КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть Ш. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Резюме 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социоло- гии различаются в соответствии с аналитической позицией, с кото- рой оно рассматривается. В антропологии речь идет об искусствен- ном мире человека, о содержании совместной жизни людей с вы- делением их ключевых составляющих. В социологии определение строится вокруг представлений о социально-структурной детерми- нированности культуры или культурной детерминированности со- циальной структуры, о связи понятия с категорией общественной практики. Эти позиции не противоречат друг другу, но освещают предметную область — созданное человеком окружение — с раз- ных сторон. Их теоретическое объединение позволяет избежать сложившейся сегодня в рамках социологии культуры оппозиции «социальная структура–культура». 2. Понятие социальной реальности является фундаментальным по отношению к социальной структуре. Из него можно выводить представления и о социальных порядках, и о культурных феноме- нах. Сегодня в социологии оно начинает теоретически разрабаты- ваться. Однако пока не отрефлексированы исходные основания, на которых оно может быть построено в качестве базы для анализа различных проявлений совместного существования людей. 3. В современной социологии понятие социальной реальности тесно связано с представлениями о социальном пространстве. Эта тема пока только начинает разрабатываться, но уже сейчас видна ее теоретическая значимость для изучения динамики связей меж- ду социальными и культурными порядками в рамках социологии культуры. Сегодня трактовка понятия «социальное пространство» предполагает ряд исходных положений, на которых она базиру-
ется и которые определяют направления осмысления ее содер- жания. Прежде всего считается, что социальное пространство не тождественно физическому. Оно порождается и поддерживается совместной активностью людей в контексте их связей с окружени- ем. По своему составу оно неоднородно из-за различия социальных субъектов и форм и последствий их интеракций. По строению оно внутренне дифференцировано из-за различий в направленности совместной активности людей. Однако пока это понятие остается скорее плодотворной метафорой, чем социально–научной кате- горией. Проблемы с его определением заключаются в том, что, во- первых, его невозможно представить без включения в его трактов- ку культурного измерения, а во-вторых, нужны определенные, от- рефлексированные основания для его дифференциации. Пока же в рамках социологии культуры понятие социального пространства теоретически не структурировано, поэтому локализация социаль- часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры ных и культурных изменений и путей их распространений не под- дается четкому теоретическому осмыслению. 4. Поскольку социальное пространство и происходящие в его пределах события рассматриваются как производные совместной активности людей, одно из центральных мест в социологии куль- туры занимает понятие социального взаимодействия. С позиций структурного функционализма оно трактуется с точки зрения соответствия принятым в обществе, институционально установ- ленным нормам и правилам. В рамках феноменологической тради- ции с ним связываются представления об обмене перспективами между акторами, о достижении ими взаимопонимания, порожда- ющими пространство интерсубъективности. Сегодня оба пред- ставления используются как дополняющие друг друга (например, в концепции структурации Э. Гидденса). До недавнего времени
социальное взаимодействие связывалось главным образом с ру- тинными ситуациями на институциональном уровне и в контексте повседневной реальности, с поддержанием их устойчивых харак- теристик. Однако в отдельных случаях начинает проявляться ин- терес к совместной активности людей в экстремальных ситуациях. В то же время пока специального внимания не уделяется формам социального взаимодействия как процесса. Это не позволяет стро- ить обоснованных прогнозов относительно социокультурной мик- родинамики и оценивать социально значимое содержание резуль- татов совместного решения людьми жизненно важных проблем. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания Часть III Итак, были описаны предпосылки актуализации теоретичес- кой социологии культуры, ее современное состояние и сущест- вующие в ее рамках проблемы, решение которых представляется необходимым для изучения одной из ее центральных тем — соци- окультурной микродинамики. Действительно, именно с выходом в эту область связаны и активное осмысление социологами поня- тия «культура», и признание его относительной автономности от традиционного концепта «социальная структура», и их обращение к антропологическим идеям. Выделенные здесь конструктивные соображения на этот счет составляют теоретический контекст, в рамках которого оказывается возможным построить теоретико- методологическую модель для анализа социальных и культурных изменений, их взаимосвязей и последствий. Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Как известно, социальные и культурные изменения всегда были предметом особого внимания и социологов, и антропологов. Их описанию и объяснению посвящено множество работ. Они обобщены в такие макротеории, как эволюционистская, волнооб- разная, диффузионистская. Однако вплоть до сравнительно не- давнего времени они представлялись в объективированном виде, т. е. как события или результаты процессов, отличающиеся от того, что было прежде. До определенного времени такое положение дел считалось в пределах социальных наук вполне удовлетворитель- ным. Однако увеличивающаяся степень сложности и динамизма
