Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьим основанием для совершения органами ЗАГС действий по государственной регистрации расторжения брака является вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака. 4 страница




Так, по мнению Конституционного Суда РФ, федеральный законодатель в ст. 13 СК РФ установил брачный возраст исходя из того, что совершеннолетие предполагает достижение биологической и психологической зрелости как условия вступления в брак (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 568-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Ивана Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 134 Уголовного Кодекса Российской Федерации").

Вопрос об установлении брачного возраста представляет особый интерес в связи с тем, что его определение зависит от значительного числа различных факторов и определяется у различных народов согласно присущим им особенностям.

В данном аспекте заслуживает внимания обзор законодательства стран СНГ в работе А.Н. Левушкина. Автор констатирует, например, что в ряде стран СНГ брачный возраст определен для женщин в 17 лет, а для мужчин - 18 лет (Азербайджан, Армения, Узбекистан, Украина). В Таджикистане брачный возраст до 01.01.2011 был установлен как 17, но сейчас повышен до 18 лет <7>.

--------------------------------

<7> См.: Левушкин А.Н. Понятие и особенности заключения брака в современном законодательстве стран СНГ // Нотариус. 2011. N 1.

 

Пунктом 2 ст. 13 СК РФ предусматривается возможность сокращения брачного возраста по разрешению органов местного самоуправления на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Вопрос о вступлении в брак в исключительных случаях, до достижения возраста шестнадцати лет, относится к числу вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, может быть урегулирован законодательством субъектов Российской Федерации.

Обстоятельствами, в силу которых в большинстве случаев разрешается вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста, являются беременность будущей супруги, фактически сложившиеся семейные отношения и т.д. Отсутствие официального признания семейных отношений с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, является противоправным и влечет возникновение уголовной ответственности согласно ст. 134 УК РФ.

Так, например, Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы гражданина И.В. Павлова, в которой оспаривалась конституционность ст. 134 УК РФ, позволившей привлечь его к уголовной ответственности и осудить за половые сношения с четырнадцатилетней девушкой. Было указано на то, что на момент возбуждения уголовного дела и его судебного рассмотрения И.В. Павлов не состоял в браке с потерпевшей, а соответственно, в его деле положения ст. 134 УК РФ не могли быть применены в их системной взаимосвязи с положениями семейного законодательства (подробнее см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 568-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Ивана Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 134 УК Российской Федерации").

2.5. Формой заявления о заключении брака предусмотрено указание фамилий, которые избирают лица, вступающие в брак, что также относится к числу особенных сведений, указание которых предполагается только при регистрации данного вида акта гражданского состояния.

Указание фамилий, которые избирают заявители после вступления в брак, вытекает из норм СК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 32 СК РФ супругам предоставляется право выбора фамилии при заключении брака:

- либо супруги берут фамилию одного из них в качестве общей фамилии;

- либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию;

- либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, супруг присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

При этом не допускается соединение фамилий, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

Вместе с тем п. 2 ст. 28 комментируемого Закона конкретизируется правило образования "двойной фамилии", а именно: такая фамилия образуется посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа и при написании соединяется дефисом.

Рассматривая указание сведений о фамилии супругов после заключения брака, необходимо отметить, что данная норма имеет диспозитивный характер и предоставляет супругам выбор в рамках, установленных законом. Кроме того, регулирование данного вопроса относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, может регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации.

Изучая практику применения норм о выборе фамилий супругов после заключения брака, можно отметить, что в большинстве случаев невесте присваивается фамилия будущего супруга либо будущие супруги выбирают добрачные фамилии. Крайне редко встречаются случаи, когда будущим супругом выбирается фамилия невесты, и случаи образования так называемой "двойной фамилии". Выбранные при заключении брака фамилии супругов в дальнейшем могут быть изменены при государственной регистрации расторжения брака, а также при государственной регистрации перемены имени.

Пример: судом была удовлетворена жалоба гражданки Титовой А.А., обратившейся в суд с жалобой на неправомерные действия отдела ЗАГС, отказавшего ей в государственной регистрации перемены имени, а именно фамилии "Титова" на фамилию "Титова-Репак".

