Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы словообразования суффиксы




Формирование в чисто практическом плане полноценных представлений о морфологическом составе слова, навыков образования слов с целью общения в разных учебных ситуациях.

Упр. 1. Вставить слова, подходящие по смыслу, образованные с помощью суффиксов (части слова, стоящей после корня - основного слова).

Фрагмент занятия. «Жил в лесу.... Вместе с ним жила.... У них есть... Рядом с ними жила ещё одна... семья.» Слабым детям группы А слова для справок: лось, лосиха, лосёнок, лосиная. Писать текст, употребляя название другого животного: тигр, лис, слон, лев. Разобрать словообразующую роль суффиксов и изменение значения слов. Например, из такого предложения: «Впереди бежал тигр, а за ним тигрица с тигрёнком.» Что добавилось? -ица, -ёнок. Что изменилось?

Упр. 2. Уточнить значение слов, образованных посредством суффиксов с оттенком уменьшительности, ласкательности, увеличения, пренебрежительности и т.п.

Фрагмент материала.

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил...(дом).

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал... (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил... (домишко).

Самый мудрый гном - гномище

Выстроил большой... (домище).

Упр. 3. Образовать от выделенных слов «ласковые», сравнить смысл текстов.

Чудовищная загадка.

Живёт в пещере чудовище,

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища длинный хвостище,

Крепкие у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черни у него глазищи,

Блестящи его усищи!..

Да ты не бойся, малышка!

Чудовище это-мышка!

Пещера - мышкина норка,

А сокровище - хлебная корка!

Упр. 4. Расположить слова в определенном порядке. Игра «Большой - маленький - огромный». У мамы рука, у ребенка - ручка, у Горыныча - ручища.

Упр. 5. Усилить и уменьшить признак предмета. Для уровня В

Бледный - бледноватый, бледнеющий

Грязный - грязноватый, грязнющий

Худой - худоватый, худющий.

Упр. 6. Образовать из двух существительных существительное и прилагательное, ставя вопрос: Какой? Выделить суффикс.

А: ветер, осень - осенний ветер; дождь лето - летний дождь.

Б: шарф, зима - зимний шарф; голос, радость - радостный голос.

В: смех, веселье - весёлый смех, вид, печаль - печальный вид.

Упр. 7. Составь словосочетание прилагательных с существительным из двух существительным с предлогом, выделить суффиксы, составить предложение.

А: дом из кирпича - кирпичный дом, поход на лыжах - лыжный поход.

Б: суп с мясом - мясной суп, медведь с севера - северный медведь, джем из слив - сливовый джем.

В: лечение в санатории - санаторное лечение, изделие из муки - мучное изделие, пюре для детей - детское пюре.

Упр. 8. Образовать возможные сочетания, употребив суффиксы из данных слов, объяснить их значение. Холод - зима - холодная зима, зимний холод.

Упр. 9. Образовать существительные от данных прилагательных.

А: Черный - чернота, красный -..., чистый -...

Б: пёстрый -..., белый -...

В: добрый -..., красивый -..., простой -…

А: бедный - бедность, жадный -…

Б: сухой -..., серый -...

В: Бледный -..., вялый -..., скупой -...

Упр. 10. Зашифровать (знаки любые) слова, по полученным схемам составить «свои слова», а с ними предложения.

Упр. 11. Образовать профессию по описанию рода деятельности, выделить корень и часть слова, стоящую после корня, с помощью которой образовалось слово (-ик-, -к-, -щик-, -чик-, -ист-, -тель-, -арь-, -ант-, -их-, -ник-, -ач-, -як-, -ак-).

См. листы фрагментов материала к занятиям (прилагаются).

Упр. 12. Объяснить, что делает человек этой профессии. Игры. «Мамина работа», «Кто это?». Назвать слово по картинкам (или словам), выделить суффикс и составить предложение. См. листы профессий людей.

Упр. 13. Образовать новые слова (устно или письменно) с помощью суффиксов, составить с ними словосочетания или предложения. Объяснить, как при этом изменяются их значения.

Упр. 14. Образовать причастие, выделить суффиксы. Слово причастие не называем, т.к. дети этого ещё не понимают, но уже насыщаем ими речь детей.

Фрагмент. Работа на основе демонстрации действий. Резать бумагу. Какая? Разрезаемая (теперь она). А сейчас? Разрезанная (готовящаяся, приготовленная). И т.п.

Упр. 15. Образовать действительное причастие настоящего времени. Игра «Эхо». Жить - живущий (в лесу ёжик). Здороваться - здоровающийся (человек).

Идти -, выть -, рычать -, играть -, топать -, кричать -, бояться -, встречаться -, возвращаться - смеяться -, радоваться -, дымиться -, защищаться -..., восхищаться.

Упр. 16. Образовать действительное причастие настоящего времени по образцу: «Щеглы». Щеглы прилетают весной - прилетающие весной щеглы. Хлопочут в чаще - хлопочущие в чаще…. Трещат сучья и веточки - трещащие сучья и веточки. Ищут материал для жилища - ищущие материал для жилища. Щеглята сидят на ветках - сидящие на ветках щеглята. И т.п.

Упр. 16. Образовать страдательные причастия настоящего времени по образцу. Игра «Эхо» (Для речевого уровня В). Осветить - освещенное окно -яркое освещение (смутить, восхитить, посвятить, известить, возвратить, простить, возмутить).

Упр. 17. Образовать слова для «Мальчика - с - пальчика» и «Ивана -богатыря». Соревнование двух команд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.