социальной и культурной жизни, с одной стороны, и продвижение самих социальных наук — с другой, привели ученых к осознанию того, что прежние модели анализа не отвечают требованиям, свя- занным с решением новых задач. Прежде всего, стало очевидным, что представления о локали- зации и причинах макроисторических изменений гипотетичны и не поддаются ни доказательству, ни опровержении. Кроме того, способы их изучения не подходят для анализа современного по- ложения дел. Далее, их социальные и культурные последствия систематическим образом не прослеживаются и, скорее, постули- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения руются, чем обосновываются. Соответственно во многом на пред- положениях, а не на доказательствах основываются представле- ния о масштабности их распространения в различных обществах. Так, в связи с темой глобализации она преувеличивается одними и преуменьшается другими. Наконец, пока изменения трактуются исключительно как дискретные феномены. Поскольку последова- тельность их порождения, становления и завершения остается не- изученной, отсутствует теоретическая база для обоснованного раз- личения социокультурных событий и процессов. В то же время эти вопросы становятся все более актуальными в пределах социологии культуры с ее преимущественной ориентацией на современную социокультурную микродинамику. В ходе предпринятого выше анализа неоднократно приходи- лось делать вывод, что в рамках социологии культуры не хватает структурированного аналитического пространства, в пределах которого эта тема была бы представлена в четких теоретических терминах. Иными словами, социальные и культурные изменения следует локализовать с точки зрения их порождения на уровне институтов или обыденной жизни, определить формы активности их агентов, выявить их содержание и возможности распростра- нения в виде определенным образом структурированных процес- сов. Оценка теоретического потенциала современной социологии,
связанного с этой темой, позволяет утверждать, что здесь есть все предпосылки для ее разработки. Однако имеющиеся знания оста- ются разрозненными и несистематизированными. Проблема. Они могут быть организованы применительно к проблеме, формулировка которой вытекает из результатов соот- ветствующей познавательной ситуации, сложившейся в рамках социологии культуры. Она заключается в расхождении между признанием необходимости изучать социокультурную микродина- мику и отсутствием необходимых для этого рационально выстро- енных теоретических рамок. Из проведенного анализа следует, что ее можно уточнить, выделив два более частных направления. Во-первых, переход от дискретного фиксирования социальных и культурных изменений в их взаимных влияниях и автономии к их осмыслению в качестве событий и процессов затруднен отсутс- твием теоретической системы координат для их локализации и интерпретации. Во-вторых, определению содержания социальных изменений и их социальных и культурных последствий мешает не- систематизированность теоретических представлений о формах социального взаимодействия, обусловливающих их содержание и возможности распространения. Как уже отмечалось, имеющегося знания достаточно, чтобы преодолеть эти затруднения. Представления о социальной реаль- ности и выделение социального и культурного измерений как осей раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания координат для ее изучения составляют основания для построения теоретической модели, позволяющей локализовать изменения, их агентов, содержание и пути распространения. При обобщении ре- зультатов исследования совместной активности людей проясняют- ся причины порождения и структурирование процессов, определя- ющих характер соответствующих микродинамических тенденций. Цель предлагаемого здесь направления социологии культуры состоит в том, чтобы представить две идеально-типические теоре- тические модели — социокультурного пространства и фундамен- тальных форм социального взаимодействия. Это позволит дать ответы на вопросы: где происходят социальные и культурные из- менения, и благодаря каким формам интеракции они приобретают свои динамические конфигурации. Теоретическая позиция, обусловливающая реализацию этой цели, определяется представленным здесь концептуальным кон- текстом социологии культуры и антропологическими идеями1, име- ющими отношение к рассматриваемой проблеме. Соответственно в самом общем виде формулируется три группы задач, связанных с построением: – исходных антропологических и социологических основа- ний для разработки названных теоретических моделей; – идеально-типической модели социокультурного пространс- тва, базирующейся на специально разработанных концепциях со- циокультурного кода и артефакта; – идеально-типической модели форм и парадигм социального взаимо- действия на основе специально разработанных концепций про- блемной ситуации и типов поведения людей в их рамках. Предлагаемая теоретическая позиция предполагает выделение определенной предметной области, в пределах которой решение выделенных задач оказывается возможным. Это социокультурная реальность, определение которой базируется на сочетании социо- логических и антропологических исходных допущений. Она пред- ставлена в двух модальностях: структурной (социокультурное про- странство) и динамической (социальное взаимодействие). В этом контексте объектами исследования становятся: – в первом случае измерения, уровни, области социокультурного пространства; – во втором — формы, парадигмы социального взаимодействия. Формулировка проблемы и выделение предметной области для ее решения обусловливают выбор исходной теоретико-методоло- гической позиции — социальный конструктивизм, который пред- полагает объединение следующих методов, используемых в пост- роении предлагаемых идеально-типических моделей: 1 См. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М. Академический Проект. 2004. История антропологических учений. М. Академический Проект. 2010. часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения – функциональный в его первоначальной антропологической ин- терпретации для обоснования дифференциации социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия; – структурно-функциональный для построения морфологии со- циокультурного пространства; – семантический для концептуализации социокультурного кода; – динамический для представления парадигм социального взаи- модействия в качестве процессов. Все ключевые понятия, с помощью которых конструируются предлагаемые модели, операционализированы, т. е. представлены в концептуальных единицах анализа и наблюдения.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |