Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для детей 5-7 лет 3 страница




 

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам "Фрукты", "Овощи"

 

3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной... (груши) На деревьях совсем нет... (груш)

Собрали сливы. На дереве нет ни одной... (сливы) На деревьях совсем нет... (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях... (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной... (вишни) На деревьях нет... (вишен)

4. Упражнение "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет... (огурцов) На грядке нет ни одного... (огурца)

Собрали кабачки. На грядке нет ни одного... На грядке нет...

Собрали помидоры. На грядке нет... Не осталось на грядке ни одного...

Собрали морковь. На грядке нет...

Собрали фасоль. На грядке нет...

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

Изменить глаголы, отвечая на вопросы.Что делал?

Сажает -... (сажал)

Копает -...

Поливает -...

Растет -...

Зреет -... Что делает?

Сажал -... (сажает)

Копал -...

Поливал -...

Рос -...

Зрел -...

 

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

 

7. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления.

Использовать картинки:

Картошка, лук, яблоко, помидор.

Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение "Исправь ошибку".

Свекла растет на яблоне.

Груша растет на грядке.

Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

- Повторить упражнения для пальчиков по темам "Фрукты", "Овощи"

- Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): "Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок".

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

 

 

Для детей 5-7 лет

 

1. Рекомендую повторить материал тем "Фрукты", "Овощи"

Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:

- Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?

- Где растут овощи?

- Где растут фрукты?

- Про какой овощ можно сказать "твердый"?

- Про какой фрукт можно сказать "сочный"?

- Что делают колхозники на полях осенью?

 

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам "Фрукты", "Овощи"

 

3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной... (груши) На деревьях совсем нет... (груш)

Собрали сливы. На дереве нет ни одной... (сливы) На деревьях совсем нет... (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях... (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной... (вишни) На деревьях нет... (вишен)

4. Упражнение "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет... (огурцов) На грядке нет ни одного... (огурца)

Собрали кабачки. На грядке нет ни одного... На грядке нет...

Собрали помидоры. На грядке нет... Не осталось на грядке ни одного...

Собрали морковь. На грядке нет...

Собрали фасоль. На грядке нет...

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

Изменить глаголы, отвечая на вопросы.Что делал?

Сажает -... (сажал)

Копает -...

Поливает -...

Растет -...

Зреет -... Что делает?

Сажал -... (сажает)

Копал -...

Поливал -...

Рос -...

Зрел -...

 

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

 

7. Развитие связной устной речи.

А) Пересказ с опорой на вопросы.

 

Работа на огороде.

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

 

- Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?

- Когда они собирали урожай?

- Пересказ.

 

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:

Что это?

Где растет?

Внешний вид (форма, цвет).

Каков на вкус?

Что из него (нее) можно приготовить?

 

Образец ответа. "Яблоко - это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок."

8. Словарная работа.

Объяснить ребенку значение пословицы "Летний день год кормит".

 

9. Упражнение "Послушай, запомни, назови" на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

 

Посадила баба Фекла

В огороде лук да свеклу.

А любимый внук Антошка

Посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту,

Чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры:

Посадил их вдоль забора.

Огурцы, укроп, петрушку -

Чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород

Требует больших хлопот.

Бабка Фекла в борщ кладет

Все, что у нее растет.

10. Развитие мелкой моторики.

Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

 

 

СЕНТЯБРЬ

4-я неделя

Откуда хлеб пришел

 

Для детей 4-7 лет

 

1. Рассказать ребенку, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб. Помочь запомнить информацию.

 

2. Сформировать обобщающее понятие "злаки": овес, пшеница, рожь.

 

3. В булочной обратить внимание, какие продаются хлебобулочные изделия.

 

4. Обратить внимание ребенка при покупке хлеба на его вкус, запах. Рассказать, из чего пекут хлеб.

 

5. Рассмотреть зерно (по возможности), муку.

 

6. С детьми 5-7 лет поговорить о труде колхозников, выращивающих хлеб.

 

7. Словарная работа.

Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, молотить, сеять, косить, убирать, жать, молоть, печь.

 

8. Упражнение "Подбери признак" на подбор и согласование существительных с прилагательными.

Хлеб (какой?) -...

Булка (какая?) -...

9. Детей 5-7 лет упражнять в подборе однокоренных слов.

Подобрать слова, похожие на слово "хлеб" (хлебушко, хлебница, хлебный).

 

10. Упражнение в падежном согласовании "Вставь вместо паузы слово "хлеб".

Я знаю пословицу о...

Мама купила пшеничный...

Дети едят суп с...

Ваня пошел в магазин за...

Я не люблю, есть суп без...

У меня дома нет...

