Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для детей 5-7 лет 4 страница




- В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады".

 

17. Ознакомление с репродукциями картин.

Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.

М. Н. Воробьев "Осенняя ночь в Петербурге".

В. Поленов "Золотая осень".

 

 

Для детей 5-7 лет

 

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

 

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

 

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему "Перелетные птицы"), почему они так называются.

 

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

 

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.

Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.

И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

 

6. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) -...

Ветер осенью (какой?) -...

Дождь осенью (какой?) -...

Листья осенью (какие?) -...

 

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) -...

Осенью солнце (что делает?) -...

Осенью птицы (что делаю?) -...

7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От каких двух слов оно произошло?

 

8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Туча - тучка.

Солнце -...

Дождь -...

Ветер -...

9. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Дождь идет, дожди... (идут)

Лист падает, листья...

Цветок вянет, цветы...

Птица улетает, птицы...

Ветер дует, ветры...

 

Дожди идут, дождь... (идет)

Листья падают, лист...

Цветы вянут, цветок...

Птицы улетают, птица...

Ветры дуют, ветер...

10. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.

День, когда идет дождь, какой? -... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -...

Дождик, который идет осенью, какой? -...

Погода, когда часто идут дожди, какая? -...

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -...

Погода, которая бывает осенью, какая? -...

11. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 лужа, 2..., 3..., 4..., 5...

1 лист, 2..., 3..., 4..., 5...

1 туча, 2..., 3..., 4..., 5...

11. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а осенью...

Летом день длинный, а осенью...

Летом тучи ходят высоко, а осенью...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.

Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

- Лето - со снопами, осень- с пирогами.

- В ноябре зима с осенью борется.

- Холоден сентябрь, да сыт.

14. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

 

Осень

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

(А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

 

А) Учимся отгадывать загадки.

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?

(Осенью)

 

Летом вырастают, а осенью опадают.

(Листья)

 

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет и поет, убаюкивает?

(Дождь)

Б) Упражнение "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно-следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.

 

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

Какая погода осенью?

Какой идет дождик осенью?

Где завяли цветы?

Листья опадают откуда?

Какие птицы улетели? Куда?

Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

Осень.

Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.

Вопросы.

- Как светит солнце?

- Какие стали дни, а какие ночи?

- Что происходит с листьями?

- Что делают люди осенью в садах и на огородах?

- Куда улетают перелетные птицы?

 

16. Развитие мелкой моторки.

Нарисовать рисунок к рассказу "Осень". Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.

 

17. Ознакомление с художественной литературой.

Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".

 

18. Ознакомление с музыкальными произведениями.

Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):

А. Вивальди. Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".

П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".

В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады".

 

19. Ознакомление с репродукциями картин.

Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.

М. Н. Воробьев. "Осенняя ночь в Петербурге".

В. Поленов "Золотая осень".

 

 

НОЯБРЬ

1-я и 2-я неделя

Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме

 

Для детей 4-5 лет

 

1. Советую рассмотреть малышом иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Сформировать обобщающее понятие "дикие животные", "звери". Затем попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы). Помочь запомнить названия.

 

2. Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.

 

3. Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей.

 

4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

 

5. Упражнение "Угадай кто это?" - учимся подбирать существительные к прилагательным.

Бурый, косолапый, неуклюжий...

Серый, зубастый, страшный...

Хитрая, пушистая, рыжая...

Маленький, длинноухий, пугливый...

Серый..., косолапый..., хитрая..., колючий...

6. Упражнение "Кто как подает голос" на подбор глаголов к существительным.

Лиса - тявкает.

Медведь -...

Волк -...

Белка -...

Еж -..

7. Упражнения в словообразовании.

"Кто у кого"

У медведицы - медвежонок (медвежата).

У лисицы -...

У белки -...

У волчицы -...

У ежихи -...

У зайчихи -...

 

 

"Назови семью"

Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/

Папа - волк, мама -..., детеныш -...

Папа - еж, мама -..., детеныш -...

Папа - заяц, мама -..., детеныш -...

Папа - лис, мама -..., детеныш -...

 

 

"Назови ласково"

Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.

Лиса -...

Медведь -...

Волк -...

Еж -...

Белка -...

8. Упражнение "Кому что дадим?" на употребление дательного падежа существительного.

Мясо дадим волку.

Малину и мед -...

Морковку, капусту -...

Яблоко, мышку -...

Орехи и грибы -...

9. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

Один волк в лесу, а в стае много волков.

Одна белка - много...

И т.д.

10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3..., 4..., 5...

Одна волчица, две волчицы, 3..., 4..., 5...

