Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радио Телевидение




 

 

Каждое из этих средств наиболее близко по свойствам к двум близлежащим и может нести часть функций соседнего, но в то же время представляет самостоятельное средство коммуникации с оригинальными, только ему присущими свойствами.

Появление Интернета – это не еще один вид, а новая электронная система (динамичный склад) всех традиционных СМК и новые электронно-сетевые средства. Поэтому она как бы опоясывает звездную модель, позволяя все СМК разделить на два типа традиционных и новых, представленных в сети. В центре этой звезды можно поместить человека, который взаимодействует со всеми СМК с учетом своих интересов и возможностей.

Ряд развитых стран вошли в стадию информационного общества. Для них характерен выход на первые позиции численности информационно-коммуникативных работников и обьема продаж информационных продуктов. Интенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, включая и СМК, связанные с переработкой больших массивов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.

Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, динамично продвигается по пути формирования информационно-коммуникативного общества. Вселяет оптимизм то, что информационно – коммуникативный сектор услуг нашего общества развивается наиболее динамично.

 

5.Функции массовых коммуникаций. Современная практика все чаще сводит функции СМК к информированию и развлечению массовой аудитории. Возникло понятие инфотэйнмент, которое можно выразить формулой «информируя – развлекай, развлекая – информируй». Особенно заметно движение в этом направлении телевидения.

Отечественные авторы из МГУ выделяют три основные и традиционные функции СМИ.

1) Информационная. Она связана с потребностями людей в событийной и иной оперативной информации и имеют форму новостей и репортажей. Информационные программы телевидения занимают, как правило, вторые места после художественных фильмов и сериалов.

2) Аналитическая. Аналитические материалы и программы занимают более скромное место. Их популярность эначительно скромнее развлекательных и информационных.

3) Развлекательная. Если включить в число этих программ кинопоказ, то они занимают бесспорно первое место, а если исключить - они входят в первую тройку по рейтингу.[4]

На первый план выдвинулась информационно-развлекательная функция. Аналитическую же функцию можно считать подфункцией информационной. Учебная и аналитическая также соединяются с развлекательной.

Называют также социальные функции наблюдения за окружающей средой, интерпретации событий, передачи культурных ценностей

Д. МакКуэйл выразил функции медиа в виде метафор:

-окна в окружающий мир;

-носителя информации;

-справочника;

-средства интерактивного общения;

-советника, помогающего понять суть проблем; -зеркала, отражающего нас самих;

-фильтра, пропускающего то, на чем фокусируется внимание;

-барьера, блокирующего истину.[5]

У Дж. Меровица перечень метафор функций телевидения включает около 20 наименований, которые мы обьединим в несколько групп:

-большой брат, компаньон, учитель, детская няня, кафедра для проповедей, электронный сосед

-окно в мир, сеть социальных отношений, новый язык, новая религия, общая арена, электронная газета, антология текстов;

-культиватор, распорядок дня, утолитель жажды;

-белый шум, пожиратель времени, наркотик, инструмент для террора.[6]

И. Д. Фомичева анализирует шесть функций СМИ: коммуникативную (обмен информацией), информационную (производство и распространение информации), социально-организационную и социально-креативную (сохранение и воспроизводство социальных организаций и общностей), социального участия (осуществление демократии), психического регулирования (формирование определенного тонуса, настроений, чувств)[7].

Имеются и другие «наборы» функций. Это свидетельствует о том, что при общем взгляде на СМК как информационно-развлекательную систему имеются различия, связанные с разными акцентами в понимании медиа и реальным многообразием фунций СМК.

6. Теретические основы выделения функций СМК заключены в теориях коммуникации (авторская позиция)[8]:

1). Из информационной теории вытекает наиболее известная и бесспорная функция МК – информирования, т.е. сбора, отбора, стуктурирования, распространения сообщений. Из этой теории вытекает требование объективности и точности информации, ее соответствия реальным процессам.

2).В реальности СМК не только сообщают о выборочных событиях, но и придают им свое значение от минимальной оценочности до тенденциозности. Так, повышенное внимание СМК к преступлениям, убийствам, катастрофам или сексу и сплетням светской жизни связано с их коммерческим интересом и вкусами части публики.

Это описано в семиотике коммуникаций. СМ К оформляют информацию в знаках, несущих определенные значения в СМК, в которых обьективная, обозначающая информация (денотации) переплетена с субьективной интерпретацией (коннотации) массовых коммуникаторов. С этим связано необходимость сочетания отражения реальных процессов и придание им значимости, оценивания, выражения собственного мнения в СМК.

В числе создаваемых знаков находятся изобразительные и символические, которые воздействуют на читателей и зрителей как формой, так и содержанием.

Сами средства МК становятся символами серьезной аналитической или желтой, бульварной МК. Они могут обслуживать элитарные или популистские, национальные или глобальные интересы и потребности. Все они занимают свое место в спектре более сложных или простых методов изучения жизненных проблем людей.

