Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая справка. Впервые в мире программа ЭВМ в качестве объекта правовой охраны была зарегистрирована в ноябре 1961 г




ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ

Впервые в мире программа ЭВМ в качестве объекта правовой охраны была зарегистрирована в ноябре 1961 г. в ГША. В результате практического рассмотрения ряда заявок Регистр США по авторскому праву выпустил циркуляр № 61 о регистрации программ ЭВМ. В качестве необходимого условия регистрации для предоставления пра­вовой охраны этот документ исходил из наличия оригинальных осо­бенностей элементов компоновки, выбора, расстановки и текстовых выражений.

В мае 1964 г. Ведомство по охране авторских прав (Copyright Office) объявило, что начинает принимать на регистрацию программы ЭВМ. Несмотря на сомнения в эффективности подобной охраны, такая из­вестная фирма как IBM зарегистрировала многие свои программы. В апреле 1965 г. была организована Президентская комиссия, в задачи которой входила разработка рекомендаций по изменению патентной системы. В 1966 г. эта комиссия сделала вывод о непатентоспособности программ ЭВМ. В этом же году патентное ведомство опубликовало временные указания, согласно которым некоторые алгоритмы были признаны патентоспособными. В 1967 г. в Конгресс был внесен законо­проект, в котором были учтены рекомендации комиссии, однако проект встретил серьезные возражения и не был принят.

Соответствующая поправка к закону об авторском праве была при­нята в США лишь в 1980 г. Важно отметить, что многие программы в США признаются охраноспособными по нормам патентного права, и существует даже специальный класс в национальной патентной клас­сификации. Однако отношение к патентоспособности программ для ЭВМ имеет явно выраженный периодический характер, т.е. критерии их патентоспособности то ужесточаются, то существенно смягчаются. Не в последней степени это определяется и прецедентным характером англо-саксонской правовой системы, когда судебные решения являют­ся не менее важными источниками права, чем законодательные акты Конгресса.

На международном уровне вопрос о возможности и целесообразнос­ти правовой охраны программ (программного обеспечения) для ЭВМ впервые рассматривался в 1971 г. Консультативной группой правитель­ственных экспертов Всемирной организации интеллектуальной собст­венности (ВОИС). Затем работы в этом направлении были продолже­ны Международным бюро ВОИС и Консультативной группой непра­вительственных экспертов в течение 1974-1977 гг. Параллельно эта проблема обсуждалась в рамках Международной ассоциации промыш­ленной собственности (АИППИ). На конгрессе АИППИ в Сан-Фран­циско в 1975 г. было решено до разработки норм специальной охраны программного обеспечения пользоваться возможностями, которые предоставляет национальное законодательство (преимущественно в форме авторского права).

В 1978 г. ВОИС одобрил Типовые положения по охране программ­ного обеспечения вычислительных машин. Эти Положения состояли из девяти разделов, содержащих определения основных терминов, основ­ных прав на программное обеспечение и условий их возникновения, а также срока действия, возможной компенсации и т.п. Дополнительно рассматривалась возможность заключения соответствующего много­стороннего международного договора по охране программного обеспе­чения. Однако ни в одной из стран — участниц ВОИС эти Положения не послужили фактической основой для принятия специального зако­нодательства. В результате оправдалось предвидение авторов Положе­ний о том, что они (Положения) будут использоваться преимуществен­но для уточнения существующих правовых норм, законов и соответст­вующей терминологии. Положения представляли собой на тот период просто полное изложение всех проблем и путей их решения в области правовой охраны программного обеспечения.

В 1980-1985 гг. в США, Великобритании, Франции, Венгрии, Япо­нии и других странах мира были приняты поправки к законодательству об авторском праве, которые обеспечивали достаточно эффективную защиту программного обеспечения. Таким образом, с повестки дня ВОИС и АИППИ был фактически снят вопрос о введении специальной охраны программного обеспечения, вытекающий из Положений 1978 г. В связи с этим оказалось неактуальным и заключение соответствующе­го международного договора, т.к. охрана прав авторов программ обес­печивается в соответствии с положениями Всемирной (Женевской) и Бернской конвенций.

Как показывает дальнейший опыт работ ВОИС но разработке многосторонних международных договоров (таких как Вашингтонский договор 1989 г. о правовой охране топологий интегральных микросхем), договоры такого рода не обеспечивают на деле гармонизацию интересов развитых и развивающихся стран. Поэтому Вашингтонский договор не ратифицирован основными странами-участницами и до сих пор не вступил в силу.

Гораздо более продуктивный подход был заложен в отчет Комиссии ЕЭС по авторско-правовой охране («Green Paper on Copyright»), под­готовленный в июне 1988 г. Глава 5 этого отчета была посвящена автор­ско-правовой охране программ ЭВМ. В результате анализа состояния правовой охраны этих объектов на национальном уровне Комиссия' предложила Совету ЕЭС принять соответствующую директиву (дирек­тива Совета 91/250/ЕЭС от 14 мая 1991 г.). По существу Директива 1991 г. устанавливала минимальный перечень норм, которые должны быть отражены в национальном законодательстве стран — участниц ЕЭС по авторскому праву не позднее января 1993 г. И именно такой подход был принят большинством европейских стран при доработке своего национального законодательства.

Той же Комиссией ЕЭС подготовлен проект директивы о правовой охране баз данных, которая была принята в качестве официального документа ЕЭС в марте 1996 года. Впрямую правовая охрана баз дан­ных регулируется в законах об авторском праве немногих стран. Клас­сическим примером такого законодательства является закон об автор­ском праве Японии. В США и многих европейских странах электрон­ные базы данных рассматриваются как сборники (наряду с энциклопе­диями, различными каталогами и т.п.).

В бывшем СССР обсуждение теоретических основ возможных форм правовой охраны программ для ЭВМ началось в 1971 г. Однако эти работы до конца 70-х гг. ограничивались рамками немногих науч­но-исследовательских организаций и соответствующими публикация­ми в трудах национальной группы АИППИ. В 1979 г. было принято постановление ГКНТ№ 581 (от 10.12.79) «О повышении эффективнос­ти функционирования и использования ГосФАП». Этим постановле­нием создавалась единая система Государственного фонда алгоритмов и программ (ГосФАП) на базе многочисленных отраслевых и террито­риальных фондов, которые были в свое время учреждены постановле­ниями ГКНТ № 28 (1966 г.), № 443 (1969 г.) и № 258 (1975 г.). В соответствии с постановлением № 581 создавался центральный информационный фонд ГосФАП и отраслевые фонды, которые аккумулиро­вали все программы (программные средства, или ПС), разработанные бюджетными организациями и предприятиями.

Указанные фонды обязывали разработчиков программных средств проводить их испытания в трехмесячный срок после завершения разра­ботки, сдавать ПС в фонд вместе с текстовой и эксплуатационной доку­ментацией и обеспечивать постоянное сопровождение и обновление. Фонд имел право тиражировать ПС по запросам любых пользователей за чисто символическую плату (по стоимости затрат на тиражирование магнитного носителя и документации)- Авторы этих программ не полу­чали никакого дополнительного вознаграждения, т.к. считалось, что их трудозатраты вполне компенсированы заработной платой по основно­му месту работы. Естественно, что такой принцип организации фондов не стимулировал ни организации, ни авторов к новым разработкам и сопровождению ранее разработанных программных средств.

В феврале 1984 г. было принято постановление ГКНТ № 41, согла­сованное с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Одним из основных последствий принятия указанного постановления явилось приравнивание программ для ЭВМ к объектам новой техники, т.е. раз­работчики программных средств могли получать премии в размере до шести должностных окладов в год. Однако постановление № 41 рас­сматривало программы для ЭВМ как продукцию производственно-тех­нического назначения, а не как объект авторского права. Именно в этом постановлении был впервые введен официально термин «программный продукт» (который впоследствии был включен в ГОСТ 28806-90).

Работы по созданию нормативной базы и практической реализации правовой охраны программных средств на ведомственном уровне зна­чительно активизировались после создания в 1987 г. Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ). По инициативе ГКВТИ было принято постановление Совета Мини­стров СССР от 22 апреля 1988 г. № 511 «Об улучшении работ в области программного обеспечения вычислительной техники и информатики». В соответствии с этим постановлением в 1988 г. было разработано до 30 различных нормативных документов, в том числе «Положение об учете и охране авторских прав разработчиков программных средств вычисли­тельной техники и информатики».

Основными недостатками этого пакета документов являлись их внутриведомственный уровень и отношение к программным средствам как объектам одновременно и авторского права и вещного права. В 1989-1990 гг. в СНПО «Алгоритм» при ГКВТИ был проведен цикл НИР, в результате которых было сформулировано новое положение о правовой охране программ для ЭВМ как объектах авторского права. Но это положение не было утверждено на уровне Совета Министров СССР в связи с распадом СССР в конце 1991 г.

Эти работы нашли свое логическое завершение в Законе Россий­ской Федерации «О правовой охране программ для электронных вы­числительных машин и баз данных», вступившем в силу с 20 октября 1992 г. Указанный Закон вошел в блок из четырех законов об охране объектов интеллектуальной собственности, принятие которых было предусмотрено статьей VIII российско-американского (советско-аме­риканского) торгового соглашения, подписанного в июне 1990 г. и ра­тифицированного в июне 1992 г. Упомянутая статья и обменные письма к Соглашению (1990 г.) предусматривали унификацию российского национального законодательства с европейским и американским зако­нодательством об охране интеллектуальной собственности. И наконец, в августе 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который окончательно зафикси­ровал, что программы для ЭВМ и базы данных являются объектами авторского права и их использование регулируется соответствующим Законом РФ. При разработке этих двух законов были учтены основные положения директивы ЕЭС 1991 г. и соответствующие нормы законо­дательства ведущих стран в области вычислительной техники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.