Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментируемым Законом в рассматриваемой статье предусматривается право иных лиц, помимо родителей ребенка, подавать заявления о рождении ребенка. 6 страница




Необходимо учитывать, что Федеральным законом от 12.11.2012 N 183-ФЗ в положения комментируемой статьи вносится ряд существенных изменений. В первую очередь, в соответствии с положениями п. "а" ч. 4 ст. 2 указанного Федерального закона с 13.02.2013 название комментируемой статьи изменится на "Признание действительными документов о государственной регистрации актов гражданского состояния и удостоверение таких документов", что свидетельствует о расширении возможностей субъектов данных правоотношений в сфере предоставления и получения документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, составленных иностранными государствами.

Кроме того, указанным Федеральным законом комментируемая статья разделена на пункты, причем второй пункт вводится впервые и предусматривает порядок удостоверения официальных документов компетентными органами Российской Федерации, выданных в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия. В соответствии с вновь введенными положениями в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, официальные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, удостоверяются путем проставления на таких документах апостиля органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РОЖДЕНИЯ

 

Статья 14. Основания для государственной регистрации рождения

 

Комментарий к статье 14

 

1. Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном законом порядке, предусмотренном ст. 47 СК РФ. Указанное положение касается не только детей, рожденных в браке, но и детей, родившихся от лиц, не состоящих между собой в зарегистрированных брачных отношениях. В последнем случае дети имеют такие же права, что и дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой, если их происхождение было удостоверено в установленном законом порядке в соответствии со ст. 53 СК РФ. Таким порядком является государственная регистрация рождения ребенка в органах ЗАГС. Лишь после регистрации рождения происхождение ребенка становится юридическим фактом и может порождать правовые последствия. Следовательно, основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей может являться кровное родство и его государственное признание.

В юридическом аспекте факт рождения ребенка и его происхождения от конкретных мужчины и женщины может быть закреплен только путем государственной регистрации акта гражданского состояния - рождения ребенка - в органах ЗАГС.

Порядок, основания и особенности государственной регистрации акта гражданского состояния - рождения ребенка - определяется главой второй комментируемого Закона.

Необходимо отметить, что государственная регистрация рождения ребенка производится только после наступления юридического события - рождения ребенка, недопустимо производство государственной регистрации ребенка досрочно, до момента его рождения.

В рассматриваемой статье комментируемого Закона законодателем определяется исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть произведена государственная регистрация такого акта гражданского состояния, как рождение ребенка. Основания государственной регистрации рождения ребенка законодатель разделяет в зависимости от места, где происходили роды.

В случаях если роды происходили в медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы, а также при помощи и в присутствии лица, занимающегося частной медицинской практикой, в качестве основания для государственной регистрации рождения ребенка законодателем предусматривается представление документа установленной формы о рождении ребенка, удостоверенного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, выдавшими его.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1687н "О Медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и Порядке его выдачи" документом установленной формы о рождении ребенка является медицинское свидетельство о рождении по форме N 103/У, утвержденной указанным Приказом.

Бланки медицинских свидетельств о рождении являются документами строгой отчетности, и при выдаче таких свидетельств в медицинской организации либо у частнопрактикующего врача остаются корешки медицинских свидетельств о рождении.

Как ранее уже отмечалось, медицинское свидетельство о рождении выдается не только тогда, когда роды происходили в медицинской организации, но и при родах вне медицинской организации. В таких случаях медицинские свидетельства о рождении выдаются:

- медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах;

- медицинской организацией, в которую обратилась мать после родов;

- индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность.

Медицинские свидетельства о рождении выдаются на новорожденных, родившихся живыми при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 гр. и более, а в случае многоплодных родов - менее 500 гр. или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения - дыхания, сердцебиения, пульсации пуповины или произвольных движений мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Следует учитывать, что при многоплодных родах медицинское свидетельство о рождении выдается на каждого ребенка.

Медицинское свидетельство о рождении может быть получено не только родителями ребенка, но и, в случае если родители не имеют возможности лично получить медицинское свидетельство о рождении, родственниками одного из родителей или иным уполномоченным родителями лицом либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок, при предъявлении документов, удостоверяющих личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающих его полномочия, под расписку.

В качестве другого основания для государственной регистрации рождения ребенка законодатель выделяет заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка. Применение указанного основания возможно только в случаях, когда роды происходили вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.

2. Поскольку в качестве основания государственной регистрации рождения ребенка в случаях, когда роды происходят вне медицинских организаций и без оказания медицинской помощи, законодателем допускается подача заявления лицом, присутствовавшим при таких родах, вполне закономерно введение в рассматриваемую статью комментируемого Закона положений о форме такого заявления.