При подаче заявления ею была указана причина: "Желание носить фамилию мужа (помимо своей фамилии)", то есть двойную фамилию, - и заявление подавалось уже после государственной регистрации заключения брака.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не поддержала данные доводы и указала, что настоящий спор возник не в связи с государственной регистрацией заключения брака, при которой каждый из супругов выбирает себе фамилию, а связан с осуществлением гражданином Российской Федерации своего права на перемену имени и право переменить фамилию является личным делом каждого гражданина Российской Федерации, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему права (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2010 N 45-В10-15).

3. Абзацем 3 комментируемой статьи предусматривается подписание совместного заявления о заключении брака и необходимость указания даты его составления. Данные действия имеют существенное правовое значение и являются обязательными при заполнении формы заявления и представлении его в орган ЗАГС.

Подписывая заявление о заключении брака, лица, вступающие в брак, подтверждают верность сведений, указанных ими в форме данного заявления, гарантируют отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, и свидетельствуют о своем взаимном и добровольном согласии на заключение брака.

Проставленная дата составления заявления о заключении брака констатирует момент совместного волеизъявления лиц на вступление в брак. Вместе с тем дата составления совместного заявления о вступлении в брак может не совпадать с датой принятия данного заявления в органе ЗАГС, что может встречаться в некоторых случаях. Дата составления заявления о заключении брака, совпадающая с датой его подачи в орган ЗАГС, является точкой отсчета установленного п. 1 ст. 11 СК РФ месячного срока либо измененного согласно правилам данной статьи срока на заключение брака.

Вопросом практического характера в данном аспекте является определение даты подписи заявления в случае направления его в виде электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Вероятно, в случае оперативной обработки поступающих заявлений в форме электронного документа дата составления и дата принятия органом ЗАГС данных заявлений могут совпадать.

4. Положениями комментируемой статьи указывается на необходимость представления ряда документов одновременно с заявлением о заключении брака. Это объясняется тем, что некоторые сведения, содержащиеся в этих документах, либо их реквизиты подлежат указанию в форме заявления о заключении брака, а в последующем - в графах составленной на основании данного заявления актовой записи о заключении брака. Таким образом, при подаче заявления о заключении брака в орган ЗАГС у специалистов органов ЗАГС возникает возможность проверить правильность сведений, указанных в заявлении, в целях исключения каких-либо ошибок, описок, неточностей. Остановимся подробнее на данных документах.

4.1. Предъявление документа, удостоверяющего личность, в комментируемой статье выступает одним из примеров, где раскрывается общее положение п. 1 ст. 7 комментируемого Закона. В силу данного положения для составления записи акта гражданского состояния должен быть представлен документ, удостоверяющий личность заявителя. Императивный характер нормы предполагает предъявление документа, удостоверяющего личность, при государственной регистрации всех видов актов гражданского состояния.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации согласно п. 1 Положения о паспорте от 08.07.1997 N 828. Данный документ содержит сведения о личности гражданина: фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения и место рождения, размещающиеся на третьей странице бланка паспорта (п. 9 Положения).

Особую важность представляют из себя отметки, производимые в паспорте, они содержат сведения о регистрации гражданина по месту жительства, о государственной регистрации заключения и расторжения брака, что играет немаловажную роль при подаче заявления о регистрации заключения брака в орган ЗАГС. Кроме того, паспорт гражданина Российской Федерации предполагает проставление иных отметок в рамках Положения о паспорте от 08.07.1997 N 828. Вместе с тем проставление отметок не является неоправданным вмешательством в личную, семейную жизнь граждан.

4.2. К числу документов, представляемых одновременно с заявлением о заключении брака, относится документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака. Требование о представлении данного документа вытекает из одного из базовых принципов института заключения брака, выраженного в качестве одного из обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 СК РФ, а именно: не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

Сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, указываются в гр. 7 формы заявления о заключении брака и подлежат внесению в запись акта о заключении брака. Несоответствие сведений о данном документе, указанных в самом документе о прекращении предыдущего брака и в заявлении о заключении брака, сведениям, указанным в записи акта о заключении брака, составленной на основании этих документов, является нарушением законодательства. Данного рода нарушения исправляются в порядке внесения исправлении и изменений на основании заключения органа ЗАГС.

