Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьим основанием для совершения органами ЗАГС действий по государственной регистрации расторжения брака является вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака. 1 страница




Пример: кассационная жалоба гражданина К.Г., касающаяся наличия в паспорте отметок, была оставлена без удовлетворения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. По мнению Верховного Суда РФ, вмешательством в личную и семейную жизнь являются не сами по себе отметки в паспорте, а возможность неограниченного круга лиц знакомиться с этими отметками при предъявлении паспорта. Кроме того, лица, получающие доступ к персональным данным, обязаны их использовать для определенных и законных целей, за нарушение требований законодательства о защите персональных данных предусмотрена гражданская, уголовная, административная ответственность (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2011 N КАС10-685).

Отдел ЗАГС ссылался на то, что законодательством предусмотрена запись общей фамилии супругов, образованной посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа, только при государственной регистрации заключения брака.

Пример: В. обратилась в суд с иском к В.Р., В.Э., Управлению ЗАГС г. Махачкалы о признании брака, заключенного между В.Р. и В.Э. 02.04.1993, недействительным. В данном обращении указывалось, что на момент регистрации данного брака имелся зарегистрированный 19.10.1989 и нерасторгнутый брак между нею и В.Р., от которого она имеет дочь (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2009 N 20-В09-3).

Как ранее уже отмечалось, международными нормами права, как и положениями действующего законодательства, закреплено право ребенка на имя, фамилию и отчество. Положениями комментируемого Закона установлены общие правила указания их в актовой записи о рождении ребенка в соответствии с согласованным желанием обоих родителей либо одной матери. Вместе с тем в случаях, когда ребенок был найден либо подкинут, правом на указание имени, фамилии и отчества такого ребенка наделяется тот орган или организация, которые обратились с заявлением о государственной регистрации рождения подкинутого либо найденного ребенка.

Поскольку с момента внесения в актовую запись о государственной регистрации рождения ребенка сведений о его родителях у последних возникает комплекс соответствующих прав и обязанностей, государственная регистрация и отражение сведений о родителях ребенка в актовой записи могут быть оспорены в судебном порядке.

Данное требование законодательства нашло свое отражение в ст. 52 СК РФ, согласно которой запись родителей в книге записей рождений может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.

В соответствии с п. 2 ст. 52 СК РФ требование лица, записанного отцом ребенка на основании п. 2 ст. 51 СК РФ, то есть в случае, если родители не состоят в браке между собой, об оспаривании отцовства не может быть удовлетворено, если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка.

5. Особые правила записи родителей ребенка и оспаривания отцовства (материнства) установлены для случаев рождения ребенка при применении метода искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.

На законодательном уровне отношения в сфере искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, являющихся вспомогательными репродуктивными технологиями, урегулированы положениями ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ: мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (см. комментарий к п. 5 ст. 16).

Согласно п. 4 ст. 51 СК РФ лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Законодательно предусмотрено также то, что лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Данное положение СК РФ учтено в п. 5 ст. 16 комментируемого Закона, согласно которому при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

В силу п. 3 ст. 52 СК РФ супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Там же установлено, что супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства.

 

Статья 18. Запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения

 

Комментарий к статье 18

 

1. Как устанавливается ч. 2 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах, подписанного в Нью-Йорке (Соединенные Штаты Америки) 19.12.1966, каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. Аналогичное нормативное положение о праве ребенка на имя закрепляется и в ч. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка, подписанной в Нью-Йорке 20.11.1989, согласно которой ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, вышеприведенные нормы международного права, декларирующие право ребенка на имя, являются составными частями правовой системы Российской Федерации и подлежат неукоснительному применению.

В силу положений, закрепленных в ст. 19 ГК РФ, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

Имя, фамилия и отчество - это неотъемлемая составляющая личности. В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ право на имя - это личное неимущественное право гражданина, неотчуждаемое и не передаваемое, направленное на индивидуализацию личности.

Положения, закрепляющие право ребенка на имя, отчество и фамилию, устанавливаются и в ст. 58 СК РФ, определяющей основополагающие правила записи фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации акта рождения ребенка.

Исходя из смысла положений рассматриваемого п. 1 комментируемой статьи, фамилия ребенка записывается по общей фамилии его родителей, что следует также из требований ч. 3 ст. 58 СК РФ, в соответствии с которой фамилия ребенка определяется фамилией родителей. В случаях когда у родителей ребенка разные фамилии, фамилия ребенка определяется соглашением родителей и записывается в актовую запись о рождении по фамилии матери или отца ребенка.

Непосредственно имя ребенка при государственной регистрации его рождения, как закреплено в рассматриваемых положениях комментируемой статьи, а также в п. 2 ст. 58 СК РФ, определяется по соглашению родителей ребенка и на основании данного соглашения записывается в актовую запись о рождении ребенка.

