Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности




Известно, что при умственном труде, в отличие от труда физического, преобладающим является информационный компонент. Современными исследованиями доказано, что умственная деятельность является, прежде всего, предметом изучения психофизического труда. Умственный труд независимо от того, в деятельности каких органов он находит свое внешнее выражение, сопряжен с большой работой корковых систем полушарий головного мозга.

По физиологическим критериям трудовые процессы классифицируются следующим образом: а) преимущественно умственная работа, требующая напряжения, внимания, активности процессов мышления и других психических функций; б) преимущественно физическая работа; в) работа, которая сопровождается выраженным нервно-психическим эмоциональным напряжением. В связи с этой классификацией необходимо подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, деление работы на преимущественно умственную и преимущественно физическую – относительно. Выполняя физическую работу, человек всегда в определенной степени загружен умственной деятельностью. Так, например, степень загрузки умственной деятельностью при уборке и мытье полов составляет – 9%, при ручной нарезке резьбы – 13%, при работе на станке – 12–52%, управлении машиной на спокойной дороге – 35%, в городе – 59%, при печатании на машинке – 73%, при чтении – 100%. Отличие умственной деятельности от физического труда прежде всего в ее исключительном разнообразии. Многие исследователи подчеркивают, что первичные функциональные изменения, происходящие в организме человека при умственном труде, следует искать не в сдвигах вегетативных функций, а в процессах нервной регуляции, и, прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Это в принципе правильное положение означает, что при умственной деятельности не наблюдается функциональных изменений со стороны вегетативных функций (обмена веществ, сердечно-сосудистой системы, дыхания и т. п.).

Умственная работа связана с деятельностью головного мозга (нервных клеток), которая сопровождается усилением расхода энергии, но в отличие от физической работы это не всегда находит отражение в общем энергетическом балансе организма человека. Наши исследования показали, что повышение суммарных энергетических затрат при умственной деятельности зависит от степени нервно- психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500–3000 ккал. При различных видах работы увеличение расхода энергии составляет: при чтении вслух сидя – 48%, при чтении лекции стоя – 90%, у операторов вычислительных машин – 60–100%.

При нервно-психическом напряжении, связанном с умственной работой, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменения ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги вегетативных функций. Следует обратить внимание, что реакции со стороны вегетативных функций при нервно-психическом, эмоциональном напряжении совершенно аналогичны реакциям, которые сопровождают физическую работу. Это совпадение неслучайно, оно объяснимо с эволюционной точки зрения.

Классификация разновидностей сложного умственного труда не простая задача. Наиболее приемлемой для наших целей, как отвечающая специфике университета, является классификация, основанная на особенностях приема, переработки и передачи информации человеком. Умственный труд интересующих нас категорий работников подразделяется на три типа: сенсорный, сенсомоторный и логический. В свою очередь, умственный труд сенсомоторного типа может быть преимущественно моторным, а логического типа – со стандартным видом деятельности, с нестандартной деятельностью или преимущественно с эвристической (творческой) деятельностью.

При длительной или напряженной умственной работе наступает утомление. Проблеме посвящено много исследований. Накоплен огромный экспериментальный материал, на основе которого создано много гипотез и теорий о причинах и механизме утомления. Основным признаком утомления принято считать временное снижение работоспособности человека в процессе выполнения работы. С биологической точки зрения утомление – это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости.

Особенности утомления: обратимый процесс, обусловленный объективными причинами, возникает, как правило, в результате напряженной или длительной физической или умственной деятельности; функциональное состояние, начальные признаки которого вызывают развитие тормозного состояния в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения развития истощения в организме. Начало утомления является сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению. Правда, сигнал этот может быть заторможен волевым усилием человека, что, однако, не снимает самого утомления, а лишь отдаляет его.

В свете данных современной нейрофизиологии утомление может рассматриваться как особое состояние центральной нервной системы, обусловленное и регулируемое соотношениями между тормозящими и активизирующими ретикулярными стволовыми структурами. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к деятельности, понижением физической и умственной работоспособности, а также субъективным чувством усталости, которое определяет защитную реакцию – отказ от деятельности, отдых.

При умственном утомлении отмечается снижение функциональной подвижности нервных процессов и развитие охранительного торможения. Это выражается в дефиците внутреннего координационного торможения в коре головного мозга, нарушении дифференцировок. Характерным явлением для умственного утомления можно считать развитие гипнотических фаз в деятельности центральной нервной системы, а в далеко зашедших случаях, при переутомлении и хроническом утомлении – даже ультрапарадоксальных. При умственном утомлении заметно понижается чувствительность глаза к световым и цветовым сигналам.

Восстановление функций организма и работоспособности после умственного утомления носит фазовый характер. Установлено наличие гетерохронизма в восстановлении работоспособности. В том случае, когда продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, возникает переутомление.

Основной причиной переутомления является нарушение режима труда и отдыха. В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое. При начинающемся и легком переутомлении может не наблюдаться снижение умственной рабо­тоспособности или эффективности труда. В этих случаях имеет существенное значение отношение человека к выполняемой работе. Основные симптомы переутомления разных степеней приведены в табл. 4.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.