В качестве документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, как правило, выступает свидетельство о расторжении брака. Свидетельство о смерти на имя умершего супруга также подтверждает прекращение брака.

Необходимо отметить, что изменениями комментируемого Закона, внесенными ст. 10 Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ, установлено особое правило, касающееся представления документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака. Так, в случае если регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом ЗАГС, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется. Таким образом, предъявление данного документа в таких случаях производится по инициативе заявителей.

Вместе с тем документом, подтверждающим прекращение предыдущего брака, может являться решение иностранного суда о расторжении брака, представленное в соответствии с требованиями п. 1 ст. 7 комментируемого Закона.

Пример: по мнению Верховного Суда РФ, положения ст. 25 СК РФ о запрете на вступление в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе ЗАГС распространяются на случаи расторжения брака на территории Российской Федерации в соответствии с нормами СК РФ. В том случае, если брак расторгнут за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства, требования ст. 25 СК РФ не подлежат применению (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2002 N 78-Г02-42).

4.3. В случае если лицо или лица, вступающие в брак, являются несовершеннолетними, при подаче заявления о заключении брака представляется разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста. В требовании о представлении данного документа выражается один из основополагающих принципов института заключения брака о брачном возрасте.

Согласно п. 2 ст. 13 СК РФ разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, при наличии уважительных причин предоставляется органами местного самоуправления. Как правило, данное разрешение оформляется в виде приказа либо распоряжения органа местного самоуправления, сведения о котором впоследствии будут указаны в записи акта о заключении брака.

Рассмотренный перечень документов, необходимых для предъявления при представлении заявления о заключении брака в орган ЗАГС, является закрытым; важно отметить, что при подаче данного заявления представляется квитанция об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию заключения брака.

5. Пунктом 2 комментируемой статьи предусматривается возможность оформления заявления о заключении брака отдельными заявлениями, в случае когда одно из лиц не может лично явиться в орган ЗАГС. Подача отдельных заявлений предполагает обязательное нотариальное удостоверение подписи лица, не явившегося в орган ЗАГС.

Удостоверение подлинности подписи лица в данном случае осуществляется согласно ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, при этом нотариусом удостоверяется принадлежность подписи на заявлении о заключении брака соответствующему лицу. Однако нотариус не удостоверяет верности сведений, указанных в данном заявлении. Нотариальное удостоверение подлинности подписи лица на заявлении о заключении брака оформляется посредством совершения на данном заявлении удостоверительной надписи нотариуса, выполняемой по форме N 54, установленной Приказом Минюста РФ от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах".

Необходимость в подаче заявления о заключении брака, оформленного отдельными заявлениями, имеет место, например, в случае, когда одно из лиц находится под стражей или отбывает наказание в местах лишения свободы. Необходимо отметить, что в силу положений Федерального закона от 12.11.2012 N 183-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополняется новым положением. Таким образом, к нотариально удостоверенной подписи лица на заявлении о заключении брака приравнивается удостоверение подписи, производимое начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения.

 

Статья 27. Порядок государственной регистрации заключения брака

 

Комментарий к статье 27

 

1. Нормативно-правовые положения рассматриваемой части комментируемой статьи носят отсылочный характер, поскольку содержат в себе только указание на то обстоятельство, что государственная регистрация заключения брака должна производиться в строгом соответствии с требованиями указанных положений норм СК РФ.

Положениями п. 1 ст. 12 СК РФ закрепляются условия возможности государственной регистрации заключения брака, согласно которым для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Возраст, по достижении которого лица имеют право вступить в зарегистрированный брак, устанавливается положениями ст. 13 СК РФ. В соответствии с требованиями указанной нормы брачный возраст устанавливается с восемнадцати лет. При этом в случае наличия уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет (подробнее см. комментарий к ст. 25).

