Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Культуральный детерминизм




1.В этой концепции основной акцент смещается на определяющую роль культуры и идеологии в МК. В 50е годы этот подход активно развивали Р. Хоггарт и Р. Вильямс, а сегодня лидером считается С. Халл. Они выступили с критикой западного общества и предложили реформировать его двумя путями:

1) выявление противоречий в обществе и такое их разрешение, которое приведет к позитивным, ослабляющим насилие и подавление, изменениям;

2) оказание помощи людям, в том числе через СМК, в понимании сути угнетения и освобождении от иллюзий, а также в понимании необходимых перемен;

СМК рассматриваются как мощные инструменты господствующей идеологии и играют большую роль в формировании культуры.

2. Культура в культуральных исследованиях имеет два значения:

1) общие идеи, на которые общество или группа опираются, их идеология или коллективные способы осмысления своего опыта.

2) производство и воспроизводство идеологии, ее пропаганда и внедрение в повседневную жизнь людей.

По существу, главная тема культуральных теоретиков – это связь деятельности таких институтов как СМИ и культура. Так, вся телеиндустрия занята созданием, обсуждением, воспроизводством и формированием культуры и идеологии людей, сидящих перед телевизором.

3. Идеология и культура – это общее понимание жизни, определяемое множеством факторов. Усиление этого общего понимания из разных источников называется артикуляцией.

Не все идеологии находятся в равном положении. С. Халл критикует миф демократического плюрализма. В капиталистических обществах господствует идеология элиты. Для рабочих и других безвластных групп она ложна, потому что не отражает их интересы. Однако господство является динамичным процессом, который Халл называет временным состоянием в «театре войны». Бороться с господствующей идеологией трудно, потому что все социальные институты едины в поддержке этой идеологии.

4.Уязвимость идей С. Халла обусловлена преувеличением роли идеологии и культуры в жизни общества. Они, бесспорно, играют большую роль, но сами являются производной от экономических и политических условий жизни общества. Понятен критический настрой Халла по отношению к капитализму, но сегодня он остается лучшим строем для большинства людей. Поэтому господствующая идеология служит не только богатым, но поддерживается и другими группами. В тех же случаях, когда она перестает их устраивать, властям приходится ее обновлять. Так было, например, с реформированием системы образования и гражданских прав в 60-е годы в Европе и США.

Этому способствует и то, что наряду с доминирующей идеологией в обществе есть и другие, отражающие интересы разных групп. Так, в результате активной борьбы заметных успехов добились меньшинства. Голоса оппозиции – это часть борьбы групп в обществе. Выступая инструментами господствующего порядка СМК вынуждены стремиться к разнообразию и обьективности, хотя оно нередко иллюзорно.

5.Продюсеры контролируют содержание СМИ особыми способами кодирования сообщений. Выбор языка, символов – это выбор идеологии. Реклама создает образ товара, чтобы его продать. Новости и фильмы тоже несут идеологию, хотя и кажутся менее идеологичными.

Но аудитория имеет возможность раскодировать сообщение в соответствии со своей идеологией, и не всегда так, как хотелось бы источнику. Так, оппозиционная идеология позволяет раскодировать текст с противоположным ожидаемому результатом. Интерпретация текстов – это арена конкурентной борьбы. И в этом процессе важную роль играет культура и идеология различных групп.

Надо отдать должное С. Халлу и другим культуральным идеологам за тот критический настрой, корни которого лежат в обьективных противоречиях капитализма. Крайне важно, с одной стороны, их не затушевывать, а сдругой - не преувеличивать, и постоянно вести наблюдение за реальными процессами.

Так, рождение глобальных СМК и культурный империализм развитых стран в отношении стран третьего мира несет не только негативные явления, порождая антиглобалистское движение, но и прогресс в коммуникационно-культурной сфере. Глобализм порождает и позитивное контрдвижение против нарушения информационно-культурного суверенитета и унификации национальной культуры на западной основе. Но успех его возможен на основе конвергенции и интеграции, а не отказа от достижений цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.