Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый подход к функционализму




ОПЫТ полевой работы, а также всякая попытка сравнитель­ного теоретического исследования неизменно приводили ан­тропологов — и всегда приводят — к пониманию того, что яв­ления культуры связаны между собой. Связи между предме­том и людьми, которые его используют, между техникой, ин­дивидуальной и общественной, и правом собственности, а также экономикой производства, связь между человече­ским жилищем и членами группы, совместно проживающих

 

в нем, — все они настолько очевидны, что их никогда не оставляли вовсе незамеченными, но все же никогда и не ви­дели со всей отчетливостью. Ибо, как всем известно, сложнее всего увидеть очевидное. Если бы функционализм стремил­ся просто рассматривать «магию и хозяйственные отноше­ния во взаимосвязи», представлять их как часть социальной структуры и вообще всегда прослеживать связи дальше и дальше, это действительно было бы уклонением в научный тоталитаризм, в котором часто обвиняют функционализм. Нет сомнения, что в науке мы должны уметь вычленять яв­ления, а не только устанавливать связи. И функционализм завел бы нас в бесконечную трясину установления односто­ронних и взаимных связей, если бы не мог указать ряд обо­собленных единиц, которые содержат в себе естественные ог­раничения для согласований и связей. Я утверждаю, что та­кие естественные единицы существуют и должны стать осно­вой любого здравого анализа культуры.

Функциональная обособленная единица, которую я назы­ваю «институт», отличается от культурного комплекса или комплекса признаков, если его понимать как «состоящий из элементов, находящихся в необязательных отношениях друг к другу», в том, что институт, напротив, постулирует некото­рое обязательное отношение. Функциональная обособленная единица конкретна, то есть может наблюдаться как опреде­ленная социальная группа. Эта единица обладает структурой, универсальной для всех типов обособленных единиц, и явля­ется действительно обособленной, потому что мы можем не только перечислить ее абстрактные составные элементы, но и вполне наглядно очертить ее границы. Притязания функционализма на трактовку фундаментальных аспектов культуры — таких как образование, право, экономика, или относя­щихся к познанию, в примитивной или развитой форме, и ре­лигии — были бы неправомерны, если бы он не был способен разложить на компоненты, и тем самым определить каждый из этих аспектов культуры, и связать их с биологическими по­требностями организма человека.

Функционализм, в конце концов, не был бы функциона­лен, если мог определить понятие функции лишь такими гладкими словесными формулами как «вклад, который не­которое частное действие вносит в общую совокупность действий, частью которой оно является», и не мог привести куда более конкретных и определенных указаний на то, что

 

происходит и что может быть наблюдаемо на самом деле. Как мы увидим, такое определение мы получим, показав, что институты в человеческом обществе, также как и част­ные виды деятельности внутри них, связаны с первичными, то есть биологическими, и производными, то есть культур­ными, потребностями. Следовательно, функция всегда озна­чает удовлетворение некоторой потребности, от простейше­го акта еды до священного ритуала, в ходе которого прича­щение связано с целой системой верований, определяемых культурной необходимостью соединиться с живым Богом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.