Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение числа М




Ограничение числа М (числа Маха) вводится для самолетов, аэродинамические характеристики и энерговооруженность кото­рых позволяют достигать таких скоростей, когда влияние сжимае­мости может в значительной мере ухудшить летно-технические характеристики и характеристики устойчивости и управляемости.

При увеличении числа М свыше 0,4 подъемная сила крыла плавно возрастает при незначительном увеличении лобового со­противления.

Аэродинамические характеристики крыла будут плавно изме­няться до определенного числа М, начиная с которого на верхней поверхности крыла местная скорость станет равной местной ско­рости звука. Такое число М называется критическим и обознача­ется Мкр.

При М > на верхней (а при больших околозвуковых скоро­стях полета и на нижней) поверхности крыла образуются местные зоны сверхзвуковых скоростей, заканчивающиеся прямыми скачка­ми уплотнения. Явление образования на крыле местных сверхзвуко­вых зон и скачков уплотнения, сопровождающееся резким падением подъемной силы и еще более резким увеличением лобового сопро­тивления, называется волновым кризисом. Помимо ухудшения аэродинамических характеристик крыла при М > Мкр резко ухудша­ются характеристики устойчивости и управляемости самолета.

Число М полета скоростных самолетов ограничивается величи­ной

Мпредкр-АМ, где АМ — запас по числу М, равный 0,05...0,1.

Нарушение ограничения числа М может привести к возникновению таких опасных явлений, как обрат­ная реакция по крену на отклонение руля направления, затягивание в пи­кирование, "валежка" и др.

В полете с околокритическими числами М уменьшение фактическо­го угла стреловидности % выдвинуто­го вперед полукрыла при отклонении руля направления создает условия для более раннего возникновения на этом полукрыле волнового кризиса (рис. 12.2). Падение подъемной силы при волновом кризисе приводит к образованию кренящего момента на другое (на рис. 12.2 правое) полукрыло, т.е. проявляется обратная реакция по крену на отклонение руля направления - крен в сто­рону скольжения.

Одним из признаков превышения предельного числа М являет­ся затягивание самолета в пикирование. Суть этого явления состо­ит в следующем. Пусть самолет летит с некоторым числом М) > > Мпред и сбалансирован на определенном угле атаки (рис. 12.3). При увеличении числа М полета до значения М2, как следует из зависимости сДМ), значение подъемной силы крыла уменьшится (У2 < К[). Кроме того, центр давления сместится назад. Таким об­разом, кабрирующий момент крыла уменьшится (Мй < Мг1).

Так как скорость потока в области горизонтального оперения меньше скорости потока, набегающего на крыло, то критическое число М оперения больше Мкр крыла. Этому способствует и то, что оперение имеет более тонкие профили, чем крыло. Следова­тельно, волновой кризис на горизонтальном оперении начинается при больших числах М, чем на крыле. Это видно из сравнения кривых с,(М) для крыла и оперения, приведенных на рис. 12.3.


При М = М2 подъемная сила горизонтального оперения увели­чивается, что ведет к увеличению пикирующего момента горизон­тального оперения Мгто\

 


 


 

Таким образом, уменьшение кабрирующего момента крыла и увеличение пикирующего момента горизонтального оперения приводят к затягиванию самолета в пикирование.

Нарушение ограничения числа М так же, как и нарушение ог­раничения максимальной скорости, как указывалось, может при­вести к "валежке". Это может быть вызвано геометрической не­симметричностью полукрыльев, вследствие которой при полете с числом М > Мпред на одном из полукрыльев волновой кризис мо­жет начаться раньше, чем на другом, что приведет к появлению кренящего момента на то крьшо, где волновой кризис начался раньше.

Тенденция к "валежке" может иметь место на всех высотах. На больших высотах "валежка" может появиться при меньших (по сравнению с малыми высотами) скоростях полета, так как на больших высотах Мкр будет достигаться на меньшей скорости.

При возникновении явлений, связанных с нарушениями мак­симальной скорости и числа М, пилот должен устранить причи­ны, приведшие к этим явлениям, т.е. уменьшить скорость и число

М полета уменьшением тяги двигателей. Только после этого с по­мощью органов управления самолет надо вернуть к исходному ре­жиму полета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 7659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.