Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство по фирменным наименованиям




Введение

ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

Предприятие может владеть множеством товарных знаков и исполь­зовать их для различения одних товаров и услуг от других. Однако вполне закономерно желание фирмы выделить непосредственно себя из среды других фирм, являющихся конкурентами. Обычно фирма принимает специальное наименование, которое может быть совершен­но отличным от описания выпускаемой продукции как, например, то­варный знак, а может почти полностью соответствовать роду деятель­ности фирмы, например «Morris Pumps Inc.» (насосы Моррис, фирма производит насосы различного назначения и производительности). Фирмы часто сокращают свои наименования, например вместо «British Petroleum Inc.» используется аббревиатура «ВР».

В соответствии со ст. 8 Парижской конвенции фирменное наимено­вание подлежит правовой охране во всех странах, присоединившихся к Конвенции. В ней не оговаривается, какой вид защиты предоставля­ется фирменным наименованиям и каким образом обеспечивается эта защита. Отсюда большое разнообразие правовых режимов охраны фирменных наименований в разных странах мира. Важно то, что охра­на этого вида интеллектуальной собственности гарантируется нацио нальным законодательством большинства стран. Та или иная форма охраны предопределяется положениями гражданского и торгового права, касающимися деятельности компаний и методов пресечения недобросовестной конкуренции.

В ряде стран существуют специальные законы о фирменных наиме­нованиях. Существенно отличаются между собой и формы регистрации-. фирменных наименований. В основном эти отличия сводятся к терри­ториальному охвату регистрации (на местном уровне или в масштабе страны), а также по правовым последствиям регистрации.

Необходимость защиты фирменных наименований непосредствен­но связана с пресечением недобросовестной конкуренции, поскольку использование известного фирменного наименования путем проста­новки его на «пиратских» изделиях приносит ущерб как потребителям, которых вводит в заблуждение ложное наименование, так и самой фирме, так как объем продаж фирмы падает и страдает ее престиж.

До недавнего времени в Российской Федерации не было специаль­ного законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с использованием фирменных наименований. Проблемы, возникающие в этой связи, решались на основе международных соглашений, участни­ком которых является РФ, и прежде всего на основе Парижской кон­венции, а также на основе отдельных положений ряда законов и реше­ний высших судебных органов РФ. Среди российских нормативных документов можно назвать следующие: Закон РСФСР «О собственнос­ти в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.; Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Антимонопольный закон) от 22 марта 1991 г.; постановление ВС РФ от 14 февраля 1992 г. № 2335-1 «О порядке использования наименова­ний «Россия», «Российская Федерация» и образованных па их основе слов и словосочетаний»; решение Московского городского Совета на­родных депутатов от 8 октября-1990 г. № 109-1763 «Об использовании в коммерческих и рекламных целях наименований «Москва» и произ­водных от него, герба, архитектурных и исторических памятников го­рода Москвы»; Положение «О едином Государственном реестре пред­приятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования».

Гражданский кодекс Российской Федерации в значительной мере определяет правовой режим регулирования фирменных наименова­ний. В соответствии со ст. 51 ГК РФ для всех коммерческих организа­ций обязательным является включение их фирменных наименований в единый государственный реестр юридических лиц. Названный реестр открыт для всеобщего ознакомления, что создает предпосылки для предотвращения регистрации аналогичных или сходных (трудноотли­чимых) фирменных наименований. Статьей 54 (п. 4) предусматривает­ся, что юридическое лицо, фирменное наименование которого зареги­стрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование.

ГК РФ устанавливает правовую ответственность за нарушение ис­ключительного права на использование фирменного наименования. Лицо, неправомерно Использующее чужое зарегистрированное фир­менное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. В соответствии со ст. 10 Антимонопольного закона несанкционированное использование фирменного наименования явля­ется актом недобросовестной конкуренции. В отличие от исключитель­ного права на патент или товарный знак исключительное право на фирменное наименование в принципе бессрочно, оно прекращается только в случае ликвидации предприятия как такового.

Право на фирменное наименование относится к числу имуществен­ных прав. Оно не может быть отделено от предприятия, поэтому невоз­можна продажа фирменного наименования без продажи предприятия, равно как невозможно и лицензирование фирменного наименования.

В случае продажи предприятия другому собственнику фирменное наименование является предметом специального соглашения, в соот­ветствии с которым фирменное наименование либо переходит к новому собственнику безоговорочно, либо может быть использовано им в тече­ние оговоренного срока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.