Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Понимание сходных по звучанию слов. Дифференциация звукой-букв (звонких - глухих, твердых-мягких, свистящих-шипящих, соноров и Т. Д. )




Упр. 1. Назвать слова с определенным звуком:

А) начинающиеся с этого звука;

Б) заканчивающиеся на этот звук;

В) с этим звуком в середине слова. Сравнение звуков, слов по звучанию, написанию и значению.

Упр. 2. Повторить цепочки слов с их анализом.

Упр. 3. Назвать (записать) парное слово, проанализировав составить предложения.

Фрагмент. «На четвертом этаже

Жили звуки Ш и С.

То грустили, то смеялись,

То квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати,

Получилось в результате:

Слова для группы А: крыса-крыша, миска-Мишка, каска-кашка, усы-уши, носы-ноши, маска-Машка.

Для группы Б: сутки-шутки, сок-шок, плюс-плюш, сурок-Шурок, басня-башня, вас-ваш, нас-наш.

Для группы В: скала-шкала, стиль-штиль, споры-шпоры, Марс-марш, срам-шрам, стуки-штуки, стык-штык.

В это стихотворение подставляем любые пары сходных звуков. Слова из логопедических пособий.

Упр. 4. Повторить слово четко по слогам, слог с заданным звуком произносится трижды. С этим слогом, если возможно, составляются новые слова.

Упр. 5. Из трех слов выбрать пару, отличающуюся одним звуком.

Упр. 6. Договори слово подходящим слогом с заданным звуком.

Упр. 7. Записать в 2 столбика слова под «правильными» буквами. Из пар слов выбрать одушевленные («живые»), выделяя звук, который изменил значение слова. Всегда ли парное слово «живое». Фрагмент материала при дифференциации звонких-глухих:

«бабочка-папочка, Ваня-Фаня, сова-софа, голос-колос, гора-кора, дочка-точка, удочка-уточка, лужа-Луша, ужи-уши, Захар-сахар, коза-коса.» Составление предложений с парами слов.

Упр. 9. Выборочная запись слов с определенным звуком.

Упр. 10. Заметить в предложении слова, в которых можно заменить заданный звук на другой, сказать, как изменился смысл предложения. С каждым из слов составить новое предложение.

Упр. 11. Записать (назвать) слова, в которых одновременно встречаются оба дифференцируемых звука - буквы.

Упр. 12. Дать ответ полным предложением, выбирая «нужное» слово, с парным словом составляется словосочетание или предложение.

 

Упр. 13. Составить с парными словами гнезда однокоренных слов, а с ними предложения. «Вар-вал, сварить-свалить, заварить-завалить, поварить-повалить, переварить-перевалить, сварка-свалка» и т.п.

 

 

Упр. 14. Вставить пропущенные буквы в словах, словосочетаниях. и предложениях. Работа по карточкам.

Упр. 15. Работа со словарем. Выписать 2 хорошо известных слова, начинающихся на заданный звук-букву. Записать столбиком однокоренные и составить с ними словосочетания или предложения.

Упр. 16. Зашифровать слова с карточек или доски. Одни дети шифруют слова, заменяя определенные звуки-буквы, а другие расшифровывают слова соседа.

Упр. 17. Записать после прослушивания слова и предложения. Взаимопроверка.

Упр. 18. Что не нравится? По материалам логопедических пособий и занимательным материалам по русскому языку. На виду у детворы крысу красят маляры.

Упр. 19. Сказать, чем отличаются пары слов в устной речи и на письме, изменилось ли значение слова. Составить с ними предложение.

«мал-мял, Нана-няня, нос-нёс, уголок-уголёк.»

В устной речи отличаются твердыми и мягкими согласными, а на письме гласными 1 и 2 ряда, значение - разное. «Удар-ударь, ел-ель, угол-уголь, жар-жарь, уголки-угольки, пенки-пеньки, горки-горьки» В устной речи согласными, а на письме появляется новая буква «Ь»

Упр. 20. Выделить из предложений или текстов «пары» слов. Фрагмент «мягкие и твердые согласные». Буратино был рад, он сел на первый ряд. Солю суп солью. Коля нес колья. Космонавты задраили люк, а индеец натянул лук. Трус противен людям, никогда не трусь.

Упр. 21. Анализ слов из шуточных стихов и игр. Фрагмент.

«Бабка баньку затопила,

Мягкий знак позвать забыла.

Тут же банька банкой стала –

Вот как бабка сплоховала.»

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела. (мель - мел)

Упр. 22. Разгадать секреты. Фрагмент.

«Урлы-мырлы-мер!» - сказал волшебник и... превратил мелкую речную гальку в птицу галку. Как это у него получилось? А пеньки с лесной поляны превратились в пенки на молоке.» И т п.