11. Развитие связной устной речи (для детей 5-7 лет).

Составить предложения из слов: хлеб, печь, мука, из.

Составить рассказ по плану рисунку.

На листе бумаги схематично нарисовать: колос, затем мешок с мукой, затем хлеб. Предложить ребенку рассказать, откуда хлеб пришел.

12. Развитие логического мышления.

Учимсять отгадывать загадки.

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

 

 

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб).

 

 

В поле вырос дом, полон дом зерном.

(Колос).

13. Детей 5-7 лет познакомить с пословицей о хлебе "Хлеб - всему голова".

Объяснить ее значение и помочь ее запомнить.

 

14. Для проверки полученных знаний ребенку задать вопросы:

- Откуда появляется хлеб на нашем столе?

- А в магазин как попал?

- Что делают в пекарне?

- Из чего мука?

- Откуда зерно?

- Какие злаки знаешь?

- Кто выращивает зерно?

15.Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Словарная работа (для детей 4-5 лет).

Объяснить выражение "Люди хлеб в полях лелеют"

 

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Деревья

 

Для детей 4-5 лет

 

1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.

 

2. Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию.

 

3. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

 

4. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

 

5. Собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий.

Словарная работа. Объяснить значение слова "гербарий".

 

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 береза, 2..., 3..., 4..., 5...

1 дуб, 2..., 3..., 4..., 5...

И так далее.

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Береза - березка, березонька, березушка.

Дуб - дубок, дубочек и т. д.

8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

Одна береза - много берез.

Один дуб - много дубов.

И так далее.

9. Упражнение "С какого дерева лист, веточка?" на образование относительных прилагательных.

Лист березы - березовый.

Лист рябины - рябиновый.

Ветка каштана - каштановая.

И так далее.

10. Упражнение "Подскажи словечко" на употребление предлогов.

Читая текст, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.

Белочка сидела... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась... (с) дерева. Орешек лежал... (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что... (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла... (под) дерево. Она спряталась... (в) дупле.

10. Развитие логического мышления.

Учить отгадывать загадки.

Его весной и летом

Мы видим одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(дерево).

11. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого пальца)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(загибать пальцы, начиная с большого пальца)

Маме осенний букет отнесем.

("шагать" средним и указательными пальцами по столу)

12. Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение.

Листья.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

 

Для детей 5-7 лет

 

1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель.

Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).

Уточнить, как одним словом это все называется.

Словарная работа. Объяснить, почему березу называют белоствольная, а иву - плакучая.

 

2. Познакомить с новыми породами деревьев: осина, ясень, ива. Помочь запомнить их. Научить отличать от других пород.

 

3. Рассказать, что сосна и ель - хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными.

 

4. Дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева. Познакомить с шиповником, жасмином.

 

5. Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию.

 

6. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

 

7. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

 

8. Собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий.

Словарная работа. Объяснить значение слова гербарий.

 

9. Рассказать, какую пользу приносят деревья и как человек использует древесину. Помочь запомнить информацию.

 

10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 береза, 2..., 3..., 4..., 5...

1 дуб, 2..., 3..., 4..., 5...

И так далее.

11. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Береза - березка, березонька, березушка.

Дуб - дубок, дубочек и т. д.

12. Упражнение "Один - много" на употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

Одна береза - много берез.

Один дуб - много дубов.

И так далее.

13. Упражнение "С какого дерева лист, веточка?" на образование относительных прилагательных.

Лист березы - березовый.

Лист рябины - рябиновый.

Ветка каштана - каштановая.

И так далее.

14. Упражнение "Подскажи словечко" на употребление предлогов.

Читать текст и на месте пропуска делать паузу, чтобы ребенок вставил слово.

Белочка сидела... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась... (с) дерева. Орешек лежал... (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что... (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла... (под) дерево. Она спряталась... (в) дупле.

15. Упражнять "Скажи наоборот" на подбор антонимов.

У сосны иглы длинные, а у ели -...

У клена листья большие, а у березы -...

У березы ствол светлый, а у клена -...

У дуба ствол толстый, а у березы -...

16. Упражнения на развитие логического мышления.

"4-ый лишний"

Береза, клен, тополь, колокольчик.

Ель, дуб, осина, тополь.

 

"Реши задачу"

Ствол дуба толще, чем ствол осины. А ствол осины толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

17. Развитие мелкой моторики.

Аппликация из засушенных листьев "Осенний букет".

 

18. Развитие слуховой памяти.

Выучить рассказ наизусть.

Береза

Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Словарная работа (с использованием наглядных примеров).

Объяснить значение слов "туесок", "лукошко", "береста".