Один волчонок, два волчонка, 3..., 4..., 5...

И т.д.

11. Развитие связной речи. Пересказ с опорой на вопросы.

Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы "выбежала", "побежала", "убежала".

Лиса

Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

- Кто выбежал на полянку?

- Куда побежала лиса?

- Что было потом?

 

12. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Под соснами, под елками живет клубок с иголками.

(еж)

 

Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок.

(белка)

 

Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает.

(медведь)

14. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Зайчик

Зайчик серый скачет ловко,

В лапках у него морковка.

(Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)

15. Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (по выбору)

Белкина кладовка

 

Почему грибы на елке

На сучках висят верхом?

Не в корзинке, не на полке,

Не во мху, не под листком -

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

(Е. Трутнева)

 

Медведь

 

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише...

Не шуметь!

(И. Токмакова)

16. Ознакомление с художественной литературой.

Прочитать ребенку:

- рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом",

- русские народные сказки "Колобок", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка", "Теремок".

 

 

Для детей 5-7 лет

 

1. Советую рассмотреть ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Поговорить с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах. Познакомить с новыми животными, такими, как барсук, лось, кабан. Уточнить понимание обобщающего понятия "дикие животные".

 

2. Вспомнить о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.

 

3. Вспомнить задки о диких животных.

 

4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

 

5.Вопросы для проверки знаний ребенка.

- Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца?

- Почему этих животных называют дикими?

6. Упражнение "Назови признак" на подбор существительных к прилагательным.

Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)

Волк, какой? (серый, зубастый, страшный)

Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая)

Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый)

7. Упражнения на подбор глаголов к существительным.

"Кто как подает голос"

Лиса - тявкает.

Медведь -...

Волк -...

Белка -...

Еж -...

Кабан -...

Барсук -...

 

 

"Кто что делает?"

 

Медведь (что делает?) - спит, переваливается, косолапит...

Лиса (что делает?) -...

Волк (что делает?) -...

И т. д.

8. Упражнения в словообразовании.

"Кто у кого"

У медведицы - медвежонок (медвежата).

У лисицы -...

У белки -...

У волчицы -...

У ежихи -...

У зайчихи -...

 

 

"Назови семью"

Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/

Папа - волк, мама -..., детеныш -...

Папа - еж, мама -..., детеныш -...

Папа - заяц, мама -..., детеныш -...

Папа - лис, мама -..., детеныш -...

 

 

"Назови ласково"

Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.

Лиса -...

Медведь -...

Волк -...

Еж -...

Белка -...

Барсук -...

Кабан -...

Лось -...

9. Учимся образовывать притяжательные прилагательные. Упражнение "Чей хвост?"

Желательно использовать картинки с изображением хвостов животных.

Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос "Чей это хвост?"

Как закрепление материала желательно выполнить упражнение "Измени слова по образцу".

Нос лисы - лисий нос.

Лапа лисы - лисья лапа.

Глаза лисы -...

Нора лисы -...

И т. д.

10. Упражнение "Кому что дадим?" на употребление существительного в дательном падеже.

Мясо дадим волку.

Малину и мед -...

Морковку, капусту -...

Яблоко, мышку -...

Орехи и грибы -...

11. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.

Один волк в лесу, а в стае много волков.

Одна белка - много...

И т.д.

12. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3..., 4..., 5...

Одна волчица, две волчицы, 3..., 4..., 5...

Один волчонок, два волчонка, 3..., 4..., 5...

И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок", "два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц -...

Белка слабая, а волк -...

У волка хвост длинный, а у медведя -...

Лиса - хищное животное, а заяц -...

14. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

Заяц зимой

Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.

- Где спит зимой заяц?

- Чем питается зимой заяц?

- Кто враги зайца?

- Что спасает зайца от врагов?

 

15. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Шелушит орехи мелко.

Ну конечно, это...

(белка)

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост-краса,

Кто это?...

(лиса)

 

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Дл зимы - другого цвета.

(заяц)

16. Развитие мелкой моторики. Упражнеия для пальчиков.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке - сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)

Кому в платок,

Кому в зубок,

Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

17. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

Зайчик. Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На желтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен.

Страшно в лапы волку

Серому попасть...

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится -

Неба не видать.

Только б потеплее,

Только бы посуше...

Очень неприятно

По воде ступать.

(А. Блок)

18. Ознакомление с художественной литературой.

- Впомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.

- Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?

- Прочитать сказку "Лиса и волк".

- Прочитать рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом".

 

 

НОЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
Домашние животные

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.