Упр. 23. Дать полные ответы (с анализом) на вопросы «Хитрой лисы». Фрагмент. Как Мишка может превратится в посуду? (Мишка - миска) Как басню превратить в здание? (башня - басня). Каким зверем может стать голубая миска? (миска - мишка косолапый) Новогодняя маска стала вдруг живой девочкой. Как ее зовут? (маска - Машка). Как превратить живую девочку Марину в ягоды? Назовите эти ягоды. (Марина - малина). Игрушку юлу превратить в мальчика. Как его имя? (юла - Юра). В какое животное можно превратить в раму? (рама - лама). В какую одежду может превратиться булка? (бурка - булка).В какого зверя вы могли бы превратить рис? (рис - лис). Дома детьми составляются подобные шуточные вопросы к следующему занятию.

Упр. 25 Исправить путаницу в стихах заменой слов (по материалам логопедических книг).

Упр. 26. Выучить чистоговорки.

Упр. 27. Исправить записки (письма)... Человека рассеянного. По материалам занимательных заданий по русскому языку.

 


III. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ И МНОГО­ЗНАЧНОСТЬ СЛОВ (ОМОНИМЫ) ПРИ РАБОТЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ, ЛЕЖАЩИМ В ОСНОВЕ СЛОВ-ПОНЯТИЙ

Упр. 1. К названиям предметов подобрать соответствующие слова - названия их признаков, действий и наоборот.

Для группы А - кошка, туча, дождь.

Для группы Б - вечер, молния, сугроб.

Для группы В - скакун, время, токарь.

Для группы А - сухой, узкий, ясный.

Для группы Б - прямой, замечательный, ловкий.

Для группы В - достойный, многозначительный, небрежный.

 

Упр. 2. «Кто как передвигается» Птица летает, заяц скачет.

Упр. 3. «Кто как ест». Корова жует сено, петух клюёт зерно.

Упр. 4. «Кто умеет летать (подбор глаголов). Кто умеет бегать? Кто умеет плавать?

Упр. 5. «Кто как подает голоса?» Корова мычит, утка крякает..

Упр. 6. «Какие звуки издаёт» Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, листья шелестят, ручей журчит.

Упр. 7. «Кто что делает» См. лист- фрагмент к занятиям «Профессия».

Упр. 8. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. «Кто как поступает». Умывает - умывается, качает - качается, купает - купается, обувает - обувается, одевает - одевается.

Упр. 9. Подбор к именам прилагательным соответствующего существительного. ГЛУХОЙ что? (кто?) - лес, переулок, улица, звук, яблоко, человек, деревня. СВЕЖИЙ - хлеб, след, воздух, газета, ножницы, земля, огурец, костюм. ГУСТОЙ - кустарник, лес, суп, борода, клей, тетрадь, туман.

МОКРЫЙ, ВЛАЖНЫЙ, СЫРОЙ - снег, дождь, плащ, сено, улица, бельё, лесок, человек, дерево, пол, воздух.

 

 

Упр. 10. Исправь ошибку. Можно ли так сказать? Искусственный мастер соткал ковёр. В зале раздался заразный смех. Раздались буйные аплодисменты.. Он медленно бежал по дороге.

Упр. 11. Для письменных работ учащихся уровня В. «Составь, где это возможно, словосочетание, а затем предложение с ним».

ТЕМНЫЙ (вечер, книга, переулок, человек, окно, голос, комната).

ТИХИЙ (звук, город, тетрадь, погода, езда, ночь).

КОРОТКИЙ (путь, старик, палка, память, платье, речь, кустарник).

Упр. 12.Укажите, в каком значении употребляется слово. Фрагмент занятия. Выявляются, закрепляются и расширяются знания учащихся о прямом и переносном значении слова и его сочетания.

• Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат. (О. Высотская)

• Мать дрожала за здоровье своего ребенка.

• Земля дрожала от взрывов.

• От волнения у мальчика дрожал голос, и выступали слезы.

Значения: 1- сотрясаться от движения, 2- заботиться, оберегать, опасаться за кого-нибудь, 3- прерываться, изменяться.

 

Упр. 13. Выделение ОМОНИМОВ из текста, объяснение их значений.

«А» В море суши полоса называется коса.

У девушки коса цвета спелого овса.

На траве лежит роса, - коси травушку, коса.

У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?

«Б» Скажи: «Родник»-

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

Ключ от дверей здесь ни при чем. (А. Барто)

Сколько ключей ты нарисуешь?

4 - дверной, гаечный, скрипичный, родник.

«В» Суслик выскочил из норочки

И спросил у рыжей норочки:

- Где Вы были?

- У лисички.

- Что Вы ели там?

- Лисички.

Я коня водой пою, Песню солнышку пою:

«Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило.

Упр. 14. См. лист фрагментов занятий «Омонимы» (прилагается)

Упр. 15. Работа с ОМОФОНАМИ - словами одинаковыми по звучанию, но с различным морфологическим составом и значением:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.