Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействия




Часть I. Институциональное пространство социального

Часть I

Резюме

1.Социология культуры может стать теоретическим полем для

изучения социокультурной микродинамики. Для этого есть доста-

точные познавательные предпосылки, обусловленные современ-

ным сближением социологии с антропологией, с одной стороны,

и тенденцией рассматривать культуру как необходимое независи-

мое — наряду с социальным — измерение совместного существо-

вания людей — с другой. Объединение этих измерений при трак-

товке организации и распределения социальных взаимодействий и

коммуникаций позволяет говорить о социокультурном пространс-

тве. Сами же эти процессы могут быть типологизированы в соот-

ветствии с их фундаментальными формами, которые определяют-

ся антропологически универсальными способами реагирования

людей на проблемные (стрессовые) ситуации.

2. Построение предметного поля изучения социокультурной

микродинамики предполагает выделение исходных социологичес-

ких и антропологических допущений, которые позволяют систе-

матическим образом объединить понятия социокультурного про-

странства и социального взаимодействия. В их терминах интерпре-

тируется набор ключевых понятий, с помощью которых строятся

их логически совместимые модели.

З. Понятие социальной реальности пересматривается в этом

случае в свете антропологических оснований. Выделяются фун-

даментальные свойства и способности людей, обеспечивающие

возможность объединяться для совместного решения проблем и

задач, связанных с их адаптации в окружении. Формы такого объ-

единения определяются социальным измерением этих процессов.

Концепция результативной активности отражает культурное из-

мерение совместного существования людей. Разделение его инс-

титуциональной (специализированной) и обыденной модальнос-

тей позволяет обоснованно проводить различия между способами

структурирования соответствующих уровней социокультурного

пространства.

 

РАЗДЕЛ II.

ПРОСТРАНСТВО  СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МИКРОДИНАМИКИ

 

Часть I. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Важность выделения институциональ-

ного уровня социокультурного пространства обусловлена

значимостью социальных институтов в организации и регулировании

совместного существования людей. Социальный инсти-

тут определяется как совокупность устойчивых норм, правил и ро-

левых функций,

сформированная общими усилиями для решения

постоянно воспроизводящихся в обществе проблем — удовлетво-

рения потребностей, реализации интересов и запросов, поддержа-

ния сообществ. Иными словами, институты существуют как от-

вет на адаптационные императивы.

Понятие «социальный институт» используется в двух частично

различающихся

смыслах. В более общем речь идет о любом нор-

мативно-функциональном установлении, имеющем значимость в

любом масштабе социальных отношений и связей: конкретная мо-

ральная норма, субкультурный

паттерн, юридический закон и т. п.

Более специальное значение понятие приобретает применительно

к социетальному (общесоциальному) уровню рассмотрения обще-

ства. В этом случае оно означает определенную структурную едини-

цу, выполняющую совокупность однородных социально значимых

функций, нормативные положения которой распространяются

на

общество в целом, например, правовые, образовательные, эконо-

мические, политические и др. институты. В дальнейшем понятие

будет

употребляться в этом втором смысле.

Выделение институционального пространства при изучении

социокультурной микродинамики имеет двойную значимость.

Во-первых, следует знать о том, какие его аспекты и в каких фор-

мах определяют стабильность или изменения в обществе, каковы

социальные

последствия этого. Во-вторых, важно представлять

себе институциональные формы взаимодействий и коммуникаций,

определяющие культурное содержание различных его областей.

Наконец, важно подчеркнуть, что концепцию институциональ-

ного пространства следует эксплицитно строить как социокультур-

ную. Дело в том, что социологическое рассмотрение институтов

включает в себя культурную компоненту, поскольку предполага-

ет содержательный, а не только структурный аспект соответству-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ющих социальных ролей, норм, правил. Когда же речь заходит

о культурных нормах, ценностях, паттернах, подразумевается,

хотя чаще всего не анализируется, их социальная природа и пото-

му стандартизованные структуры. Соответственно теоретическое

объединение обоих аспектов — социального и культурного, — поз-

волит сделать доступным для изучения как структурные, так и со-

держательные компоненты институционального измерения социо-

культурного пространства.

