Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность, то есть дисстрес, вплоть до полной дезорганизации (Г. Селье)




Физиологические стрессы возникают при чрезмерной физической нагрузке, высокой или, наоборот, низкой температуре, затрудненности дыхания и т. п. Психологические стрессы в свою очередь делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуациях информационных перегрузок, когда из-за этого субъект не справляется с задачей, не успевает принять ответственное решение в требуемом темпе. Чаще всего этот тип стресса возникает при высокой ответственности за последствия решений. Эмоциональный стресс формируется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п., в результате происходят изменения в протекании психических процессов, эмоциональные сдвиги, нарушения двигательного и речевого поведения.

Стрессоустойчивостъ — важнейшее личностное качество менеджера. Стресс — это широкий круг состояний, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия (стрессоры). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют стрессы физиологические и психологические.

Доминантность — это черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Уверенность руководителя в своих силах, в своих способностях оказывает позитивное влияние на успешность управленческой деятельности. Подчиненные очень хорошо чувствуют состояние руководителя, воспринимают его поведенческие установки в своей деятельности. Если эти поведенческие установки негативны, то они становятся своеобразным резонатором напряженности, неуверенности в своих действиях и поступках у подчиненных.

Фактор культурно-образовательного уровня необходим для того, чтобы человек вообще мог занимать какой-либо руководящий пост, хотя исключения из правил в российской действительности иногда бывают.

Фактор пола также оказывает определенное влияние на сферу управленческих предпочтений личности. Современная психология управления — это в основном психология мужчин-руководителей. Такие важные для управления личностные качества, как доминантность, агрессивность, активность, в большей степени присущи мужчинам-руководителям, чем женщинам. Однако в последнее время и женщины-руководители стали привлекать внимание исследователей, в некоторых областях производственной деятельности они не редкость.

Возрастной фактор оказывает значительное влияние на успешное осуществление управленческих функций. Обычно наиболее крупные руководящие посты занимают люди зрелого возраста. Особенно заметно это в японском менеджменте, где можно встретить людей даже преклонного возраста.

Специалист по управлению — это менеджер. Он несет основную ответственность за управление персоналом, разрабатывает планы, определяет технологию реализации управленческих циклов, осуществляет постоянный контроль деятельности подчиненных.

Служебный статус предполагает четкую регламентацию служебных прав и обязанностей, использование работников в соответствии с их профессиональной квалификацией. Персональный статус обеспечивается удовлетворенностью работника своим положением в группе, систематическим и справедливым оцениванием его деловых, профессиональных и личностных качеств.

Достижение целей функционирования организации является одним из показателей эффективной деятельности группы. Но целевое назначение различных организаций различается. К примеру, для производственных и сельскохозяйственных предприятий, создающих материальные и потребительские ценности, основные цели функционирования организаций связаны с практическими задачами. Этим определяется практическая направленность деятельности руководителя, практический тип лидера («практик»). Для учебных, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, основные цели которых соответствуют познавательным, исследовательским функциям, в большей степени подходит когнитивный, мыслительный тип руководителя («мыслитель»).

В туристических походах, экскурсиях, на презентациях или выставках, везде, где выполняется общественная работа, наилучший результат достигается за счет подбора руководителя (распорядителя) эмоционально-коммуникативного типа («собеседник»).

Н. Н. Обозов, опираясь на данные исследования Э. Кречмера, У. Шелдона, Н. Озерецкого, разработал методику определения преобладающих компонентов в структуре личности, соответствующих типу личности «практик», «мыслитель», «собеседник».

«Мыслитель». Для него характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве. Он любит разнообразные логические задачи, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Поэтому его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи.

«Собеседник». Этот тип ориентирован на общение, установление контактов. Он любит компании, умеет шутить над собой и над другими.

«Практик». Представитель этого типа терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей, может быть хорошим организатором.

Основу методики определения типов личности («практик», «мыслитель», «собеседник») составляет таблица поведенческих проявлений человека в познавательной и эмоционально-потребностной сферах, разработанная Н. Н. Обозовым (49, с. 7—8) (см. табл. 1 на стр. 112-113).

Для того чтобы определить соотношение акцентов (типов поведения в трехкомпонентной структуре личности, необходимо построчно выбрать один из трех признаков, больше всего соответствующий образу мышления, характеру переживаний и поведению испытуемого. Этот признак оценивается в два балла. Признак, выраженный меньше, чем первый, но все же частично обнаруживаемый, — в один балл. После этого лодсчитывается количество баллов по столбцам. В зависимости от того или иного компонента, набравшего наибольший балл, можно говорить о доминировании в структуре личности признаков «мыслителя», «собеседника», «практика».

Н. Н. Обозов подчеркивает: «...При значительном доминировании интеллектуального компонента наверняка отстает сфера общения и практической деятельности. Следовательно, надо больше участвовать в общественной работе, учиться увлекать беседой других людей. Преобладание практического компонента требует развития способностей к самоанализу. Крайняя выраженность коммуникативной сферы свидетельствует об излишней болтливости человека, не слишком большой озабоченности интеллектуальными ценностями и практической реализуемостью даже самых интересных дел» (49, с. 6).

Но каковы должны быть личностные и деловые качества предпринимателя, менеджера, призванные обеспечить успешную деятельность по управлению персоналом? Основное внимание менеджер уделяет вопросам налаживания коммуникаций, делегирования полномочий и ответственности работникам организации. Сохраняя за собой функции контроля в управлении персоналом, менеджер должен заботиться о том, чтобы работники принимали активное участие в работе организации, были инициативными и отстаивали свое собственное мнение, когда это необходимо при обсуждении насущных проблем организации, выработке коллегиальных управленческих решений. Приоритетными функциями в управленческой деятельности менеджера должны стать функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.

Основными менеджерскими характеристиками являются социальные факторы, оказывающие влияние на становление менеджера и его личностные качества. Согласно А. В. Карпову (25, с. 530), к таким факторам относятся: возрастной, фактор пола, культурно-образовательный уровень и социально-экономический статус.

Фактор социально-экономического статуса оказывает достаточно сильно влияние на успешность управленческой деятельности. Этот фактор опосредован преемственностью поколений, в котором высоко ценятся профессионализм и профессиональный опыт. Шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться вверх по «управленческой вертикали» благодаря этому фактору более высоки у «наследников». Об этом образно сказал Ф. Филлер: «Один из надежнейших способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией».

Вторую группу характеристик эффективного менеджера составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие в связи с этим в качестве функции способностей. К ним относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивостъ, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, независимость, общительность и др. Некоторые из этих личностных свойств рассмотрены нами ранее во второй главе.

Своеобразна концепция деловых качеств, приведенная А. В. Бусыгиным в книге «Предпринимательство» (13, с. 75). Выделяются следующие деловые качества предпринимателя (приводится в сокращении):

• готовность и способность отыскать в экономической системе нишу путем анализа рынка и степени заполненности его товарами и услугами;

• готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товаров, услуг, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удержать ее;

• готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;

• умение первым разглядеть, понять новую технологию или научно-техническую идею и на уровне воображения «проиграть» получение конечного результата;

• способность вступить в коммуникационный процесс совсеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами.

С. А. Маничев выделил три класса требований к менеджеру: квалификационные, организационные и функциональные (Психология менеджмента:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.