривания арбитражного решения: недееспособность одной из сторон третейского соглашения, признание его недействительным, отсутствие надлежащего сообщения одной стороне о назначении арбитра и т.д. Ходатайство об отмене арбитражного решения может быть заявлено также в течение трех месяцев со дня, когда сторона, заявляющая ходатайство, получила арбитражное решение. Среди проблемных вопросов в этой сфере следует отметить установление законодателем возможности обжалования решения третейского суда в апелляционные суды общей юрисдикции. Думается, логичным и целесообразным было бы предоставить полномочия по пересмотру хозяйственным судам, поскольку им более понятна хозяйственная специализация споров, рассматриваемых в третейских судах. В Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС) могут по соглашению сторон передаваться на разрешение: — споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, которые возникают при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей; — споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Украины, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права Украины; — споры, отнесенные к его юрисдикции в силу международных договоров Украины. Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МАК) разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового мореходства, независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты украинского и иностранного или только украинского или только иностранного права. МАК разрешает также споры, которые возникают в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных выше, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок. Комиссия принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче спора на ее решение, а также если стороны спора обязаны передать такой спор на ее разрешение в силу международных договоров. Важной составляющей рассмотрения дел третейскими судами является институт признания и исполнения третейского (арбитражного) решения. Решения третейских судов (арбитражей) исполняются сторонами добровольно в установленные им сроки, а если срок исполнения в решении не отмечен, оно подлежит немедленному исполнению. Неисполненные в срок решения исполняются в соответствии с законом и международными договорами. В частности, порядок такого исполнения закреплен в законах Украины «О третейских судах», «Об исполнительном производстве», «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов». В пункте 10 статьи 3 Закона «Об исполнительном производстве» указано, что решения третейских судов подлежат исполнению государственной исполнительной службой, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины. Выполнение решения третейского суда, если оно требует совершения действий органами государственной власти, органами местного самоуправления, их служебными лицами, осуществляется при условии выдачи местным хозяйственным судом исполнительного документа (приказа). Суд может отказать в удовлетворении заявления о выдаче приказа при наличии следующих оснований: а) на день принятия решения по заявлению о выдаче приказа решение третейского суда отменено судом; б) дело, по которому принято решение, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом; в) пропущен установленный срок для обращения за выдачей приказа, а причины его пропуска не признаны судом уважительными; г) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения; д) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом; е) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям закона; ж) решение третейского суда содержит способы защиты прав и охраняемых интересов, которые не предусмотрены законами Украины; з) постоянно действующий третейский суд не предоставил по требованию компетентного суда соответствующее дело. Решение иностранного третейского суда исполняется в соответствии с Законом Украины «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов». Вопросы для самоконтроля: 1. Чем отличаются понятия защиты и охраны прав субъектов хозяйствования? 2. Почему система органов защиты и охраны прав субъектов хозяйствования выходит за рамки судебной системы Украины? 3. Какие административные органы входят в систему органов охраны, и защиты прав субъектов хозяйствования? 4. Какие правоохранительные органы могут быть названы в качестве субъектов системы органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования? 5. Каково место хозяйственных судов Украины в защите прав субъектов хозяйствования? 6. В чем заключаются основные особенности хозяйственного судопроизводства по сравнению с исковым судопроизводством в общих судах Украины? 7. Дайте общую характеристику и назовите значение третейских судов в разрешении споров между субъектами хозяйствования.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |