Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и традиции




СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В

КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ: ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

Культурная динамика имеет свою историческую природу, т.е. после­дующие культурные изменения, причинно обусловленные предыдущим ее со­стоянием. Так смена стиля в искусстве или в научной теории предопределяется накоплением эмпирического материала (индивидуальных образных представ­лений, научных данных), не укладывающегося в рамки прежних оснований. Например, функционализм в науках об обществе и культуре пришел на смену эволюционизму из-за чрезмерной абстрактности трактовки социокультурной динамики, из-за отсутствия системной ее картины в пределах определенного общества.

Культура имеет дифференцированное содержание: классовое, этническое, региональное, цивилизованное. Определенные элементы культуры направлены специально па поддержание и укрепление специфических, отличающихся друг от друга социальных объединений. Например, представители различных социо­культурных слоев отличаются друг от друга речью, одеждой, стилем жизни и т.д. Этнические различия проявляются в языке, нравах, обычаях, обрядах соци­альных сообществ. Эти черты культуры тщательно сохраняются и передаются от поколения к поколению.

Региональная и цивилизационная культурные специфики фиксируются: в языке межэтнического общения, определенной идеологии (религиозная, поли­тические доктрины, моральный кодекс), отношении к окружающему миру, сте­пенью активности и форм его усвоения и др.

Эти специфики могут иметь закрепление в нормативных актах, предпи­саниях, в произведениях искусства, т.е. она объективируется и специально де­монстрируется, особенно в традициях.

Традиция — это процесс передачи, поддержания и сохранения идей, цен­ностей, принципов, образцов, норм поведения и деятельности в письменной и устной формах от поколения к поколению. Без традиций не существует ни одной культуры, без них невозможно представить и существование самого общества. Традиции — это духовная основа существования культуры, общества, цивилиза­ций, т.к. это совокупность ценностей, норм, идей, обычаев, содержащихся в исто­рической памяти отдельного индивида, группы, этноса, человечества в целом.

Традиции — необходимое условие жизни человека. Их авторитет осно­вывается на длительном повторении поведения и постепенном привыкании к определенным общественным требованиям. Источник традиций находится в онтологической структуре человека. Традиции позволяют человеку жить во времени и определенном социальном пространстве.

Традиция — это важная предпосылка непрерывности развития культур; ин­теграционный процесс, который не подразумевает критического сознания. Фактор исторической тотализации в традиции принимает значение традиционализма, ко­торый оказывается неспособным передавать от поколения к поколению духовные факты без опасения манипуляций и злоупотребления традициями.

Традиции имеют свое актуальное культурное, историческое, эстетиче­ское, политическое значение только тогда, когда под традицией понимают про­цесс активного критического отбора культурных ценностей, исторической то-тализации конкретной культуры. Если же традиция определяется только как однозначная интеграционная коммуникация, это может означать, что она явля­ется просто непрерывной передачей созданных и унаследованных ранее куль­турных ценностей без любых изменений. Тогда эта модель традиции, в которой современное культурное сознание остается пассивным, нетворческим, превра­щенным в консервативный традиционализм.

Основные подходы к определению категории «традиция»:

1. Понятие традиции как регресса и стагнации в культуре.

2. Традиция как условие культурной динамики.

3. Как различие действия традиции в материальной и духовной культуре.
82

Недиалектичные подходы к традиции как к фактор) регресса и стагнации культуры основываются па гипертрофировании негативных и неизменяемых куль­турных ценностей, которые передаются с традицией, а также и на злоупотребле­нии традицией в моменты социальных перемен.

Позитивные функции традиции проявляются не только в сохранении и под­держании постоянных культурных ценностей, но и в том, что традиция присутст­вует в развитии культуры и представляет собой неотъемлемую часть преемствен­ности каждой национальной культуры. В разнообразных формах современной культуры передаются транспонированные подлинные культурные ценности, а также получившие новые формы ценности и нормы, которые проявляются в со­держании фольклора, религии, образа жизни конкретной группы и народа.

В области материальной культуры разрыв с традицией гораздо более заме­тен, чем в области духовной культуры. В материальном производстве традиция действует как одно целое, передает существующий способ производства и тем са­мым делает возможным возникновение нового. Критическое усвоение традиции, ее динамическое присутствие в области материального производства более оче­видно, чем в области духовной жизни.

Обычаи, религия, верования и другие плоды духовного развития наиболее оправдано используются с характеристикой «традиционное». Поэтому понятно, что они более устойчивы к переменам и занимают в современной культуре гораздо более заметное место, чем этого можно было ожидать. 13 материальном производ­стве непосредственно проявляется замена традиции прогрессом. Этот же самый прогресс происходит гораздо медленнее и незаметнее в области духовной жизни, часто он приобретает лишь символическое значение. Полому и понятно, что в ма­териальном производстве взаимопроникновение и взаимодействие традиции и прогресса выражено больше, чем в духовном производстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.