2. В жизни нередки ситуации, когда родители ребенка по различным субъективным обстоятельствам не могут достичь согласия по поводу имени, которым назовут своего ребенка, а иногда и относительно фамилии ребенка, если носят разные фамилии. В таких случаях в соответствии с рассматриваемыми положениями п. 2 комментируемой статьи своеобразным арбитром, разрешающим возникшую спорную ситуацию, является орган опеки и попечительства.

Исходя из смысла положений ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку новорожденные дети в силу действующего законодательства являются недееспособными лицами, чьи интересы представляют родители, причем на равных основаниях, в случаях, когда между законными представителями несовершеннолетнего возникают спорные ситуации относительно прав ребенка, в разрешение конфликта в силу направленности своей деятельности вмешивается орган опеки и попечительства.

Как ранее уже отмечалось, в соответствии с международным и национальным законодательством к непосредственным неотъемлемым правам ребенка относится право иметь имя и фамилию, в связи с этим орган опеки и попечительства, в случае если родители ребенка не могут достичь между собой соглашения об имени ребенка или о его фамилии, разрешает этот вопрос для целей внесения сведений в актовую запись о рождении ребенка.

Необходимо отметить, что орган опеки и попечительства при разрешении спора между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка руководствуется только интересами ребенка и принимает решение, в наибольшей мере соответствующее их соблюдению.

Указанная позиция была отражена и в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 457-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Приставко Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 18 и 51 Кодекса о браке и семье РСФСР и статьей 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Согласно указанному Определению отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей; при отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей. Орган опеки и попечительства при разрешении соответствующего спора между родителями обязан действовать не произвольно, а руководствуясь интересами ребенка и принимать такие решения, которые отвечали бы им в наибольшей степени. Следовательно, установленный ст. 51 КоБС РСФСР (ст. 58 СК РФ) и ст. 18 комментируемого Закона порядок присвоения фамилии ребенку при отсутствии соглашения между родителями - по указанию органов опеки и попечительства - не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права и свободы заявителя.

В силу положений п. 25 Правил заполнения бланков, в случае если имя ребенка и (или) фамилия (при разных фамилиях родителей) записываются по указанию органа опеки и попечительства, в графе 22 "Иные сведения и служебные отметки" указываются реквизиты решения этого органа.

3. Как следует из смысла положений п. 2 ст. 58 СК РФ, отчество ребенку присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Именно на положениях указанной нормы закона базируются требования, установленные п. 4 комментируемой статьи.

По общепринятым правилам, установленным положениями действующего законодательства, а в частности и положениями комментируемой статьи, отчество ребенка записывается по имени отца. Исключение законодательно допускается в случаях, если иные правила установлены национальными обычаями. СК РФ в число исключений добавлены и правила, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем закрепление такого положения в рамках комментируемой статьи не является необходимым, поскольку все случаи иного указания отчества ребенка, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации, вытекают из оснований национальных обычаев народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Примером установления иного способа указания в актовой записи о рождении ребенка отчества ребенка может служить п. 3 ст. 49 Семейного кодекса Республики Татарстан от 13.01.2009 N 4-ЗРТ, согласно которому устанавливается, что отчество ребенку по соглашению родителей может быть присвоено на основе национальных традиций путем прибавления к имени отца ребенка слова "улы" (для ребенка мужского пола), слова "кызы" (для ребенка женского пола).

4. Рассматриваемое положение п. 5 комментируемой статьи фактически полностью основано на формулировке п. 5 ст. 58 СК РФ об установлении правил записи фамилии, имени и отчества ребенка в случаях, если мать не состоит в браке с отцом ребенка. В случаях если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери. Положения п. 5 комментируемой статьи в полной мере согласуются и с требованиями п. 3 ст. 17 комментируемого Закона.

Как следует из смысла исследуемой статьи, положения данной нормы применяются только в случаях, когда мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено в определенном действующим законодательством порядке. В таких ситуациях право выбора имени ребенка принадлежит только матери, без учета мнения лица, указанного в качестве отца ребенка в актовой записи о рождении; фамилия ребенка в актовой записи о рождении записывается по фамилии матери, а отчество ребенка указывается по имени лица, указанного в записи акта о рождении ребенка в качестве его отца.

Поскольку п. 3 ст. 17 комментируемого Закона предусмотрено право матери ребенка не указывать сведения об отце ребенка в актовой записи о рождении, в случае если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, комментируемой статьей предусматривается порядок указания отчества ребенка в таких ситуациях. По аналогии с указанием имени ребенка по желанию только матери, законодателем предусмотрено право матери в таком случае на указание отчества ребенка по ее желанию.

