Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии социально ответственного поведения и механизмы его стимулирования




Проблема социальной ответственности предпринимательства привлекает повышенное внимание российских исследователей, предпри­нимaтелей и политиков. Однако подавляющая часть дискуссий концентрируется на вопросе о том, может ли социальная ответственность бизнеса ограничиваться только своевременной уплатой налогов и выплатой достойной заработной платы или он должен принять на себя дополнительные социальные обязательства, прежде всего по разра­ботке и реализации различных благотворительных программ.

B этой связи хотелось бы подчеркнуть, во-первых, что соблюде­ние законов и сложившихся в обществе норм есть не более чем необ­ходимое условие ведения предпринимательской деятельности в цивилизованной экономике". Во-вторых, благотворительная деятельность предпринимателей широко практиковалась задолго до того, Как был

поставлен вопрос о социальной ответственности бизнеса. следовательно, понятие "социально ответственное поведение" не может быть сведено к классической благотворительности и честному соблюдению предпринимателями установленных правил игры. Оно предполагает

становление принципиально новых черт в мотивации и поведении бизнес-структур, не получивших пока широкого распространения даже в
западном мире, но объективно необходимых в современных условиях.
На наш взгляд, критерием социально ответственного поведения
бизнеса является наличие нерыночных элементов в воспроизводственном поведении фирмы, связанных c формированием партнерских отношений. Он позволяет провести различие между современными трактовками социальной ответственности бизнеса и традиционной благотворительностыо. Благотворительность диктуется этическими соображениями, не затрагивает стратегические цели фирмы, не формирует ее поведения как субъекта воспроизводственного процесса.

Социальная ответственность предполагает изменения в поведении фирмы в собственно экономической сфере, то есть при выстраивании отношений со всеми вовлеченными в ее деятельность сторонами работниками, потребителями и поставщиками, местными влас­тями, государством. Пользуясь терминологией "мейнстрима", можно сказать: при принятии решений o том, что производить, как производить, для кого производить, социально ответственный предприниматель (корпорация-гражданин) руководствуется не только критерием рыночной целесообразности, прибыльности, но и критериями, учиты­вaющими интересы сторон. B классической рыночной схеме "провалы" рынка компенсирует государство. B новой концепции социально ответственный предприниматель (в более зрелой модели — социаль­но ответственное бизнес-сообщество) стремится хотя 6ы отчасти восполнить эти "провалы" собственными силами.

Таким образом, бизнес постепенно переходит от одномерной, опре­деляемой исключительно критерием рыночной рациональности шкалы ценностей к многомерной шкале, учитывающей экономические, социaльныe и этические аспекты его деятельности. Этот процесс протекает в русле общей тенденции социализации экономического развития.

Создавая предпосылки для устойчивого развития, социально от­ветственное поведение в долгосрочной перспективе способно давать ощутимые Экономические выгоды и отдельной фирме, и экономике в целой. Так, в 1999 г. в ходе обследования 500 крупнейших американских корпораций было установлено, что добавленная стоимость y компаний, публично принявших обязательства этического характера, было вдвое выше, чем y ocтaльныx. Согласно данным обследования крупнейших компаний Группой индекса устойчивости Доу-Джонса, те из них, которые в своей деятельности были ориентированы на социальные, экологические и этические приоритеты, имели лучшие экономические показатели, чем остальные.

Тем не менее в краткосрочном периоде социальные инвестиции означают дополнительные издержки и соответственно некоторое сни­жение конкурентоспособности. Отсюда следуют два важных вывoдa:

·
социально Ответственное Поведение Могут позволить себе в первую Очередь наиболее сильные корпорации, имеющие большой за­пас прочности и серьезные конкурентные преимущества";

·
для распространения в предпринимательской среде социаль­но ответственного поведения оно должно стимулироваться как госу­дарством, так и гражданским обществом.


Со стороны государства стимулирование, как правило, принима­ет форму налоговых льгот и, что как нельзя более актуально в совре­менныx российских условиях, встречного финансирования социально значимых проектов, чaстно-госудаpственного партнерства".

Стимулирование со стороны гражданского общества осуществ­ляется посредством Нормативного принуждения. Оно формируется как результат предпочтений значительной части населения:

·
покупки товаров y социально ответственных производителей (согласно данным опросов, в paзвитых Странах 80-90% потребителей делают выбop в пользу компаний, которые вовлечены в Социально значимые проекты1;


инвестирования денежных средств в акции социально ответ­ственных фирм;

·
связывания своей трудовой кapьepы c социально ответственным работодателем.


Таким образом, социально ответственные субъекты предпринимательства получают весомые экономические преимущества, обуслов­ленныe повышением конкурентоспособности товарного знака и рос­том инвестиционной привлекательности компании, расширением воз­можностей привлечения квалифицированных кадров (повышением конкypентоспособности на рынке труда). Отдельные предприниматели и бизнес-сообщество в целом получают следующие выгоды: снижение риска потери репутации; усиление лояльности и конструктивного сотрудничества c персоналом, инвесторами, потребителями, смежниками,
пpaвительственными ведомствами, местными сообществами и общественными организациями. B то же время компании, отступающие от деклapиpуемых этических норм, сталкиваются c серьезными проблемами".
Как показывают эмпирические исследования, в развитым рыночных экономиках выгоды социально ответственного поведения вполне
достаточны для того, чтобы "поощрить любую задумывающуюся о своем будущем компанию рассматривать корпоративное гражданство в качестве органической части своего бизнеса". B этик условиях неизбежно повышение экономической заинтересованности компании в приобретении "социально ответственного лица". По мере расширения круга социально ответственных предпринимателей постепенно снижаются риск и экономические издержки социально ответственного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.