Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана смежных прав




Авторские права

Сфера действия Закона распространяется:

1) на произведения, обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) на территории Россий­ской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреем­ников;

2) произведения авторов — граждан Российской Федерации (и их правопреемников), обнародованные (либо необнародованные, но нахо­дящиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской Федерации;

3) произведения авторов — граждан других государств (и их право­преемников), обнародованные (либо необнародованные, но находя­щиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской Федерации — в соответствии с международными договорами Россий­ской Федерации (ст. 5).

Кроме этого введены два новых положения. Во-первых, установле­но, что произведение считается опубликованным в Российской Феде­рации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на террито­рии Российской Федерации. Во-вторых, при предоставлении на терри­тории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произве­дения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для облада­ния авторским правом.

Объектами охраны являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, незави­симо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Факт обнародования (или опубликования) произведения не имеет значения для его охраноспособности. В Законе дается также примерный перечень объективной формы, в которой может быть выра­жено произведение: письменная, устная, звуко- или видеозапись (меха­ническая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.); изображение (рису­нок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) (п. 2 ст. 6). Упоминание таких форм объективизации произ­ведения, как цифровая, оптическая и другие, призваны приспособить Закон к современному уровню развития техники.

Важным и новым является положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, кон­цепции, принципы, открытия, факты (п. 4 ст. 6). Тем самым подчерки­вается, что авторское право охраняет форму выражения произведения, но не его содержание как таковое. Это указание Закона имеет важное значение для правоприменительной практики.

Подтвержден в Законе и принцип разграничения авторского права на произведение и права собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на ма­териальный объект или право владения материальным объектом само по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (п. 5 ст. 6).

Перечень объектов авторского права, который не является исчер­пывающим, дает обобщенную классификацию произведений, соответ­ствующую международной практике. В ст. 7 Закона указаны литера­турные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведе­ния; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные про­изведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдофильмы, диафильмы и другие кино-, телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, гра­фики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произ­ведения и произведения, полученные способами, аналогичными фо­тографии; географические, геологические и другие карты, планы, эс­кизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топо­графии и другим наукам.

По сравнению с Основами 1991 г. (ч. 2 ст. 134) в новом Законе не выделены радиопроизведения и сборники. Это вызвано тем, что радио­произведения и сборники могут представлять собой различные виды произведений: литературные, драматические, музыкальные и т.д. В от­личие от Основ 1991 г. программы для ЭВМ также указаны не как самостоятельный вид произведений, а приравнены к литературным произведениям.

Наряду с оригинальными произведениями к объектам авторского права отнесены производные произведения (переводы, обработки, ан­нотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аран­жировки и другие переработки произведений науки, литературы и ис­кусства) и составные произведения (сборники: энциклопедии, антоло­гии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческо­го труда). Производные произведения и составные произведения охра­няются авторским правом вне зависимости от того, являются ли объек­тами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Выделение двух категорий произведений, бази­рующихся на ранее созданных произведениях — производных и состав­ных произведений — дано в авторском праве России впервые.

Разграничение между ними происходит по следующему критерию: производные произведения представляют собой переработку (вклю­чая перевод) одного или нескольких ранее созданных произведений, творческий вклад разработчика состоит именно в переделке произве­дения. Составные произведения являются подборкой уже известных материалов (включая произведения) без их переделки, творческий вклад составителя заключается в подборе пли расположении мате­риалов.

Среди произведений, отвечающих общим признакам объекта автор­ского права, Закон выделяет четыре категории произведений, не охра­няемых авторским правом в силу прямого указания Закона:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный харак­тер (ст. 8).

В новом Законе по сравнению с Основами 1991 г. (ч. 5 ст. 134) категория «официальные документы» дополнена официальными пере­водами таких документов, а категория «официальные символы и знаки дана уже, чем прежде (в Основах 1991 г. указаны официальные символы и знаки», утвержденные государственными и общественными органи­зациями). Закон ввел также новую категорию — «сообщения о событи­ях и фактах, имеющие информационный характер».

Регламентируя возникновение авторского права, новый Закон под­тверждает свойственный российскому авторскому праву принцип от­сутствия формальностей. Согласно ст. 9 Закона авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем впервые вводится чрезвычайно важная для правоприменительной деятельности презумпция авторства. Ее суть заключается в том, что, при отсутствии доказательства иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произ­ведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдо­нимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, счи­тается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положе­ние действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Положение о соавторстве сформулировано в Законе традиционно. Относительно новым является указание: если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (ст. 10).

Принципиально новыми являются статьи об авторском праве на составные, аудиовизуальные и служебные произведения. При разра­ботке Закона было решено отказаться от попыток сконструировать авторское право юридического лица в этих случаях. Однако необходи­мость обеспечения экономических интересов издателей газет, журна­лов и других составных произведений, изготовителей аудиовизуальных произведений, а равно любых работодателей в отношении служебных произведений потребовали компромисса.

В случае составных произведений была введена своего рода пре­зумпция передачи издателю всех имущественных (экономических) прав на использование произведения. Согласно ст. 11 авторское право на составное произведение в целом признается за составителем. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключитель­ные права на использование своих произведений независимо от изда­ния в целом. Однако издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, принадлежат исклю­чительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Иной подход был использован в случае аудиовизуальных произве­дений. Согласно ст. 13 авторами аудиовизуального произведения в целом признаются: режиссер-постановщик; автор сценария (сцена­рист); автор музыкального произведения с текстом или без текста, спе­циально созданного для этого аудиовизуального произведения (компо­зитор). Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиови­зуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, по­ложенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), поль­зуются авторским правом каждый на свое произведение.

Вместе с тем заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообще­ние по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведе­ния, если иное не предусмотрено в договоре. Изготовитель аудиовизу­ального произведения вправе при любом использовании этого произве­дения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

В отношении служебных произведений в новом Законе отказались от традиционного для советского авторского права подхода, который заключался в установлении в законе предельного срока на использова­ние служебного произведения работодателем в три года (ст. 140 Основ 1991 г.). Эта норма зачастую трактовалась как социальная гарантия прав авторов, но на самом деле она совершенно не учитывала сущест­вующее многообразие служебных произведений и прежде всего произ­ведений, создание которых требует объединения значительного числа авторов и серьезных капитальных затрат (программы для ЭВМ, аудио­визуальные произведения, периодические издания и многие другие).

В Законе сформулировано положение, призванное согласовать ин­тересы авторов и работодателей. Прежде всего подтвержден принцип принадлежности автору авторского нрава на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Вместе с тем введена презумпция принадлежности рабо­тодателю исключительных прав на использование служебного произ­ведения, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Одновременно сняты все ограничения на выплату вознаграждения ав­тору за использование служебного произведения и подчеркнуто, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования слу­жебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются дого­вором между автором и работодателем (ст. 14).

Авторские права, согласно традициям континентального европей­ского права, Закон четко делит на личные неимущественные (мораль­ные права — droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены.

Согласно ст. 15, автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться авто­ром произведения (право авторства); право использовать или разре­шать использовать произведение под подлинным именем автора, псев­донимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого рода искажения или любого иного посягательства, способных нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные не­имущественные права принадлежат автору независимо от его имущест­венных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключитель­ных прав на использование произведения.

Существовавшее ранее право на неприкосновенность произведения и имени автора (ст. 480 ГК РСФСР) формулировалось как право автора запрещать без его согласия вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, в его название, в обозначение имени автора, а также снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловия­ми, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Как любое неимущественное право оно было бессрочным и непередаваемым: со­гласно ст. 481 ГК РСФСР к наследникам переходило только право на охрану неприкосновенности произведения.

Однако на деле право на неприкосновенность включало не только моральный элемент, но и имущественное право на переделку произведения. Это, в частности, приводило к практическому тупику: эконо­мический элемент права на неприкосновенность тем самым не мог передаваться другим лицам и не мог переходить по наследству после смерти автора. Обстоятельства реальной жизни, конечно, признавали возможность снабжения произведения иллюстрациями или внесения в него каких-либо изменений после смерти автора с согласия его наследников и другую передачу имущественной части права на непри­косновенность, однако в строгом юридическом смысле подобная прак­тика шла вразрез с положениями закона. В новом Законе моральный и экономический элементы права на неприкосновенность разделены на право на уважение репутации автора и право на переработку про­изведения, что корреспондирует с соответствующими положениями Бернской конвенции (ст. 6bis). Новым является и введение права на отзыв произведения.

Существенно обновлен и модернизирован перечень имуществен­ных прав автора. Если ранее эти права были сведены к праву на воспро­изведение и распространение произведения, то теперь ст. 16 предусмат­ривает, что автору в отношении его произведения принадлежат исклю­чительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспро­изведение); распространять экземпляры произведения любым спосо­бом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распростране­ние); импортировать экземпляры произведения в целях распростране­ния, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя ис­ключительных авторских прав (право на импорт); публично показы­вать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведе­ние (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообще­ние для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

В новом Законе не упоминается право на вознаграждение как иму­щественное право автора, ранее существовавшее в советском законода­тельстве (ст. 479 ГК РСФСР, ст. 135 Основ 1991 г.), а содержится положение о том, что размер и порядок исчисления авторского возна­граждения за каждый вид использования произведения устанавлива­ются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых органи­зациями, управляющими правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Введено отсутствовавшее ранее положение о «первой продаже» (first sale): если экземпляры правомерно опубликованного произведе­ния введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допус­кается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выпла­ты авторского вознаграждения. Однако право на распространение эк­земпляров произведения путем их сдачи в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Закреплены также не известные ранее советскому законодательству право следования (droit de suite) и право доступа в отношении произ­ведений изобразительного искусства (ст. 17).

Изъятия из авторских прав определены четко, детально и в соответ­ствии с требованиями Бернской конвенции. В качестве преамбулы к статьям, устанавливающим ограничения авторских прав, дано общее положение о том, что ограничения прав авторов устанавливаются при условии, если они не наносят неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы автора.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского возна­граждения воспроизведение правомерно обнародованного произведе­ния исключительно в личных целях. Это положение не распространяется на репродуцирование книг и нотных текстов, воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, а также произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений (ст. 18).

Однако применительно к воспроизведению в личных целях аудио­визуального произведения или звукозаписи в Законе устанавливается лицензия. Согласно лицензии авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм выплачивается вознаграждение изготови­телями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видео­пленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски и иные материаль­ные носители), используемых для такого воспроизведения через орга­низации, управляющие имущественными правами авторов, производи­телей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 26).

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского возна­граждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях; использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизве­дение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеоб­щего сведения газетных и журнальных статей, речей, обращений, докла­дов и других аналогичных произведений; воспроизведение или сообще­ние для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких собы­тий; воспроизведение без извлечения прибыли произведений рельеф­но-точечным шрифтом (ст. 19). При этом речь идет только о правомерно обнародованных или опубликованных произведениях и о таком объеме использования произведения, который оправдан соответствующей целью.

Установлены также случаи и условия репродуцирования произве­дения в единичном экземпляре без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками и архивами, а также образо­вательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 20); свободно­го использования произведений (архитектуры, фотографии и изобра­зительного искусства), постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения (ст. 21); свободного публичного исполнения во время официальных и религиозных церемоний (ст. 22); свободного воспроизведения для судебных целей (ст. 23); свободной записи произ­ведения краткосрочного пользования организациями эфирного веща­ния (ст. 24). Детально и в соответствии с европейской Директивой о правовой охране программ для ЭВМ урегулированы случаи свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных и декомпилирова­ния программ для ЭВМ (ст. 25).

Часть Закона, касающаяся ограничений прав авторов, коренным образом отличается от Основ 1961-1965 гг. и ГК РСФСР. Статья 138 Основ 1991 г., с одной стороны, вводит ряд изъятий в слишком широкой формулировке (например, допускается «репродуцирование в единич­ных экземплярах изданных произведений в научных, учебных и просве­тительских целях без извлечения прибыли»), с другой стороны, не ус­танавливает таких важных ограничений, как декомпиляция программ для ЭВМ или других, установленных ст. 22-25 нового Закона.

По новому Закону срок действия авторского права устанавливается в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения охра­няются бессрочно (ст. 27). Авторское право на произведение, обнародо­ванное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на про­изведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, исчисляется в 50 лет с даты его выпуска (posthumous publications). Исчисление сроков начинается с 1 января года, следую­щего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Истечение срока действия авторского права на произведения озна­чает их переход в общественное достояние (ст. 28). В общественное достояние попадают также произведения, которым на территории Рос­сийской Федерации никогда не предоставлялась охрана. Произведе­ния, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использо­ваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке на­следования и по авторским договорам. Авторское право переходит по наследству, за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Рос­сийской Федерации.

Положения об авторских договорах в новом Законе существенно сокращены, чтобы предоставить большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем установлен целый ряд норм, позволяющих восполнить возможные пробелы в определении существенных усло­вий авторских договоров. Статья 30 устанавливает, что авторский договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав. В первом случае авторский договор разре­шает использование произведения определенным способом и в уста­новленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использова­ние произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произве­дения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому до­говору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

В ст. 31 устанавливаются существенные для авторского договора условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определе­ния размера вознаграждения за каждый способ использования произ­ведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, кото­рые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсут­ствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается тер­риторией Российской Федерации. Все права на использование произ­ведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Предметом авторского договора не могут быть права на использо­вание произведения, неизвестные на момент заключения договора, и права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недейст­вительными.

В новом Законе зафиксирован отказ от системы государственного нормирования авторского вознаграждения в любом его виде. Установ­лено правило, что вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, — в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

 

 

Отсутствие охраны смежных прав в СССР не давало возможности обеспечивать права артистов-исполнителей и изготовителей фоно­грамм. Сложилась парадоксальная ситуация, когда за воспроизведение песни на пластинке гонорар выплачивался автору музыки (композито­ру) и автору слов, а певец-исполнитель никакого вознаграждения не получал. То же самое относилось и к изготовителям фонограмм. Однако передачи организаций радио- и телевещания пользовались охраной нормами авторского права. Согласно ст. 486 ГК РСФСР, авторское право на радио- и телепередачи принадлежало передающим их радио-и телевизионным организациям. Это находилось в противоречии с важ­нейшими международными соглашениями об охране смежных прав (Римская и Фонограммная конвенции), в которых СССР не участ­вовал.

В Основах 1991 г. была предусмотрена охрана смежных прав в ст. 141-143. Однако эти статьи страдали целым рядом недостатков. Во-первых, устанавливались только права субъектов смежных прав, а регламентация изъятий из них давалась на откуп будущему законода­тельству; во-вторых, вводилось смежное право не только создателя зву­козаписи, но и создателя видеозаписи, без проведения разграничений между видеозаписью и видеофильмом, который являлся объектом ав­торского права. И наконец, сам ограниченный объем — всего три статьи — не позволял сколько-нибудь полно урегулировать смежные права.

Субъектами смежных прав по новому Закону являются исполните­ли, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного ве­щания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требует­ся соблюдения каких-либо формальностей.

Права исполнителей охраняются в соответствии с новым Законом, если исполнитель является гражданином Российской Федерации; если исполнение, постановка впервые имели место на территории Россий­ской Федерации; если исполнение, постановка записаны на фонограм­му, охраняемую в соответствии с Законом; если исполнение, постанов­ка, незаписанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с Законом.

Права изготовителя фонограммы охраняются в соответствии с новым Законом, если изготовитель фонограммы является граждани­ном Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим офи­циальное местонахождение на территории Российской Федерации; или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Фе­дерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, располо­женных на территории Российской Федерации (ст. 35).

Права исполнителей включают следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознагражде­ния за каждый вид использования исполнения или постановки (ст. 37).

Исключительное право на использование исполнения или поста­новки означает право осуществлять или разрешать: передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки; запись ранее незаписанных исполнения или постановки; воспроизведение записи исполнения или постановки; передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки; сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, включающей ис­полнение или постановку с участием исполнителя.

Права изготовителей фонограмм означают исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на полу­чение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Ис­ключительные права на использование фонограммы означают право осуществлять или разрешать: воспроизведение фонограммы; переделку фонограммы; распространение экземпляров фонограммы; импорт эк­земпляров фонограммы в целях распространения (ст. 38).

Введено положение о «первой продаже» (first sale) также для фоно­грамм: если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы вве­дены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Однако право на распространение экзем­пляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовите­лю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры.

Установлена также законная лицензия на использование опублико­ванной в коммерческих целях фонограммы путем публичного исполне­ния, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю без согласия изготовителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой воз­награждения в установленном Законом порядке (ст. 39).

Права организаций эфирного или кабельного вещания включают исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, в том числе право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений. Исключитель­ное право давать разрешение на использование передачи означает право организации вещания разрешать ее трансляцию в эфир другой органи­зации; сообщение передачи для всеобщего сведения по кабелю; запись передачи; воспроизведение записи передачи; сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом (ст. 40 и 41).

Ограничения смежных прав прямо устанавливаются в Законе (ст. 42) при условии их применения без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного ве­щания и авторов указанных произведений.

Допускается без согласия исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты возна­граждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:

1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;

2)исключительно в целях обучения или научного исследования;

3)для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях;

4) в иных случаях, которые установлены положениями Закона в
отношении ограничения имущественных прав автора произведений ли­
тературы, науки и искусства (ст. 42).

Срок действия смежных прав установлен в ст. 43 в отношении ис­полнителя в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения пли любого иного посягательства охраняются бес­срочно.

Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой пере­дачи в эфир (по кабелю). Течение сроков охраны смежных прав начи­нается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Передача (переход) смежных прав допускается в порядке наследо­вания (физические лица), правопреемства (юридические лица) и по договорам. К наследникам (в отношении юридических лиц — право­преемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать исполь­зование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части срока охраны смежных прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.