Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура




 

Трудовой коллектив объединяет людей, занятых решением конкретных задач. Группа внутри коллектива - это малое социальное объединение людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и сочетания индивидуальных и групповых интересов. Трудовой коллектив организации как совокупность малых социальных групп включает в себя сотрудников, различающихся по полу, возрасту, национальности и социальной принадлежности, уровню образования и семейному положению. Большинство исходных данных, используемых для анализа социальной структуры коллектива, содержатся в анкетах, личных листках по учету кадров и автобиографиях. Для создания более полного социального портрета коллектива необходимы специальные социологические исследования. В качестве основных оценочных критериев социального поведения человека в группе могут использоваться: расположение к людям и внешней среде, отношения к ценностям, верования, принципы.

Расположение человека к окружающей среде, людям, своей работе, организации во многом влияет на установление нормальных взаимоотношений в коллективе. Отражая чувства человека по отношению к определенному объекту, расположение делает его решения и действия индивидуальными. В то же время расположение к конкретным объектам или событиям у каждого человека является приобретенным, закрепленным и устойчивым. В общем виде расположение - это априорное отношение человека к людям, явлениям, организациям, процессам и предметам, определяющее положительную или отрицательную реакцию на них.

Понятие "расположение" содержит в себе: воздействующую часть (чувства человека по отношению к объекту), знания об объекте, и намерения в поведении по отношению к объекту. Важными для эффективного управления и поддержания высокого уровня морально-психологического климата в коллективе являются следующие типы расположения:

· удовлетворенность работой,

· увлеченность работой,

· приверженность организации.

Понятие "ценности" носит абстрактный и обобщающий характер. Они находятся вне человека и формулируются в виде заповедей, утверждений, общих, норм поведения. Ценности оказывают сильное влияние на предпочтения, принимаемые решения и поведение человека в группе. Однако, если расположение всегда индивидуально, то ценности определяются группой людей (например, моральные ценности строителей коммунизма, ценности среднего класса предпринимателей). Ценности составляют ядро личности человека, достаточно устойчивы и не так велики в количественном выражении. Каждый индивид воспринимает определенный набор ценностей, который может изменяться, но которому человек следует в каждый конкретный момент времени. Набор ценностей - это нормативная база и фундамент поведения человека. Различают:

¨ ценности, составляющие цель жизни (мир, равенство, свобода, справедливость, удовольствия, удобство жизни, самоуважение, общественное признание, дружба, любовь и т.п.),

¨ ценности, определяющие средства для достижения цели (амбиции, честность, открытость, доброжелательность, обязательность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

Ценностная система человека задается воспитанием, но подвергается развитию и изменению во многом под воздействием организационного окружения.

Верования определяются как устойчивые представления о процессе, явлении, человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, но могут быть и навязаны в результате убеждения другими людьми. Они могут быть связанными со знаниями об объекте или носить оценочный характер. Ложное восприятие объекта верования может отрицательно сказаться на взаимоотношениях человека с окружающими.

Принципы систематически регулируют поведение людей и поэтому играют в их жизни большую роль. Они формируются на основе ценностей и верований в виде определенных стандартов поведения. Как правило, принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, устойчивых формах реакции на внешнее воздействие, процессы, людей.

Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы, в рамках которой он находится. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации:

· группа "X" (резидентные работники) - не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу,

· группа "Y" (пассивные работники) - выборочно способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным весом сотрудников, не имеющих достаточного уровня знании и умении для выполнения поставленных задач,

· группа "Z" (активные работники) - полностью способная и желающая работать с высоким уровнем квалификации и относительно однородным составом по возрасту, образованию и интересам.

Знание социальной структуры персонала позволяет скорректировать стиль руководства и повысить эффективность мотивации трудовой деятельности как отдельных лиц, так и групп в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.