Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы диагностики индивидуального сознания




ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ

Самосознание предполагает наличие процесса познания самого себя и наличие его продукта. Нет методов, диагностирующих этот процесс. Диагностируется только продукт - Я-концепция. Я-концепция включает в себя знания о себе и отношения к себе. Как их разделить? Это проблема, связанная с проблемой соц. желательности. Соц. желательность связана с характеристиками Я-концепции больше, чем эти характеристики друг с другом!

Я-концепция разными авторами понимается по-разному, поэтому невозможно интерпретировать результаты, не понимая в рамках какой теоретической парадигмы находился автор.

Можно диагностировать Я-концепцию в целом, можно отдельные её компоненты (физическое, социальное, моральное Я, самоуважение, общее самоотношение). Я-концепция - феномен динамический.

Самосознание - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия).

Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Очень трудно отделить знания о себе от оценки себя!

Свою роль играют уровень интеллектуального развития, кооперативная установка в отношении к диагносту или исследователю, чувство безопасности в ситуации тестирования.

«В чём-то человек похож на других людей, в чём-то он от других отличается, в чём-то он похож на самого себя». Уникальность определяется тем, исходя из каких критериев человек оценивает мир (теория личностных конструктов Келли).

Техники репертуарных решёток (репертуарные матрицы). Это метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анали­зе личностного смысла понятий. Предло­жен Г. Келли в 1955 г.

3 методологических позиции:

1. Принцип биполярности

2. Принцип контекста

3. Принцип динамики (изменчивости).

Понятие индивидуальной системы конструктов относится к системе отноше­ний и установок человека к миру. Биполярность конструктов дает возможность по­лучить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую провести различные процедуры латентного анализа, кото­рый выявляет структуру смысловых пара­метров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений.

Р. р. т. направлена на выявление «собственных», индивидуальных, создава­емых непосредственно в ходе обследова­ния конструктов. В отличие от семанти­ческого дифференциала, выбор конструк­тов и их значений ограничивается «диапа­зоном применимости». Принцип «диа­пазона применимости» является вторым (вместе с принципом биполярности) фун­даментальным принципом К. р. р. т., под­черкивающим, что каждый конструкт мо­жет быть применен к ограниченному на­бору (репертуару) объектов (элементов).

Техника репертуарно-матричного тес­тирования представляет собой реализа­цию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом целью является не столько срав­нение оценок испытуемого с нормативны­ми данными, сколько реконструкция ин­дивидуальной системы смысловых еди­ниц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отноше­ния к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуально­сти).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.