Исходя из смысла рассматриваемой статьи, заявление о рождении ребенка лицо, присутствовавшее при родах, может сделать как в устной, так и в письменной форме работнику органов записи гражданского состояния, производящему государственную регистрацию рождения.

Письменная форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (форма N 6).

В таком заявлении лицо, присутствовавшее при родах вне медицинского учреждения и без оказания медицинской помощи, должно указать сведения о себе, а также изложить события, которые подтверждаются данным заявлением: где, когда и кем был рожден ребенок, какого пола, а также физиологическое состояние ребенка - живорожденный или мертворожденный.

В случаях если такое заявление делается в устной форме, вышеперечисленные сведения фиксируются работником органов ЗАГС со слов лица, присутствовавшего при родах, и удостоверяются подписью этого лица.

Также законодателем предусматриваются и ситуации, когда лицо, присутствовавшее при родах, не имеет возможности по различным причинам явиться в органы ЗАГС. В таких случаях основанием для регистрации рождения ребенка будет являться его письменное заявление с изложением всех указанных выше событий. Однако при таких обстоятельствах обязательным условием для принятия заявления в качестве основания государственной регистрации рождения ребенка будет удостоверение подписи лица, присутствовавшего при родах, в установленном законодательством порядке.

Комментируемый Закон предусматривает различные способы удостоверения подписи, вытекающие из положений гражданского законодательства об удостоверении доверенностей:

- организацией, в которой указанное лицо работает или учится;

- жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства;

- органом местного самоуправления по месту его жительства;

- администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении.

3. Заявление лица, являющегося свидетелем родов, происходящих вне медицинского учреждения и без оказания медицинской помощи, составленное в письменной форме в соответствии с вышеуказанными требованиями и удостоверенное в установленном законом порядке, может быть представлено в орган ЗАГС любым допустимым для прочтения и удостоверения факта рождения ребенка способом.

Следует обратить внимание, что п. 3 комментируемой статьи применим только в случаях, когда лицо, являющееся свидетелем родов, происходящих вне медицинского учреждения и без оказания медицинской помощи, не имеет возможности лично явиться в орган записи гражданского состояния для подтверждения факта рождения ребенка конкретной женщиной в описанных выше условиях.

Законодатель в рассматриваемом положении комментируемой статьи приводит лишь примерный перечень таких способов. Среди них он выделяет представление такого заявления в орган ЗАГС через родителей или одного из родителей ребенка. Кроме того, такое заявление может быть направлено в адрес органа ЗАГС путем использования любого из способов связи: почтовой, электрической и иной. Несмотря на то что законодателем в комментируемой статье прямо не предусмотрены положения о возможности подачи заявления о рождении, подтверждающего факт рождения ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, при помощи многофункционального центра по оказанию государственных и муниципальных услуг, во взаимосвязи с положениями п. 5 ст. 9 комментируемого Закона предоставление такой возможности является вполне закономерным и обоснованным.

4. Факт рождения имеет для гражданина юридическое значение, от него зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав, поэтому данный факт может быть установлен в порядке судебного производства.

Законодателем в рассматриваемом п. 4 комментируемой статьи в качестве самостоятельного основания для государственной регистрации рождения ребенка выделяется решение суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной. Использование указанного основания для государственной регистрации рождения ребенка возможно только в случае, когда отсутствуют иные основания государственной регистрации рождения ребенка, предусмотренные в п. 1 комментируемой статьи.

Заявления об установлении факта рождения ребенка конкретной женщиной рассматриваются в порядке особого производства, предусмотренного гражданским процессуальным законодательством, а именно гл. 28 ГПК РФ.

Возбуждение производства по делу об установлении в отношении ребенка факта материнства конкретной женщины происходит только в случаях, когда факт рождения ребенка не подтвержден документально либо свидетелями, а также в случаях, когда мать ребенка при родах назвалась вымышленным именем, покинула родильное учреждение, в случаях кражи или подмены ребенка.

При этом следует учитывать, что в случае наличия спора о материнстве дело об установлении факта происхождения ребенка будет рассматриваться в исковом порядке.

В предмет доказывания будут входить установление факта наличия родственных отношений, а именно происхождение ребенка от конкретной женщины.