Его топологический аспект определяется концентрацией сов-

местных усилий людей для решения антропологически значимых

проблем,

которые в силу своей воспроизводимости

в обществе

приобрели институциональные формы.

При изучении упорядочения соци-

окультурного опыта в обществе

и культуре целесообразно обра-

титься к теоретико-информационным концептам

и категориям.

Это позволит в доступной для наблюдения форме провести

разли-

чие между социальным взаимодействием (обмен действиями, объ-

единение усилий, совместное оперирование инструментами и материалами)

и культурной коммуникацией (обмен сообщениями, взаимопони-

мание, совместное оперирование

символами). Как уже подчеркивалось ранее,

есть резон для концептуального разграничения

такого рода: не все

процессы социального взаимодействия сопровождаются коммуни-

кативными, но и последние могут осуществляться самостоятельно.

В этой связи необходимой становится концептуализация опос-

редующего звена между активностью и ее символическим отоб-

ражением, с одной стороны, и возможностями перехода из одной

качественно определенной,

институционализованной, специали-

зированной области социо– культурной реальности в другую. Обе

задачи становятся разрешимыми, если обратиться к понятию коди-

рования, о котором уже говорилось, но которое следует конкрети-

зировать применительно к построению концепции социокультур-

ного пространства.

В самом общем виде под кодированием понимается процесс

отображения

состояния одной системы через состояние некото-

рой другой, реализуемый с целью передачи информации. Соответственно

можно говорить о том, что отношения людей с окружени-

ем отображаются в формах социального взаимодействия, которые

в свою очередь фиксируются на уровне коммуникации и все это

можно представить через процессы кодирования. Такие трансфор-

мации осуществляются с помощью специфичных систем условных

знаков (символов) и их комбинаций, которым присваиваются осо-

бые значения, соответствующие выделенным областям со-

циокультурного опыта и институционализованные, т. е. имеющие об-

щесоциальную значимость и закрепленные нормативно. С точки зрения упорядочения социокультурного пространства

код можно определить как некоторое организован-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ное множество действий и их функциональных значений, которым

в ситуациях социального взаимодействия определенных классов

поставлено в соответствие организованное

множество символов,

имеющих те же значения. Правда, социокультурные коды относят-

ся к разряду так называемых необратимых, т. е. при их использова-

нии нельзя полностью восстановить ситуацию взаимодействия

во

всей полноте событий; отображаются главным образом ее общезначимые,

разделяемые черты.

Социокультурные коды определяются совокупностью при-

знаков, совместное присутствие которых характеризует специфи-

ку трансформаций

побуждений и действий, приводящих к результа-

там, соответствующим выделенным классам социальных необхо-

димостей.

Прежде всего, выделяется функциональная доминанта

организованного

взаимодействия, на основании которой институ-

ционализируются, т. е. нормируются соответствующие ситуации,

формы, технологии и качество результатов взаимодействия. Она

обусловливает выделенность и специфичность конфигураций ор-

ганизованных совокупностей взаимодействий и коммуникаций,

разграниченность их даже при условии реализации

сходных дейс-

твий и использовании общих символов. Иными словами, она при-

дает каждому классу институциональных взаимодействий не только

социальное значение, но и культурный смысл.

Следующие наборы признаков характеризуют так называе-

мые входы и выходы определенной институциональной области

социального

взаимодействия. Под «входами» понимаются неупорядоченные

поля активности, обусловленной выделенными антро-

пологически универсальными адаптационными императивами.

«Выходы» здесь рассматриваются как соответствующие каждой

такой области социокультурные порядки, т. е. организованные на-

боры ситуаций, форм, технологий и результатов взаимодействий (артефактов).

