Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции и поведение водителя




Эмоции отражают значимость для человека, всего, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. Совсем необязательно, что эмоции будут связаны с автомобилем и дорожной обстановкой. А вот влиять на поведение водителя эмоциональные состояния обязательно будут.

Эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к событиям и людям, к самому себе. В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и индивидуальных особенностей (темперамента, способностей, состояния здоровья) людей, а также от окружающей обстановки, одна и та же причина может вызывать разные эмоции.

Например, опасность у одних вызывает страх, а у других — радостное, приподнятое настроение.

Переживания человека сопровождается не только психическим компонентом, но и вегетативной реакцией организма. Поэтому чаще говорят об эмоциональном состоянии человека, которое включает в себя как психическую так и физиологическую составляющую.

Эмоциональные состояния различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления.

В связи с этим выделяют настроения, эмоции и аффекты.

Настроение — это устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального фона.

Эмоции — это кратковременное выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Эмоции могут иметь разную интенсивность. Например, радость на низком уровне интенсивности – это просто приятно, а на самом высоком уровне – это счастье или даже эйфория. Горе на низком уровне интенсивности – неприятность, а на высоком – отчаяние.

На высоком уровне интенсивности эмоции может возникнуть эмоциональное состояние аффекта.

Аффект — быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека событием, словом или действием другого человека. Часто аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте плохо продумываются последствия совершаемого, поведение человека становится импульсивным. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние.

Существует три компонента эмоциональных состояний:

  • знак (приятно - неприятно),
  • активность (возбуждение - торможение)
  • интенсивность (низкая - высокая)

Например, гнев. Эмоция носит отрицательный знак. По шкале интенсивности она может изменяться от легкого раздражения до сильной злости и даже ярости. По шкале активации - это может быть взрыв агрессии, либо ступор (и то радости и от гнева мы можем «остолбенеть» или «замереть»).

Для управления автомобилем очень важным является активационный аспект эмоций. Именно от того, насколько водитель возбужден или заторможен, зависит его способность правильно действовать в условиях управления автомобилем. Оптимальным является средний уровень активности эмоций.

Крайне важна также интенсивность эмоции. Интенсивность эмоции связана с тем, как человек принимает решения и способен ли он это желать вообще.

Приемлемая интенсивность эмоции – от низкой до средней.

Целью нашей работы по саморегуляции будет снижение активности и интенсивности эмоций до среднего уровня. Эмоции и все что вызвало их не должно заслонять собой то, что происходит на дороге «здесь и сейчас».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 5556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.