Также необходимо обратить внимание на то, что установление факта происхождения ребенка от конкретной женщины до вступления СК РФ в законную силу, то есть до 01.03.1996, могло производиться только с учетом следующих обстоятельств: родительское отношение матери к ребенку (воспитание и содержание ребенка), выраженное письменно или устно субъективное отношение к ребенку как к своему родному сыну или дочери. В качестве доказательств этих фактов могут быть приняты только те, которые с достоверностью подтверждают признание конкретной женщиной факта материнства в отношении данного ребенка.

В отношении установления факта материнства конкретной женщины в отношении детей, рожденных после 01.03.1996, судом могут быть приняты во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица, в том числе и документы, переписка, содержащие сведения о наличии родственных отношений женщины и ребенка и т.д., а также справка из органов ЗАГС об отсутствии сведений о государственной регистрации рождения данного ребенка.

Пример: Старопромысловским районным судом Чеченской Республики было рассмотрено гражданское дело по заявлению прокурора Старопромысловского района Чеченской Республики в интересах двух совершеннолетних лиц и одного несовершеннолетнего лица об установлении факта рождения их конкретной женщиной. В обоснование заявления указывалось на то, что родители указанных лиц умерли, мать - в апреле 2010 г., отец - в июне 1996 г. До смерти матери дети не знали о том, что у них отсутствуют документы, удостоверяющие личность. Постоянного места жительства они не имели, скитались по всей Чеченской Республике. Со слов матери детям известно, что она на учете по беременности в лечебном учреждении не состояла, всех детей родила на дому без врачебной помощи, поэтому справку не получила и рождение детей не было должным образом оформлено. О датах и годах своего рождения они знают со слов матери, кроме того, со слов детей, их дни рождения иногда по мере возможности праздновались в кругу семьи, когда были живы их родители. Решением суда был установлен факт рождения указанных лиц от конкретных родителей. Указанный вывод суда был основан на свидетельских показаниях, а также документах, подтверждающих доводы заявления <5>.

--------------------------------

<5> Информационно-правовая система "Актоскоп" // URL: http://actoscope.com/skfo/chechenskres/staropromyslovsky-chn/gr/1/ob-ustanovlenii-fakta-rojdeniya-16052011-1931168 (дата обращения: 20.11.2012).

 

Статья 15. Место государственной регистрации рождения

 

Комментарий к статье 15

 

1. Одним из важных моментов при государственной регистрации рождения ребенка является определение места государственной регистрации такого акта гражданского состояния.

Положения рассматриваемой нормы п. 1 комментируемой статьи введены законодателем в диспозитивной форме, поскольку предлагают выбирать место, где может быть произведена государственная регистрация рождения ребенка. Это положение комментируемого Закона позволяет родителям ребенка или иным лицам, обратившимся за государственной регистрацией рождения ребенка, выбирать орган ЗАГС, где будет составлена соответствующая актовая запись.

В первую очередь, государственная регистрация рождения ребенка может быть произведена в органах ЗАГС по месту фактического рождения ребенка.

Местом фактического рождения ребенка является муниципальное образование, в котором располагается медицинское учреждение, или местность, где произошли роды, либо место, в котором ребенок был обнаружен, в случае если факт родов не зафиксирован в установленном действующим законодательством порядке.

Кроме того, в качестве места государственной регистрации факта рождения ребенка законодателем также определяется место жительства родителей или одного из них.

Законодатель в ст. 20 ГК РФ в качестве места жительства определяет место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом, исходя из смысла действующего законодательства, у гражданина может быть только одно место жительства. Если гражданин постоянно проживает в одном и том же месте, его место жительства определяется довольно просто. Однако бывают случаи, когда гражданин проживает в разных местах, переезжая по различным обстоятельствам с одного места на другое.

Следует учитывать, что постоянное проживание не обязательно всегда означает длительное проживание. Важно помнить, что местом жительства будет то место, где в силу сложившихся условий обосновался гражданин. Например, молодой специалист, по окончании вуза прибывший на работу в определенное муниципальное образование, со дня поселения там будет иметь местом жительства именно это муниципальное образование, а не населенный пункт, в котором он проходил обучение либо где проживают его родители.

Понятие термина "преимущественное проживание" раскрывается также в положениях ст. 20 ГК и имеет важнейшее значение, поскольку нередко жизнь и деятельность гражданина не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом их жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах <6>.

--------------------------------

<6> Подробнее о понятии места жительства см.: Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть. 2008.

 

Таким образом, государственная регистрация рождения ребенка будет производиться по месту преимущественного проживания родителей либо одного из них и не связывается законодателем с наличием у этих лиц регистрации по месту жительства либо по месту пребывания.