 

ОКТЯБРЬ

2-я неделя

Грибы

 

Для детей 4-5 лет

 

1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и показать ему съедобные грибы (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Познакомить с несъедобными грибами (поганка, мухомор). Сформировать обобщающее понятие "грибы".

Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.

 

2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Помогите запомнить информацию.

 

3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.

 

4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

 

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 гриб, 2..., 3..., 4..., 5...

1 лисичка, 2..., 3..., 4..., 5...

1 опенок, 2..., 3..., 4..., 5...

И т.д.

6. Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек.

Один опенок - много опят.

И т. д.

7. Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.

И т. д.

8. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).

Боровик.

 

По дорожке шли,

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

 

(А. Прокофьев)

 

 

Масленки

 

Несмышленыши-масленки

Запеленуты в пеленки,

А масленки-старички

Носят все воротнички.

 

(Е. Серова)

9. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб - любимец мой,

С ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

 

Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

(Лисички)

10. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять

(пальчики обеих рук "здороваются", начиная с больших пальцев)

В лес идем гулять.

(обе руки "идут" указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибать пальчики, начиная с большого)

 

Для детей 5-7 лет

 

1. Пойти с ребенком в лес за грибами (по возможности) и уточнить, какие съедобные грибы он знает (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Уточнить знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Закрепить обобщающее понятие "грибы".

 

Если нет возможности побывать в лесу, то купите грибы на рынке.

 

2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Расспросите о строении гриба.

 

3. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.

 

4. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

 

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 гриб, 2..., 3..., 4..., 5...

1 лисичка, 2..., 3..., 4..., 5...

1 опенок, 2..., 3..., 4..., 5...

И т.д.

6. Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек.

Один опенок - много опят.

И т. д.

7. Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.

И т. д.

8. Познакомьте ребенка с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка. Объясните разницу в значениях этих слов.

 

9. Упражнение "Скажи наоборот, заканчивая предложение" на подбор антонимов.

Старый гриб большой, а молодой -...

У боровика ножка толстая, а у подосиновика -...

Опята съедобные грибы, а мухоморы -...

10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое).

Боровик.

 

По дорожке шли,

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

 

(А. Прокофьев)

 

 

Народная песенка

 

Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березничку - березовики,

По сосновым пням - опеночки,

А под елкой - белый гриб-боровик.

 

 

В лесу

 

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо-невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну, а спелой ягоды там не счесть!

Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близится - спать пора.

 

(Н. Саконская)

11. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб - любимец мой,

С ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

 

Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

(Лисички)

12. Развитие мелкой моторики.

 

а). Упражнения для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять

(пальчики обеих рук "здороваются", начиная с больших пальцев)

В лес идем гулять.

(обе руки "идут" указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибать пальчики, начиная с большого)

б). Работа с пластилином. Вылепить грибы.

(Можно заменить аппликацией на тему "Грибы в лукошке".)

 

ОКТЯБРЬ

3-я и 4-я неделя

Осень

 

Для детей 4-5 лет

 

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

 

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

 

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

 

4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.

Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.

И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

 

5. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) -...

Ветер осенью (какой?) -...

Дождь осенью (какой?) -...

Листья осенью (какие?) -...

 

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) -...

Осенью солнце (что делает?) -...

Осенью птицы (что делаю?) -...

6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.

Объясните значение слова "листопад". Попросите ребенка проговорить слово по слогам.

Объясните значение словосочетаний: "моросит дождь", "серые тучи", "исчезают цветы".

 

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Туча - тучка.

Солнце -...

Дождь -...

Ветер -...

8. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Дождь идет, дожди... (идут)

Лист падает, листья...

Цветок вянет, цветы...

Птица улетает, птицы...

Ветер дует, ветры...

 

Дожди идут, дождь... (идет)

Листья падают, лист...

Цветы вянут, цветок...

Птицы улетают, птица...

Ветры дуют, ветер...

9. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.

День, когда идет дождь, какой? -... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -...

Дождик, который идет осенью, какой? -...

Погода, когда часто идут дожди, какая? -...

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -...

Погода, которая бывает осенью, какая? -...

10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 лужа, 2..., 3..., 4..., 5...

1 лист, 2..., 3..., 4..., 5...

1 туча, 2..., 3..., 4..., 5...

11. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Осень

 

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

(Е. Головин)

 

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

(А. Плещеев)

 

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

 

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

(Осенью)

 

Летом вырастают, а осенью опадают.

(Листья)

 

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он гуляет.

(Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.

Нарисовать рисунок на тему "Осень".

 

15. Ознакомление с художественной литературой.

Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".

 

16. Ознакомление с музыкальными произведениями.

Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):

- А. Вивальди Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".

- П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.299 сек.