Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 6. Описание полученных в ходе исследований данных и этические соображения




13. Описание количественных и качественных исследований

14. Этические вопросы и поведение при выполнении исследований

Указатель

 

Методы сбора информации

Задавание вопросов: анкетирование и интервьюирование

 

Цели:

К концу этой главы вы сможете:

– различать виды вопросов, задаваемые при анкетировании и интервьюировании;

– объяснить причины выбора того или иного вида вопроса при анкетировании и интервьюировании;

– планировать вопросы для анкетирования и интервьюирования;

– указать возможные проблемы и ошибки, возникающие в процессе планирования вопросов для интервьюирования;

– планировать вопросы, которые снижают вероятность возникновения возможных проблем или ошибок;

– понять, как нужно фиксировать ответы в процессе анкетирования или интервьюирования.

 

Содержание главы:

Задавание вопросов: анкетирование и интервьюирование;

Основные категории интервью;

Когда использовать анкетирование и интервьюирование;

Сложности, связанные с информацией, полученной в ходе анкетирования и интервьюирования;

Планирование вопросов;

Фиксирование ответов, полученных при анкетировании и интервьюировании;

Заключение;

Ссылки;

Вопросы по обзору статьи.

 

 

Задавание вопросов: анкетирование и интервьюирование

Обычно целью проведения анкетирования и интервьюирования является выяснение мыслей или чувств опрашиваемых относительно того или иного события, предмета или образа действий и других вещей, посредством дачи соответствующих вопросов. Когда в качестве способа сбора информации исследователь выбирает анкетирование или интервьюирование, то здесь существует множество моментов, которые он должен принимать во внимание. Все они собраны в этой главе.

Анкетирование и интервьюирование могут быть включены в процесс планирования любого вида исследований (эксперимент, построения корреляционного поля, изучение конкретного случая и т.д.). Они могут быть основным методом сбора информации, либо одной из таких техник – причем как равносильной, так и более (или менее) выраженной по сравнению с другими способами сбора информации.

Анкеты – это вопросники, заполняемые респондентами (Брайман, 2004). Часто их называют самозаполняемыми опросниками. В управленческих исследованиях, это наиболее частый метод сбора информации: их довольно легко использовать и они не дорогие. Часто, анкеты – это наиболее адекватный способ измерения таких ненаблюдаемых явлений как отношение, ценность, преимущества, цель, индивидуальная особенность и т.д. (Мурман и Подсаков, 1992).

Как это обсуждалось в Главе 3, чаще всего анкеты ассоциируются с планированием построения корреляционного поля (опросами), которые обычно проводятся посредством электронной или почтовой рассылки. Анкетирование также может быть проведено вживую, либо через Интернет. Анкеты – это хорошо структурированный инструмент, содержащий заранее подготовленные и стандартизированные вопросы. Благодаря такому крайне структурированному формату, они используются, когда исследователю необходимо из большой выборки собрать количественную информацию, чтобы ответить на поставленные вопросы и/или проверить гипотезу.

По частоте использования, второе место после анкетирования, в управленческих исследованиях занимает интервьюирование. Интервью позволяют одновременно собрать как количественную, так и качественную информацию. Их основная цель – узнать у опрашиваемого мысли и отношение касательно определенной темы, и ограничить при этом влияние интервьюера, задающего вопросы. Чаще всего интервью проводятся лицом к лицу, хотя распространены и телефонные интервью. Часто в интервью используют вопросы из анкет, а устные ответы позволяют более детально раскрыть проблему, либо же грамотнее сформировать вопросы для последующего анкетирования. Интервью хорошо подходят в том случае, когда исследователь хочет увидеть проблему с точки зрения опрашиваемого и понять, – как и почему он пришёл к такой точке зрения. (Кинг, 1994).