Далее, коды характеризуются классами операций,

связанных с процедурами упорядочения социально значимой активности,

составляющих программы трансформации ее в органи-

зованнее ситуации взаимодействия и коммунакации. Специфика

этих процедур диктуется содержанием побуждений,

характером

действий и качеством «материала» («входов»), соответствующих

выделенным социально-антропологическим императивам.

Кроме того, важно выделить логику упорядочения действий

и символов, соответствующих специализированным,

институцио-

нализованным областям социокультурной активности.

Она харак-

теризует специфику деятельности трансформирующей

«входы» в

«выходы» для каждой из выделенных социокультурных областей.

Наконец, следует определить институционализацию каждо-

го кода, соответствующего рассматриваемым социокультурным

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

трансформациям. Речь идет о действии таких институциональ-

ных механизмов, как нормы, задающие границы сооветствующих

трансформаций; правила преобразования входов в выходы на

уровнях взаимодействия и сопровождающей его коммуникации;

критерии

оценки адекватности получаемых результатов, релеван-

тности их каждой

из специализированных областей социокультур-

ной активности.

С помощью этих наборов признаков можно структурировать

институциональное измерение социокультурного пространства с

точки и зрения его кодификации. Она является необходимой про-

изводной социальности, поскольку обеспечивает возможность

поддерживать общественное разделение труда. Пользование кода-

ми позволяет людям:

- объединяться для реше-

ния социальных задач и проблем;

- использовать стандартизованные

определения ситуаций и распределения

функциональных ролей, а

не начинать каждое взаимодействие заново;

- распознавать и иден-

тифицировать ситуации взаимодействия по их социокультурному

содержанию;

- выбирать из репертуара освоенных паттернов дейс-

твий и поведения те, что соответствуют институционально опреде-

ленным ситуациям.

Но для того, чтобы эффективно пользоваться такими систе-

мами, нужно владеть также навыками декодирования. Речь идет

о процессе преобразования

закодированных определенным обра-

зом сообщений в их первоначальную,

форму. В социокультурном

контексте следует выделить следующие аспекты этого процесса.

Прежде всего речь идет о сведении выраженных в определен-

ной интерсубъективной

форме действий и символов к функци-

ям, побуждениям и переживаниям,

обусловившим их порождение.

Далее, коммуникативные

единицы могут сопоставляться с соот-

ветствующими паттернами действий и взаимодействий. Наконец,

предполагается перевод социокультурной информации с одного

специализированного языка на другой или на обыденный.

Освоение институционализован-

ных социокультурных кодов является необходимой составляющей

процессов социализации и инкультурации. Благодаря этому люди

приобретают навыки ориентироваться в институциональном со-

циокультурном пространстве и осваивать его в масштабах, значи-

тельно превосходящих их непосредственный жизненный опыт.

Сказанное позволяет представить в терминах кодов области инс-

титуционального пространства, составляющие его ранее выделен-

ных домены: социальная организация, социально значимое знание

и трансляция социально значимой информации.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Глава 1. Институциональное пространство социальной организации

Совместная жизнь людей осуществляется

в организационных формах, значительная часть

которых институционализирована. Они характеризуются особыми

наборами функций, т. е. помогают людям решать определенные

типы социальных и индивидуальных

задач. Им присущи специ-

фичные социокультурные коды, по которым люди определяют

социально значимые ситуации, и характер взаимодействия

в них.

Принадлежность людей к таким формам и позволяет характеризовать

общество и культуру в их относительно устойчивых и воспроизводя-

щихся чертах,

т. е. с точки зрения социальной структуры.

Структурный аспект рассмотрения процессов социальной

организации имеет принципиальное значение для изучения ме-

ханизмов упорядочения

взаимодействия и коммуникации

в тех областях совместного существования людей, которые

имеют ключевую значимость для поддержания общества. Речь

идет о социетальном (общесоциальном) уровне, где организуются

ключевые стороны социокультурной жизни и обеспечивается ее

воспроизведение.

К этому уровню следует отнести:

- хозяйственную область, т. е.