Несмотря на то что в рассматриваемом положении комментируемого Закона не содержится соответствующего прямого указания, вполне закономерным является вывод о том, что внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства впоследствии согласно п. 3 ст. 17 комментируемого Закона.

5. Положениями п. 2 ст. 58 СК РФ предусмотрена возможность изменения порядка внесения сведений об отчестве и фамилии ребенка в актовую запись о рождении в случаях, если иной порядок предусмотрен законодательством субъектов Российской Федерации либо национальными обычаями, действующими и применяемыми на территории, где располагается орган ЗАГС.

Примером такой ситуации может служить наличие в Республике Татарстан национального обычая, согласно которому ребенку может быть присвоена фамилия, производная от имени деда, как по отцовской, так и по материнской линии.

Комментируемая статья в п. 6 содержит положение о том, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации, основанным на нормах СК РФ, предусмотрен иной порядок присвоения фамилии и определения отчества ребенка, запись фамилии и отчества ребенка при государственной регистрации рождения производится в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Из смысла буквального толкования положений рассматриваемой статьи вытекает, что законодатель в качестве основания применения иного порядка присвоения ребенку отчества и фамилии не предусматривает наличие национальных обычаев.

В связи с отсутствием в федеральном законодательстве Российской Федерации нормы закона, позволяющей при присвоении ребенку фамилии руководствоваться существующими национальными обычаями, возможно возникновение ситуаций ущемления национальных прав народов, проживающих на территории Российской Федерации (также см. комментарий к п. 4 рассматриваемой статьи). Вместе с тем закрепление такого положения в рамках комментируемой статьи не является необходимым, поскольку СК РФ закрепляются все случаи иного указания отчества ребенка, а кроме того, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации случаи иного определения отчества и фамилии ребенка вытекают из оснований национальных обычаев народов, проживающих на территории данных субъектов Российской Федерации.

Рассматриваемые нормы комментируемого Закона, так же как и требования п. 2 ст. 58 СК РФ, основываются на положениях, содержащихся в п. 1 ст. 19 ГК РФ, согласно которому имя гражданина, под которым он приобретает и осуществляет свои права и обязанности, включает фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Единственным императивным условием возможности применения иного порядка установления отчества и фамилии ребенка в соответствии с законами субъектов Российской Федерации является строгое соответствие положений такого закона субъекта Российской Федерации требованиям СК РФ. В противных случаях применение положений закона субъекта Российской Федерации является невозможным, так как в силу действующего федерального законодательства нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации неприменимы в части, противоречащей положениям федерального законодательства.

В силу положений п. 25 Правил заполнения бланков, в случае если имя ребенка и (или) фамилия (при разных фамилиях родителей) записываются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, в графе 22 "Иные сведения и служебные отметки" указываются реквизиты примененного закона субъекта Российской Федерации.

 

Статья 19. Государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка

 

Комментарий к статье 19

 

1. Положениями комментируемой статьи регламентируется порядок государственной регистрации рождения ребенка, который был найден либо подкинут и сведения о родителях которого отсутствуют.

В первую очередь законодателем устанавливается обязанность лица, обнаружившего брошенного либо подкинутого ребенка, заявить об этом факте в органы внутренних дел либо в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. При этом комментируемой статьей строго регламентирован период, в течение которого должно быть сделано такое сообщение, - в течение сорока восьми часов с момента обнаружения ребенка.

В качестве субъектов, имеющих в соответствии с рассматриваемым положением право на обращение в органы ЗАГС с целью государственной регистрации рождения подкинутого или найденного ребенка, законодателем предусмотрено несколько видов юридических лиц - государственных (муниципальных) органов и организаций:

- органы внутренних дел, куда поступило заявление об обнаружении брошенного либо подкинутого ребенка;

- органы опеки и попечительства, куда поступило заявление об обнаружении брошенного либо подкинутого ребенка;

- медицинская организация, в которую помещен ребенок;

- воспитательная организация, в которую помещен ребенок;

- организация социальной защиты населения, в которую помещен ребенок.

Положениями комментируемого Закона не предусмотрен порядок действий органов внутренних дел или органов опеки и попечительства после поступления к ним брошенного или подкинутого ребенка. Вместе с тем последующая их деятельность строго регламентирована действующими нормативно-правовыми актами.

Так, в соответствии с п. 55 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 26.05.2000 N 569, в городские, районные или линейные органы внутренних дел либо в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, если они находятся вне помещения отдела, могут быть доставлены безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе заблудившиеся и подкинутые.

Согласно п. 63 этой же Инструкции на заблудившихся и подкинутых несовершеннолетних составляется акт о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка в четырех экземплярах. Первый экземпляр акта регистрируется в журнале учета происшествий для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, второй экземпляр акта направляется вместе с ребенком в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копии актов в течение пяти суток направляются в орган управления социальной защиты населения. Последние экземпляры актов с распиской должностного лица, принявшего ребенка, хранятся в подразделениях по делам несовершеннолетних в течение двух лет, после чего уничтожаются в установленном порядке. В силу п. 64 Инструкции заблудившиеся, подкинутые и другие дети в возрасте до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, направляются в учреждения органов здравоохранения. При этом в случае направления ребенка в учреждение органа здравоохранения копия акта в орган управления социальной защиты населения не направляется.

Обязанность учреждений органов здравоохранения на совершение дальнейших действий по приему и обустройству брошенных или подкинутых несовершеннолетних предусматривается ст. 18 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", согласно которой органы управления здравоохранения в пределах своей компетенции организуют круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья; выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних.

Кроме того, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ закрепляются положения о создании в целях помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения - центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенных для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве. В такие центры круглосуточно принимаются в установленном соответствующими положениями порядке заблудившиеся, брошенные или подкинутые несовершеннолетние.

Как и в ситуации с периодом подачи заявления об обнаружении подкинутого или брошенного ребенка, законодатель строго ограничивает срок обращения указанных органов и организаций за государственной регистрацией рождения ребенка. Согласно положениям рассматриваемой статьи заявление о государственной регистрации акта рождения ребенка должно быть подано в органы ЗАГС в течение семи дней с момента обнаружения ребенка. Исчисление такого срока должно производиться исходя из существующих общепринятых правил исчисления установленных законодательно сроков - со дня, следующего за наступлением события. Поскольку законодателем не определен порядок исчисления такого срока - в календарных либо рабочих днях, наиболее верным представляется порядок исчисления указанного периода в календарных днях, поскольку в таком случае соблюдается принцип проведения в кратчайшие сроки государственной регистрации рождения ребенка в целях недопущения нарушения прав несовершеннолетнего.

Следует отметить, что предоставленное законодателем в формулировке рассматриваемой статьи диспозитивное право различных государственных органов и иных организаций на обращение с заявлением о государственной регистрации рождения ребенка является не в полной мере соответствующим принципу соблюдения основных прав ребенка, поскольку допускает возможность возникновения спорных ситуаций между указанными органами по поводу реализации возложенной на них обязанности, а также зависит от уровня и согласованности действий данных органов и организаций.

2. Положения п. 2 рассматриваемой статьи вытекают из требований ст. 14 комментируемого Закона, закрепляющей перечень оснований для государственной регистрации рождения ребенка.

В случае обнаружения брошенного либо подкинутого ребенка основанием для проведения государственной регистрации рождения ребенка будет являться заявление органа внутренних дел, органа опеки и попечительства либо медицинской организации, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, о государственной регистрации рождения найденного или подкинутого ребенка с приложением предусмотренных данной статьей документов.

Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (форма N 4). В качестве обязательных приложений к заявлению о государственной регистрации рождения найденного или подкинутого ребенка законодателем предусматриваются только документы, подтверждающие факт и обстоятельства обнаружения ребенка, а также возраст и пол найденного или подкинутого ребенка.

Документом, подтверждающим факт и обстоятельства обнаружения ребенка, может быть акт, заключение, справка либо иной формы документ, в котором должны быть подробно указаны все обстоятельства, при которых был найден ребенок, в том числе и время, место обнаружения, иные имеющие значение данные. Так, например, Приказом Министерства внутренних дел РФ от 26.05.2000 N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" в качестве приложения N 15 закреплена форма акта о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка. Согласно указанной форме в таком акте, составляемом в присутствии гражданина, обнаружившего ребенка, и двух понятых, в обязательном порядке должны быть отражены сведения о дате, времени доставления ребенка, наименование органа внутренних дел, куда был доставлен ребенок. Также обязательно указываются пол ребенка, место, время и обстоятельства обнаружения его, имеющиеся приметы, примерный возраст, способность сообщить о себе сведения, одежда, в которую он одет, наличие при нем каких-либо вещей и предметов, состояние его здоровья, с обязательным отражением имеющихся телесных повреждений и их местом расположения на теле ребенка, а также сведения, которые удалось установить в отношении обстоятельств, имеющих значение для дальнейшего устройства ребенка. Кроме того, должны быть в обязательном порядке отражены и сведения о том, куда и кому был передан ребенок.

В качестве документа, подтверждающего пол и возраст найденного или подкинутого ребенка, принимается документ, выданный медицинской организацией, содержащий подтвержденные медицинскими исследованиями сведения о возрасте и поле этого ребенка. Форма такого документа законодателем не закреплена, однако наиболее верным кажется вывод о том, что возраст ребенка должен определяться на основании медицинского заключения после проведения необходимых мероприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.