 

Основные категории интервью

Интервью можно разделить на определенное количество категорий, которые сравниваются друг с другом согласно уровню их строгости и формализма. Структурированные интервью лежат на самом конце этой прямой. Они полностью состоят из ранее подготовленных, стандартизованных вопросов, как правило, предусматривающих единственный (взаимоисключающий) ответ (Seidman, 2006). Посредством структурированных интервью проводится много полевых опросов, включая звонки по телефону; редко, но такие интервью рассылаются и по почте. В структурированном интервью опрашивающий зачитывает вопросы вслух, а также записывает полученные на них от респондента ответы. Для интервьюера особенно важным является уверенность, что опрашиваемый хорошо понял вопрос. Также он должен корректно записать все ответы, а вопросы зачитывать одинаково, все и по порядку.

Lee (1999) описал структурированные интервью как анкетные опросы по существу, но озвученные вслух и с единственным вариантом ответа. Crabtree и Miller (1992) также рассматривали структурированные интервью как своего рода голосовые опросники со строго структурированным списком вопросов. Приведем пример: исследователь хочет изучить возможные варианты развития стратегии организации, предложенные в Отделе Управления Персоналом компании. Набор этих вариантов составляется из стратегий, предложенных каждым управленцем из указанного отдела. Опрос можно провести в виде интервью, – тогда респонденты могут углубленно рассмотреть и прояснить во всех деталях свою позицию интеревьюеру (исследователю), который, оценив все альтернативы, сможет выбрать наиболее подходящую стратегию для дальнейшего развития организации. Если же решать эту задачу через структурированное интервью, то дискуссии и разного рода корректировки вопросов здесь были бы невозможны. Таким образом, интервью позволяет респондентам давать на вопросы более широкий и полный ответ, нежели в структурированных интервью, и кроме того, они позволяют опрашивающему убедиться в том, что все его вопросы были поняты правильно.

На противоположном конце указанной совокупности категорий лежат неструктурированные интервью. Вопросы здесь открыты (свободный ответ), а само интервью проводится на манер дружеской беседы (Seidman, 2006). Вопросы подготовлены, но чётко не сформулированы и не упорядочены. Неструктурированные интервью включают глубинные интервью, а также устное интервью или «рассказ о жизни». Обычно, вначале задают самые общие вопросы, например, может быть использован метод критических случаев, в котором возможны два противоположных по форме вопроса. Первый звучит как: «Что больше всего Вам нравится в своей работе?», а второй – «Что меньше всего Вам нравится в своей работе?». Ответы на эти вопросы обычно подводят интервьюера к более узким темам, которые впоследствии и могут быть озвучены.

Miller и Crabtree (1992) в качестве примера неструктурированных интервью приводят ежедневную коммуникацию и интервью с ключевыми носителями информации. В ходе такого интервью могут быть исследованы сразу несколько областей или тем. Обычно из неструктурированного интервью собирается качественная информация, то есть та, которая описывается в словах, а не в цифрах. Они используются в тех случаях, когда касательно исследуемых вопросов необходимы описательные данные, не требующие формальной проверки гипотезы (King, 1994), также неструктурированные интервью полезны там, где природа и количество вероятных ответов подсчитать трудно или невозможно.

В середине приведенной совокупности категорий лежат полуструктурированные интервью. Согласно Lee (1999), они имеют общую тематику, основные темы, специально поднятые проблемы и специфичные вопросы. Они более гибкие, нежели структурированные интервью, и в то же время более сфокусированы на теме, нежели неструктурированные интервью. Как и в последних, интервьюер может свободно вести разговор, следуя ситуации (Lee, 1999, p. 62). Miller и Crabtree (1992) указали, что полуструктурированные интервью управляются, обогащаются, уточняются, дополняются и корректируются опрашивающим при содействии респондента. В тоже время, такие интервью не являются обычной каждодневной коммуникацией. Список вопросов постоянно корректируется в ходе его апробирования, он содержит набор наводящих вопросов, которые свободно поддаются изменениям.

Как и неструктурированные интервью, полуструктурированные требуют от интервьюера больших навыков. Miller and Crabtree (1992) включают сюда глубинные/фокусированные интервью (как индивидуальные, так и групповые), которые интенсивно исследуют специфическую тему, «рассказы о жизни» (биографию персонала), метод критических случаев, а также свободный список (проективный метод, который раскрывает индивидуальность опрашиваемого).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.