2. Поскольку форма и порядок ведения записи акта о рождении утверждаются на законодательном уровне и после их государственной регистрации влияют на возникновение и осуществление прав и законных интересов человека, большое значение имеет достоверность и полнота сведений, указанных в документах, подтверждающих регистрацию конкретных актов гражданского состояния. Это касается и указания в записи о рождении ребенка фактического места его рождения.

В актовой записи о рождении ребенка в качестве фактического места его рождения указывается:

- наименование муниципального образования с его административным статусом (город, поселок, сельское поселение и т.п.), а также наименование субъекта Российской Федерации, наименование государства;

- наименование населенного пункта, административно-территориального образования иностранного государства и наименование самого государства, в случае если регистрация производится консульским учреждением Российской Федерации при рождении ребенка на территории иностранного государства.

В случае если факт и место родов зафиксированы не были, а ребенок был найден, в качестве места рождения ребенка указывается наименование муниципального образования, на территории которого находится местность, где был обнаружен ребенок, а также наименование субъекта Российской Федерации и государства.

Кроме того, законодателем допускается возможность указания в качестве места рождения ребенка муниципального образования - сельского поселения, в котором проживают родители либо один из них.

В таких случаях местом регистрации факта рождения ребенка может быть, как установлено общими положениями комментируемой статьи, место жительства родителей либо одного из них. Вместе с тем законодатель предлагает в таких случаях альтернативу при определении места регистрации ребенка. Так, факт рождения ребенка может быть зарегистрирован органами ЗАГС, расположенными по маршруту следования транспортного средства, в котором произошли роды. Введение указанного положения комментируемой статьи связано с установлением ограниченного комментируемым Законом срока государственной регистрации рождения ребенка.

В качестве места рождения ребенка, в случаях рождения его в любом транспортном средстве во время его следования по маршруту, будет указываться место проведения государственной регистрации данного акта гражданского состояния.

4. При рождении ребенка в отдаленной местности, а также в экспедициях, на полярных станциях, в иных местах, удаленных от муниципальных образований, где не имеются органы ЗАГС, государственная регистрация рождения ребенка может быть произведена по общим основаниям по месту жительства родителей либо одного из них. Однако в связи с тем, что место жительства родителей может быть сильно отдалено от места рождения ребенка, законодателем в качестве места регистрации рождения ребенка предлагается наиболее близко территориально расположенный орган ЗАГС.

В случаях наличия нескольких равно отдаленных муниципальных образований, в которых имеются органы ЗАГС, от места рождения ребенка при решении вопроса о месте регистрации данного акта гражданского состояния представляется наиболее правильным определять орган ЗАГС, где может быть произведена государственная регистрация рождения ребенка, самостоятельно родителям ребенка, по их усмотрению.

 

Статья 16. Заявление о рождении ребенка

 

Комментарий к статье 16

 

Законодателем предусмотрена форма такого обращения в органы ЗАГС - это заявление о рождении ребенка. Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 установлено две формы (N 1 и N 2) заявления о рождении ребенка в зависимости от того, кем составляется такое заявление: обоими родителями либо только матерью, в случае если сведения об отце ребенка не указываются в записи о рождении ребенка.

К такому заявлению в обязательном порядке прилагается медицинское свидетельство о рождении ребенка (подробнее см. комментарий к ст. 14).

Законодателем также предусматривается право родителей либо одного из них сделать такое заявление в устной форме, с представлением медицинского свидетельства о рождении ребенка. В таких случаях сведения о поступлении устного заявления о рождении ребенка, а также сведения о родителях, о ребенке отмечаются работником органа ЗАГС, осуществляющего государственную регистрацию рождения ребенка.

Заявление о рождении ребенка с указанными в нем сведениями играет важную роль в государственной регистрации этого акта гражданского состояния, поскольку именно в нем родителями либо одним из них указываются фамилия, имя и отчество рожденного ребенка, которые впоследствии могут быть изменены только после государственной регистрации акта гражданского состояния - перемены имени.

Указанное положение комментируемой статьи, как оговорено законодателем, применяется в случае, если родители новорожденного не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка. Такие ситуации могут возникать по различным причинам, как объективным (нахождение одинокой матери после родов в тяжелом состоянии, нахождение родителей в местах лишения свободы и т.п.), так и субъективным (в случае отказа матери от ребенка, когда его отец неизвестен и т.п.).

В качестве субъектов правоотношений по государственной регистрации данного акта гражданского состояния, обращающихся с заявлениями о рождении ребенка и предусмотренных рассматриваемыми положениями комментируемой статьи, могут выступать:

- родственники одного из родителей;

- лица, уполномоченные родителями или одним из родителей в установленном законодательством порядке на совершение действий по государственной регистрации рождения ребенка;

- должностное лицо медицинской или иной организации, где находилась мать во время родов;

- должностное лицо медицинской или иной организации, где находится ребенок.