исторически сложившиеся и институционально зафиксированные

формы социального взаимодействия, направленного на жизне-

обеспечение, или систему общественного разделения

труда;

- поли-

тическую область, или институционализированные механизмы и

способы объединения людей для реализации групповых интересов

или решения социально значимых проблем; разграничения кон-

курирующих групп интересов; распределения «силовых полей» в

обществе;

- правовую область, или интегральный результат реализо-

ванной способности людей в процессах социального взаимодейс-

твия сохранять предпосылки и условия социокультурной жизни

с помощью установленной и общеобязательной нормативной базы.

Иными словами, совместная активность людей на институциональ-

ном уровне осуществляется в рамках домена социальной организа-

ции, структура

которого определяется процессами жизнеобеспе-

чения (хозяйственная область), распределением социальных сил в

этих процессах (политическая область) и нормативными граница-

ми, в которых осуществляется социальное

взаимодействие (право-

вая область).

Эти области институционального пространства конструиру-

ются и поддерживаются благодаря функциям, которые они выпол-

няют, воспроизводя организацию социальных взаимодействий и

коммуникаций на социетальном уровне. Каждая из них представ-

ляет особый аспект такой организации, который не может быть ни

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

сведен к другому, ни заменен им. Хозяйственная

область рассмат-

ривается под углом зрения того, как люди решают в общесоциаль-

ном масштабе вопросы жизнеобеспечения и использования необ-

ходимых для этого ресурсов. Выделение политической области высвечивает

механизмы, способствующие или препятствующие вы-

работке и реализации социально значимых решений при разнона-

правленности групповых

интересов и неравенстве сил в процессах

жизнеобеспечения и распределении ресурсов. Правовая областъ

определяет нормативные

формы, указывающие на общезначимые

границы и правила, в соответствии

с которыми социальня жизнь ре-

гулируется в предыдущих двух областях. Таким образом, каждая из

этих областей обеспечивает воспроизведение специфичного

аспек-

та институциональной организации социального взаимодействия,

и соответствующий

опыт кумулируется здесь в виде специальных

знаний и навыков, принципов и процедур организации целенаправленной активности,

технологий и способов достижения ре-

зультатов, символических систем и оценочных критериев – всего, что составляет их коды.

В зависимости от степени их освоенности люди с разной степенью

эффективности используют имеющийся у них опыт в реализации

производственных процессов, их координации; в осмыслении и

выработке решений социально значимых проблем, связанных

с

распределением социальных сил и ресурсов; в актуализации своих

прав и свобод при осуществлении этих процессов.

В то же время эти области институционального пространства

заключают

в себе программу не только воспроизведения соот-

ветствующих моделей

организации социального взаимодействия. Здесь

закодированы и их изменения в ответ

на воздействия социокуль-

турного окружения, с одной стороны,

и связанные с внутренним,

имманентным движением каждой из них — с другой.

В условиях ускорения и усложнения социокультурных процес-

сов, возрастания степени неопределенности в обществе они про-

должают воспроизводиться. Однако эффективность составляющих

их институтов снижается,

поскольку в их рамках к задачам орга-

низации социального взаимодействия добавляется необходимость

решения задач, связанных с их внутренними структурными изменениями

в ответ на внешние императивы. Соответственно в хо-

зяйственной области меняется технологическая программа и ко-

нечные результаты производственных процессов. В политической

области усиливается конкуренция за распределение обществен-

ных ресурсов между группами интересов, партиями, обществен-

ными организациями и конфронтация предлагаемых ими социаль-

ных действий. Изменения в правовой области начинают следовать

за динамикой общественной жизни и давлением групп интересов.

При изучении процессов происходящих в этих областях, важно

принимать во внимание не только хозяйственные, политические,

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

правовые артефакты, запечетленные в вещах, технологиях, симво-

лах. Следует уделять внимание и принципам организации, функци-

онирования и изменения самих институтов. Иными словами, речь

идет о действии соответствующих социокультурных кодов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.