Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

После 11 сентября 2001 г




Действия НАТО в рамках борьбы с международным терроризмом

(Из Справочника «НАТО от А до Я»)

 

В Стратегической концепции НАТО, принятой в 1999 г. терроризм фигурирует как один из рисков безопасности Североатлантического союза. Применяя ответные меры в ответ на события 11 сентября, НАТО приняла активное участие в борьбе с терроризмом, начала свою первую операцию за пределами Евроалтантического региона и широкомасштабную трансформацию своих сил и средств.

Вечером 12 сентября 2001 г., менее чем через сутки после совершения терактов Североатлантическим союзом была впервые в истории организации задействована Статья 5 Вашингтонского договора – Положения о коллективной безопасности НАТО.

Североатлантический совет – главный политический руководящий орган НАТО – постановил, что если будет получено точное подтверждение того, что нападение на США было совершено из-за границы, ситуация будет рассматриваться как подпадающая под Статью 5, которая гласит, что вооруженное нападение на одну или несколько стран-членов в Европе или Северной Америке рассматривается как нападение против них всех.

Ранее в тот же день состоялось заседание Совета евроатлантического партнерства, на котором страны-партнеры НАТО осудили совершенные нападения, предложив помощь США и обязавшись “предпринять всевозможные усилия по борьбе со злом терроризма”. 13 сентября 2001 г. за этим последовало изъявление солидарности и предложение о поддержке со стороны России, а 14 сентября 2001 г. – со стороны Украины.

2 октября 2001 г. посол по особым поручениям США и координатор по контртеррористической деятельности, Фрэнк Тэйлор, доложил на Североатлантическом совете о результатах расследования нападений 11 сентября.

На основе заслушанной информации Совет сделал вывод о том, что нападения произошли из-за границы и поэтому должны рассматриваться, как подпадающие под Статью 5 Вашингтонского договора.

Через два дня, 4 октября 2001 г., НАТО согласовала восемь мер в помощь США:

усиление обмена разведданными и взаимодействия разведслужб, как в двустороннем порядке, так и в рамках соответствующих структур НАТО, в том что касается угроз терроризма и действий, предпринимаемых по борьбе с данными угрозами

оказание в индивидуальном порядке и коллективно, в зависимости от обстоятельств и в соответствии с возможностями, содействия членам НАТО и другим государствам, в отношении которых существует повышенная террористическая угроза, как следствие их участия в антитеррористической кампании

необходимые меры повышенной безопасности на объектах США и других членов НАТО на их территории

обеспечение замены сил и средств стран Североатлантического союза в зоне ответственности НАТО, необходимых для непосредственного участия в операциях против терроризма

предоставление общих прав пролета, в соответствии с необходимыми механизмами УВД и национальными правилами, авиации США и других стран Альянса, совершающей военные рейсы в связи с операциями против терроризма

предоставление США и другим членам НАТО доступа к портам и аэродромам на территории государств-членов НАТО для ведения операций против терроризма, включая дозаправку, в соответствии с установленным в государствах порядком

готовность Альянса развернуть подразделения Постоянного соединения ВМС НАТО в восточном районе Средиземного моря для обеспечения присутствия и демонстрации решимости НАТО

готовность Альянса развернуть подразделения авиации дальнего радиолокационного обнаружения и контроля НАТО в поддержку действий против терроризма

Вскоре после этого НАТО начала свою первую в истории антитеррористическую операцию – «Игл эссист». В ответ на запрос США на период с середины октября 2001 г. до середины мая 2002 г. для помощи в патрулировании американского воздушного пространства в США были направлены семь самолетов ДРЛО НАТО. В целом 830 членов экипажа из 13 государств-членов осуществили свыше 360 боевых вылетов.

Это были первые в истории НАТО силы и средства, которые Североатлантический союз развернул в поддержку операции по статье 5.

26 октября 2002 г. Североатлантический союз начал вторую по счету контртеррористическую операцию в ответ на теракты в США – «Активные усилия». Подразделения Постоянного соединения ВМС НАТО были переброшены в восточный район Средиземного моря для патрулирования вод и наблюдения за движением судов, с целью выявления и сдерживания террористической деятельности, включая контрабанду. Начиная с 10 марта 2003 г. операция расширилась – в ее задачи также стало входить сопровождение гражданских судов в Гибралтарском проливе.

Кроме того, воинские контингенты большинства государств-членов Североатлантического альянса участвуют в военной операции «Непоколебимая свобода» - действующей в настоящее время военной антитеррористической операции против талибов и Аль-Каиды в Афганистане, - несмотря на то, что руководит ей не НАТО, а США.

Незамедлительная реакция НАТО на события 11 сентября 2001 г. получила дополнительный импульс благодаря решению, принятому на встрече министров иностранных дел стран НАТО в мае 2002 г. в Рейкьявике. Согласно этому решению, Североатлантический союз будет вести действия всегда и повсюду, где необходимо бороться с терроризмом.

Это беспрецедентное решение позволило завершить дискуссию о границах «зоны ответственности НАТО» и заложило фундамент для будущих операций Североатлантического союза в Афганистане. Оно также послужило катализатором масштабной трансформации сил и средств НАТО, которая стартовала на Пражской встрече в верхах в ноябре 2002 г.