К семиотическому направлению примыкают к огнитивный, интерпретативный и феноменологический подходы, которые дают основание журналистам и читателям выражать свои собственные мысли и чувства (право на субьективность, в том числе и на несовпадение своего мнения с позицией собственника, правительства или аудитории). В этой функции получает свое полное выражение свобода СМК – право на независимые позиции и оценки, а также право на их пропаганду и убеждение других людей в правоте своих идей в каждом сегменте всего спектра идей.

3). В нарративном и драматургическом подходах заложены основы культурно-развлекательной функции МК – передачи текстов, бесед, рассказов, историй, шоу, спортивных состязаний, художественных фильмов и театральных постановок всех видов и типов.

К этим функциям примыкает социальное конструирование СМК новой виртуальной реальности с позитивным или негативным имиджем.

4). Из критических теорий вытекает функция критики и защиты от критики. С этими функциями связаны стремления СМК к стабилизации положения дел в обществе или его модернизации, изменений вплоть до радикальных. Здесь также может быть весь спектр позиций от явной апологетики до яростной непримиримой критики, от консерватизма до радикализма.

5). Из структурализма и спектрального подхода вытекает необходимость баланса (бинарного и спектрального) информациипосредством проникновения в противоречивость всех процессов жизни и культуры как основу фундаментального осмысления жизни, а также понимание и демонстрацию спектра значений и стремление к поиску гармоничных оптимальных коммуникаций на основе принципа золотого сечения.

Спектральность МК обусловлена противоречивостью свойств и поведения элементов и систем. Базовым противоречием является столкновение индивидуальных и общих интересов у любого элемента и системы (человека, организации, страны и т.д.). По степени их выраженности образуется спектр с двумя противоположностями (индивидуальное и общее), двумя крайностями (эгоизм и казарменность), «дурной» серединой (эклектическое соединение личного и общего) и двумя «золотыми» серединами с оптимальным сочетанием личного с общим или общего с личным. Это упорядоченный спектр, а не просто набор разных элементов.

Спектральность МК имеет три слоя:

-спектр событий, которые имеют позитивную или негативную направленнсть (рождение и смерть, новое сооружение и катастрофа, праздник и горе, мир и война, победа демократии и диктатуры и т.п.;

-спектр СМК, выражающих позиции разных сил, кторые и осуществляют выбор и структурирование сообщений в своих интересах;

-спектр аудитории, которая включает в себя слои, по-разному относящиея к реальным событиям и их освещению в СМК.

Этот многослойный «пирог» событий, сообщений и оценок усложняет процесс информирования, которое должно быть обьективным и точным.

6). Системная теория рассматривает коммуникации как совокупность определенных элементов и связей между ними. В качестве элементов выступают отдельные субьекты, группы, организации, в том числе СМК, территории, страны. Коммуникационные связи между ними носят характер информационно-знаковых, за которыми стоят экономические, политические и другие социальные отношения.

Системы различаются по степени открытости и жесткости. Эта наиболее общая типология систем связана с ее жизненно важными функциями наблюдения за внешней и внутренней средой с целью обеспечения нормального для системы и своих элементов функционирования.

Отсюда следует и системная функция МК – наблюдение за внешней (другими системами) и внутренней средой (за своими элементами - самонаблюдение) и использование результатов этого наблюдения во внешней и внутренней политике. Если говорить о СМК, то с их помощью осуществляется только часть массовых коммуникаций, а другие функции осуществляет наука, искусство, управление и др. СМК занимают промежуточную позицию между ними.

Системную функцию выделяет Г.Лассуэлл – наблюдение за внешней средой и связывание воедино фрагментов внешней среды, что позволяет потребителям массовой информации составить более адекватное представление об окружающем мире. А также он говорил о передаче социального наследия (социальных норм) как о весьма важной функции СМИ[9].

7). Общая теория управления системами указывает на функцию участия МК в управении на основе учета обратной связи посредством сбора и анализа информации о функционировании элеметов и системы, в том числе в результате принятых решений. Позитивная обратная связь требует усиления действий, а негативная - их корректировки или реформирования.

Кибернетика второго порядка требует учета влияния позиций коммуникаторов как наблюдателей системы, являющихся ее элементами, и, следовательно, испытывающих на себе воздействие своей системы, что приводит к нарушению обьективности информации. Внешний наблюдатель (например, иностранный журналист) свободен от первых, но подвержен влиянию своей системы, поэтому в одних вопросах он может быть обьективнее, а в других – субьективнее первого.

В любом случае речь идет о функции участия МК в управлении системой, которая также имеет спектральный характер поддержки или критики курса в разной степени (с крайностями апологетики или критиканства), эклектичностью (отсутствием четко выраженной линии) и сочетания поддержки с обоснованной критикой или критики с поддержкой.

В итоге на основе теорий СМК имеют следующие функции:

-объективного информирования о событиях и процессах, в том числе баланса, спектральности противоречивой информации (объективная функция);

-оценки значимости событий и процессов с позиций чьих-то интересов, в том числе их критика (субъективная функция);

-нарративно-драматургическая (художественно – развлекательная, игровая);

-анализа и участия в управлении социально-политическими процессами (системно-управленческая).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.