3. В п. 3 комментируемой статьи, основанном на общей норме п. 1 ст. 7 комментируемого Закона о документах, представляемых для составления записи акта гражданского состояния, определен перечень документов, представляемых и предъявляемых в орган ЗАГС для государственной регистрации рождения.

В связи с тем что само по себе заявление о рождении ребенка не является правовым основанием для проведения государственной регистрации данного акта гражданского состояния, к такому заявлению, как уже ранее отмечалось, должен быть приложен документ, подтверждающий факт наличия оснований для государственной регистрации рождения ребенка, предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона, - медицинское свидетельство о рождении ребенка. Кроме того, лицо, обратившееся в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации рождения ребенка, должно в обязательном порядке представить документы, удостоверяющие его личность, а также документы, подтверждающие его полномочия на подачу заявления о государственной регистрации рождения ребенка.

4. В рассматриваемом положении п. 4 комментируемой статьи законодателем специально устанавливаются повторные требования о соблюдении правил, предусмотренных п. п. 2 и 3 статьи 14 для ситуаций, когда факт рождения ребенка подтверждается заявлением лица, присутствовавшего при родах, происходивших вне медицинского учреждения, без оказания медицинской помощи.

Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (форма N 6).

В связи с тем что единственным доказательством факта рождения ребенка конкретной женщиной является письменное либо устное заявление этого лица, к заявлению должны быть приложены документы, удостоверяющие личность этого человека. Также к такому заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, в виде медицинского свидетельства о рождении формы N 103/у, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1687н. Данный вывод основан на том, что возможность выдачи такого свидетельства предусматривается в случаях, когда роды происходили вне медицинского учреждения и без оказания медицинской помощи, но после этого ребенок был направлен в медицинскую организацию.

5. В настоящее время активное развитие получают вспомогательные репродуктивные технологии: методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма, в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Специфика возникающих при этом отношений получила отражение и в комментируемом Законе, закрепляющем особенности государственной регистрации рождения ребенка от суррогатной матери.

Главной особенностью государственной регистрации рождения ребенка, выношенного и рожденного суррогатной матерью после имплантации ей эмбриона от генетических родителей, является наличие, помимо всех указанных в комментируемой статье документов, выданного медицинской организацией документа, подтверждающего факт получения согласия суррогатной матери на запись генетических родителей в качестве фактических родителей ребенка.

В случае если такого документа представлено не будет, органы ЗАГС не вправе зарегистрировать факт рождения ребенка от генетических родителей. Указанное положение закреплено повторно и в п. 4 ст. 51 СК РФ.

Указанная позиция законодателя была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и получила оценку в Определении от 15.05.2012 N 880-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ч.П. и Ч.Ю. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Суть данного Определения сводилась к тому, что оспариваемые заявителями законоположения не нарушают их конституционные права в указанном ими аспекте, а направлены на соблюдение прав матери, выносившей ребенка.

Конституционный Суд указал, что, осуществляя на основе предписаний Конституции РФ и соответствующих международно-правовых обязательств Российской Федерации правовое регулирование в сфере использования репродуктивных технологий, включая суррогатное материнство, законодатель обладает широкой свободой усмотрения в выборе мер защиты здоровья граждан, семьи, материнства, отцовства и детства и определении условий и порядка их предоставления. Вместе с тем он связан требованиями Конституции РФ, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности, выступающие конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона. Согласно разъяснению, данному Конституционным Судом, законодательно предусмотренное право суррогатной матери давать согласие на то, чтобы при государственной регистрации рождения ребенка его родителями были записаны генетические родители, означает имеющуюся у нее возможность в записи акта о рождении ребенка записать себя матерью ребенка, что фиксируется и в свидетельстве о его рождении, обусловливая тем самым для женщины, родившей ребенка, права и обязанности матери, предусмотренные ст. 47 СК РФ. Такая модель правового регулирования, не будучи единственно возможной, не выходит за пределы правотворческих полномочий федерального законодателя.

Суррогатное материнство, как ранее уже отмечалось, представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в т.ч. преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Приказом Минздрава России от 26.02.2003 N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий в терапии женского и мужского бесплодия" утверждена Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий. В соответствии с п. 1.1 указанной Инструкции установлено, что вспомогательные репродуктивные технологии - это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. Там же установлено, что проведение вспомогательных репродуктивных технологий возможно только при наличии письменного информированного согласия пациентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.