Также законодателем в положениях рассматриваемой статьи закрепляется обязательность соблюдения при государственной регистрации заключения брака положений ст. 156 СК РФ. В силу положений указанной нормы условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований положений СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. В случаях если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что условиями государственной регистрации заключения брака законодателем являются:

- добровольность вступления в брак. В качестве основных принципов семейного законодательства в ст. 3 СК РФ устанавливается добровольность брачного союза мужчины и женщины. Именно взаимное добровольное согласие на заключение брака подтверждается подачей соответствующего заявления в органы ЗАГС, а также при непосредственной государственной регистрации заключения брака. Данный принцип регулирования семейного законодательства вытекает из положений международного права и международных договоров Российской Федерации, входящих в правовую систему государства, что закреплено в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ;

- достижение лицами, вступающими в брак, брачного возраста, то есть восемнадцати лет, а при наличии особых условий - шестнадцатилетнего возраста либо иного, установленного законами субъектов Российской Федерации. В случае если лицо, вступающее в брак, является несовершеннолетним, в соответствии с п. 1 ст. 26 комментируемого Закона при подаче заявления о заключении брака в орган ЗАГС этим лицом одновременно должно быть представлено разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста. Следует отметить, что достижение восемнадцатилетнего возраста в качестве соблюдения условий, установленных комментируемой статьей, необходимо на дату государственной регистрации заключения брака, а не на день подачи соответствующего заявления;

- вступление в брак мужчины и женщины. Законодательством Российской Федерации разрешена государственная регистрация заключения разнополых браков, в связи с этим в государственной регистрации заключения брака между лицами одного пола органами ЗАГС будет отказано.

Указанное правовое требование законодателя подтверждено и позицией Конституционного Суда РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 496-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации" указано, что и Конституция РФ, и международные правовые нормы исходят из того, что одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей. Учитывая изложенное, а также национальные традиции отношения к браку как биологическому союзу мужчины и женщины, СК РФ в ст. 1 указывает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии, в частности, с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Таким образом, федеральный законодатель в рамках предоставленной ему компетенции к условиям заключения брака отнес взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод, перечисленных в жалобе. Таким образом, ни из Конституции РФ, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, притом что само по себе отсутствие такой регистрации никак не влияет на уровень признания и гарантий в Российской Федерации прав и свобод заявителя как человека и гражданина. Не свидетельствует о нарушении конституционных прав заявителя и наличие в ряде государств Европы иного подхода к решению вопросов демографического и социального характера, тем более что в силу ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах право на вступление в брак и право основывать семью признается именно за мужчинами и женщинами, а ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо предусматривает возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

2. Заключение зарегистрированного государством брака должно быть осмысленным и обдуманным шагом в жизни каждого человека, поскольку порождает собой возникновение у каждого из супругов целого комплекса прав и обязанностей в сфере семейных правоотношений.

В связи с этим законодателем в п. 1 ст. 11 СК РФ было закреплено положение, согласно которому заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи лицами заявления в органы ЗАГС. Аналогичное положение закреплялось и в ст. 14 ранее действующего КоБС РСФСР для соблюдения государственных и общественных интересов и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей.

В рассматриваемых положениях комментируемой статьи законодатель продублировал указанные выше требования ст. 11 СК РФ, установив общее правило, согласно которому заключение брака и государственная регистрация заключения брака могут быть произведены только по истечении месяца со дня подачи совместного добровольного заявления о заключении брака в органы ЗАГС.

Введением такого срока от даты подачи заявления о заключении брака до момента непосредственной государственной регистрации данного акта гражданского состояния законодатель предоставляет лицам, изъявившим желание вступить в брак, возможность обдумать и оценить свои действия и намерения по вступлению в зарегистрированный брак, а также отказаться от заключения брака, если хотя бы одно из этих лиц придет к выводу о недостаточной обдуманности решения.

В связи с этим в течение указанного периода времени лица, обратившиеся в органы ЗАГС с заявлением о заключении брака, вправе в любой момент отказаться от своего заявления.

3. Положениями п. 1 ст. 11 СК РФ и п. 1 комментируемой статьи предусматривается общий срок, который должен пройти с момента подачи заявления о заключении брака для осуществления его государственной регистрации. Вместе с тем законодателем допускается отступление от данных правил при наличии установленных СК РФ оснований. Пункт 3 комментируемой статьи также имеет отсылочный характер, поскольку основания для изменения установленного срока государственной регистрации в нем не раскрываются, а содержится только указание на норму семейного законодательства, где приведены такие основания.

Как следует из п. 1 ст. 11 СК РФ, установленный месячный срок с даты подачи заявления о заключении брака до момента государственной регистрации заключения брака руководителем органа ЗАГС может быть изменен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, вплоть до регистрации брака в день подачи заявления о заключении брака.

