Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и их характеристика




Дизартрия - это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС.

Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна.

Причины: поражение внутриутробное, природовое, в раннем детстве. Анамнез отягощенный, неблагоприятный. Токсикоз, токсоплазмоз, алкоголизм, наркомания, бесконтрольное использование медикаментов. Асфиксия, щипцы, затяжные роды. Инфекции в раннем возрасте, травмы, инфекционные заболевания малыша, черепно-мозговые травмы, нейроинфекционные заболевания (менингит, энцефалит).

Патогенез:

Раннее развитие отстает от нормы – проявляется в развитии статодинамических функций (поздно держит голову, поздно садится, ходит и т.д.).

Эти дети неспокойны, отказываются от грудного вскармливания, во время кормления мама отмечает у ребенка неплотное смыкание губ, вялость сосания, срыгивание. Ребенок часто плачет, расторможен, беспокоен. У детей движения неловкие, не формируются двигательные навыки по возрасту. Задержка в речевом развитии (лепет однообразный, монотонный, фраза поздно - 2,5 г).

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений

Классификаций несколько:

1 классификация - учитывает место локализации поражения ЦНС (клиническая): корковая, подкорковая, псевдобульбарная, бульбарная, мозжечковая.

2 классификация - учитывает степень поражения ЦНС (степень тяжести симптоматики):

4 степень – анартрия – практическое отсутствие речи, непонятна даже близким людям, речевая коммуникация отсутствует, самая тяжелая форма дизартрии, когда речь практически отсутствует из-за паралича речедвигательных мышц, чаще всего анартрия при бульбарной форме дизартрии;

3 – тяжелая степень - речь недоразвита, грубо нарушена, мало разборчива. Речевая коммуникация затруднена;

2 – средняя степень тяжести - речь характеризуется заметными дефектами звуков, но при этом понятна для окружающих, коммуникация осуществляется свободно;

1 – легкая форма дизартрии – симптоматика носит стертый, смазанный характер и не выступает в полном объеме.

 

3 классификация - учитывает структуру речевого дефекта (психолого-педагогическая классификация, проф Левина).

1группа - Просодические расстройства речи (интонация, громкость, тембральная окраска, м.б. легкий носовой оттенок, правильное звукопроизношение). Речь смазанная.

2 группа – Просодические расстройства и фонетическое недоразвитие речи (фнр) - страдает звукопроизношение.

3 группа – Расстройства просодической стороны речи + ФФНР

4 группа - Расстройства просодической стороны речи + ОНР.

 

Структура речевого дефекта определяется тяжестью неврологической симптоматики, сроком и качеством проведенного лечения, а также интеллектуальной сохранностью ребенка.

Коррекционная работа должна носить комплексный характер:

· Лечение у невропатолога

· Массаж (неоднократно)

· Электрофорез с лекарственными препаратами

· Иглорефлексотерапия

· Логопедическое воздействие

 

Как записывать заключение: в заключении надо занести все три классификации.

1) Корковая дизартрия – легкая форма, ффн:

Ds: Ффнр, обусл. корковой дизартрией.

2) Подкорковая дизартрия, м.б. анартрия, дизартрия, легкая форма. Просодические нарушения, фнр, ффнр, онр.

Ds: ОНР,обусл. подкорковой анатрией.

3) При псевдобульбарной дизартрии м.б. все. Например, ффнр, обусловленное псевдобульбарной дизартрией.

4) При бульбарной бывает анартрия и дизартрия, ОНР, легкой формы нет.

5) При мозжечковой м.б. анартрия, дизартрия, фнр, ффнр, онр.

Вопрос 26 Псевдобульбарная дизартрия.

Структура клинического и речевого дефекта.

Возникает при нарушении проводящих путей черепно-мозговых нервов. Нарушается иннервация двигательных актов, что и ведет к нарушению всей моторной сферы. Таким образом, возникает парез общих движений мелкой моторики пальцев рук, артикуляционных движений. Парез вызывает ряд следствий:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.