Пражская встреча в верхах – преобразование НАТО для борьбы с террористической угрозой

На встрече в верхах, состоявшейся 21-22 ноября 2002 г. в Праге, главы государств и правительств стран НАТО выразили решимость сдерживать любые вооруженные нападения из-за границы, в том числе, террористические, и защищать население, территорию и войска стран-членов от подобных нападений.

С этой целью на встрече был утвержден Пражский пакет мер, призванный преобразовать НАТО для противодействия вызову терроризма. Пражский пакет мер включает в себя:

новую Военную концепцию защиты от терроризма. Эта новая концепция свидетельствует о готовности Североатлантического союза противостоять террористическим нападениям или угрозе подобных нападений, руководить или предоставлять поддержку антитеррористическим операциям, оказывать содействие национальным властям при ликвидации последствий терактов, на разовой основе оказывать содействие операциям, проводимым другими международными организациями или коалициями, в которых участвуют члены НАТО и проводить военные операции против террористических групп и их сил и средств, там, где это необходимо на основе решения Североатлантического союза

План действий партнерства против терроризма (ПАП-Т)

пять инициатив в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия: передвижная аналитическая лаборатория для анализа ядерных, биологических и химических средств, отряд ликвидаторов в случае ЯБХ-инцидентов, виртуальный центр передового опыта по защите от ЯБХ-оружия, арсенал средств биологической и химической защиты и система мониторинга заболеваний

защиту гражданского населения, включая План действий по гражданскому чрезвычайному планированию

противоракетную оборону: государства-члены НАТО изучают варианты эффективного противодействия возрастающей ракетной угрозе территории, войскам и населенным пунктам стран НАТО путем применения соответствующего сочетания политических и военных способов, а также средств сдерживания

кибер-защиту: в НАТО ведется работа по повышению готовности к таким инцидентам, как выведение из строя национальных объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры НАТО и защиты от подобных инцидентов, включая системы информации и связи;

сотрудничество с другими международными организациями

совершенствование обмена разведданными.

Кроме того, главы государств и правительств приняли решение о создании Сил реагирования НАТО (НРФ), рационализации структуры органов военного управления НАТО и начале реализации Пражских обязательств о потенциалах, чтобы лучше подготовить вооруженные силы НАТО к новым вызовам, включая терроризм. Командная структура НАТО должна будет опираться на сеть Центров передового опыта, которых в настоящее время у НАТО имеется 17. 12 таких центров уже получили полную аккредитацию НАТО. Деятельность нескольких центров связана с защитой от терроризма, однако только один из них, Центр передового опыта по защите от терроризма, расположенный в Анкаре, занимается исключительно этой тематикой.

Встреча в верхах в Риге – подтверждение актуальности террористической угрозы

Утвердив Всеобъемлющие политические руководящие указания на Рижской встрече в верхах в ноябре 2006 г., главы государств и правительств стран НАТО признали, что «терроризм наряду с распространением ОМУ, вероятнее всего, останутся главными угрозами Североатлантическому союзу в ближайшие 10-15 лет».

Руководящие органы

Решения о деятельности НАТО в области борьбы с терроризмом принимаются на Североатлантическом совете – главном политическом руководящем органе НАТО. Реагирование на терроризм фигурирует в качестве постоянного пункта повестки дня на еженедельных заседаниях Совета. Работа над конкретными аспектами этой деятельности проводится через специализированные структуры и комитеты.

Например, в зависимости от участвующих стран или вопроса, может быть задействован Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), Совет Россия-НАТО или Комиссия НАТО-Украина. Общее руководство операциями НАТО возложено на Стратегическое командование операций ОВС НАТО, подчиняющееся Североатлантическому совету. Комитет НАТО по анализу сил и средств обороны отвечает за рационализацию процесса оборонного планирования НАТО в поддержку трансформации военных сил и средств Североатлантического союза. В целом за трансформацию военных сил и средств отвечает Стратегическое командование трансформацией ОВС НАТО (СКТ).

За согласование направлений политики НАТО в области гражданского чрезвычайного планирования и выработку мер по осуществлению этой политики отвечает Главный комитет по гражданскому чрезвычайному планированию (СКЕПСИ), состоящий из представителей стран, который ведет работу в сфере обеспечения готовности к стихийным бедствиям и катастрофам и преодоления их последствий.

В подчинении у СКЕПСИ находятся восемь технических советов и комитетов по планированию, в состав которых входят эксперты из государственных учреждений и промышленности, а также представители вооруженных сил. Задача этих структур – координация планирования в соответствующих гражданских областях. Существует целая сеть таких экспертов, обеспечивающая прочную основу для ликвидации последствий ЧС.

Они поддерживают тесные связи с национальными ведомствами, отвечающими за готовность к чрезвычайным ситуациям, и соответствующими министерствами. Страны-партнеры НАТО принимают активное участие в практически всех мероприятиях ГЧП НАТО как по линии СЕАП, так и в рамках программы «Партнерство ради мира».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.