Необходимо отметить, что единственным субъектом, уполномоченным законодателем на принятие решения об изменении срока государственной регистрации акта заключения брака, является руководитель органа ЗАГС. Никакие иные должностные лица органов ЗАГС не имеют права решать такие вопросы.

При этом положениями указанной статьи СК РФ не устанавливается конкретный перечень причин, которые могут послужить основанием для уменьшения либо увеличения срока с даты подачи заявления о заключении брака до момента государственной регистрации заключения брака. В п. 1 ст. 11 СК РФ речь идет только об уважительности таких причин. Таким образом, можно сделать вывод о том, что право определения возможности изменения срока для государственной регистрации брака и степени уважительности причин для этого законодателем предоставляется руководителю органа ЗАГС. При этом, как представляется наиболее верным, степень уважительности причины определяется для каждого конкретного случая индивидуально, с учетом интересов лиц, обратившихся с заявлением о заключении брака.

Приблизительный перечень конкретных особых обстоятельств, которые законодателем признаются в качестве оснований для изменения срока государственной регистрации заключения брака, законодателем установлен только для случаев, когда на основании этих причин допускается государственная регистрация заключения брака в день подачи заявления о заключении брака. К таким причинам в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 СК РФ законодателем отнесены: беременность, рождение ребенка, наличие непосредственной угрозы жизни одной из сторон, вступающих в брак, и другие особые обстоятельства.

Кроме того, как следует из положений п. 1 ст. 11 СК РФ, требований п. 3 комментируемой статьи, решение об изменении срока государственной регистрации заключения брака в связи с наличием уважительных причин может быть принято руководителем органа ЗАГС только в случае, если просьба об этом будет изложена в совместном заявлении лиц, вступающих в брак. При отсутствии такой просьбы в заявлении руководитель органа ЗАГС не вправе принимать решения об изменении такого срока.

4. В п. 4 комментируемой статьи воспроизводятся требования п. 1 ст. 11 СК РФ, согласно которым заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

Следует отметить, что рассматриваемые требования п. 1 ст. 11 СК РФ, как и комментируемого пункта, направлены на соблюдение принципа добровольности при вступлении лиц в брак, поскольку личное присутствие при государственной регистрации заключения брака лиц, вступающих в него, позволяет должностным лицам органа ЗАГС, производящим государственную регистрацию, непосредственно выяснить у них наличие добровольного согласия на вступление в брак.

Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на проведение в некоторых органах ЗАГС государственной регистрации заключения брака в присутствии двух свидетелей, действующим законодательством в настоящее время подобных требований не предусматривается. Присутствие свидетелей при государственной регистрации заключения брака является лишь соблюдением сложившейся в течение длительного периода времени традиции.

5. Поскольку событие государственной регистрации заключения брака является значимым и важным в жизни лиц, вступающих в брак, законодателем предусматривается возможность проведения государственной регистрации данного акта гражданского состояния в торжественной обстановке.

При этом право выбора порядка проведения государственной регистрации заключения брака принадлежит исключительно лицам, подающим заявление о заключении брака. Наличие желания на проведение государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке должно быть заблаговременно отражено лицами, вступающими в брак, в заявлении о заключении брака.

Следует отметить, что за государственную регистрацию заключения брака в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона подлежит уплате государственная пошлина в размере, установленном положениями НК РФ. Однако обеспечение торжественной обстановки государственной регистрации заключения брака является дополнительной услугой, оказываемой органами ЗАГС как учреждениями органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. В связи с этим оплата за указанную дополнительную услугу производится в размерах и порядке, которые определяются органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

6. В п. 1 ст. 11 СК РФ и п. 4 комментируемой статьи предусмотрено общее правило проведения государственной регистрации актов гражданского состояния - в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Вместе с тем в жизни нередки ситуации, когда лица, желающие вступить в зарегистрированный брак, по объективным причинам не имеют возможности явиться в органы ЗАГС для личного присутствия. В связи с этим в целях соблюдения указанных выше положений семейного законодательства и комментируемого Закона законодателем в комментируемую статью введены положения п. п. 6 и 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.