Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 22 страница




Статья 60 Конституции Японии также отводит ведущую роль нижней палате парламента. Так, в случае сохранения разногласий между Палатой представителей и Палатой советников после объе­диненного заседания обеих палат решение Палаты представителей по бюджету становится решением парламента в целом.

В Великобритании роль Палаты лордов при принятии финансо­вых законов признается факультативной согласно ст. 1 Акта о пар­ламенте 1911 г. Так, Палата лордов располагает лишь одним меся­цем для рассмотрения финансовых законопроектов, по истечении которого данный закон представляется на подпись Короне даже в случае его непринятия Палатой лордов.

Как уже отмечалось, в случае разногласий по проекту бюджета между палатами парламента законодательство большинства стран предусматривает возможность формирования согласительных комис­сий, призванных разработать компромиссное решение по проекту бюджета:

в Германии созывается комитет, образуемый из членов Бундес­тага и Бундесрата (ст. 77 Основного закона ФРГ);

во Франции правом созыва смешанной паритетной комиссии Парламента наделен Премьер-министр. Поправки к тексту, разра-

428 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

ботанному согласительной комиссией, не допускаются (ст. 45 Кон­ституции Франции);

в Японии разногласия между Палатой советников и Палатой представителей решаются на объединенном заседании обеих палат парламента (ст. 60 Конституции Японии);

законодательство США также предусматривает возможность со­зыва согласительной комиссии в случае разногласий по совпадаю­щей резолюции по бюджету.

Таковы наиболее общие особенности прохождения бюджетных законопроектов в парламенте. Однако необходимо также остано­виться на особенностях бюджетного процесса в англосаксонских странах.

В Великобритании расходная и доходная части бюджета рассмат­риваются и принимаются парламентом раздельно.

При обсуждении расходной части бюджета Палата общин засе­дает в полном составе в качестве Комитета по ассигнованиям. Рас­ходная часть обсуждается постатейно, голосование по каждому пункту оформляется в виде резолюций о предоставлении денежных средств Короне, которые сводятся в ежегодно принимаемый Закон об ассигнованиях.

При рассмотрении доходной части бюджета Палата общин засе­дает в полном составе в качестве Комитета путей и средств. По ка­ждой статье доходной части бюджета Палатой общин принимаются резолюции, составляющие основу Закона о финансах.

Закон о контроле за бюджетом и импаундменте 1974 г. устано­вил порядок прохождения проекта бюджета в Парламенте США.

На первом этапе Конгрессом на основе проекта бюджета и эко­номических прогнозов, предложенных исполнительной властью и Бюджетным управлением Конгресса, определяются основные па­раметры бюджета, фиксируются уровни военных и гражданских расходов. Эти функции возложены на бюджетные комитеты обеих палат, которые принимают совместную бюджетную резолюцию, подлежащую утверждению президентом. Совместная резолюция служит законодательной основой для последующих решений других комитетов по программам.

Второй этап заключается в утверждении федеральных программ и принятии федеральных законов о налогах. Эти функции выпол­няют законодательные комитеты палат, которые принимают реше­ния (санкционирующие законы) на основе бюджетной резолюции. Принятые обеими палатами санкционирующие законопроекты ут­верждаются президентом.

Однако никакие выплаты из бюджета на основании такого раз­решающего закона не производятся. Для этого необходимо приня­тие закона об ассигнованиях, содержащего обязательные для феде­рального казначейства предписания о выплате определенной суммы из государственного бюджета. Принятием билля об ассигнованиях и его подписанием президентом завершается законодательный этап бюджетного процесса в США.

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса 429

В Канаде после рассмотрения проекта расходов постоянными комиссиями Палаты общин законопроект об ассигнованиях прохо­дит три коротких чтения в палате и принимается. После обсужде­ния Сенатом он подписывается генерал-губернатором и становится актом парламента.

Во время представления бюджета традиционно делаются пред­ложения по налоговым изменениям, которые представляются пар­ламенту как налоговые законопроекты. Новые законопроекты про­ходят три чтения, а проекты, вносящие изменения в действующее налоговое законодательство, вступают в силу сразу после внесения резолюций в парламент во время бюджетного послания, по реше­нию правительства.

После утверждения парламентом бюджет поступает на подпись главы государства.

В некоторых странах предусмотрена процедура предварительной контрассигнации закона о бюджете. Так, Конституция Германии (ст. 82) и Регламент правительства предусматривают обязательную контрассигнацию закона о бюджете федеральным канцлером и фе­деральным министром финансов.

В случае несогласия с изменениями, внесенными в бюджет пар­ламентом, в государствах с президентской формой правления при­меняется отлагательное вето президента.

В США Закон о контроле за бюджетом и импаундменте 1974г предусматривает также возможность отказа Президента расходовать денежные средства, выделенные по закону Конгрессом. В этом слу­чае Президент в специальном послании к Конгрессу объясняет причины импаундмента. Преодолеть решение Президента Конгресс может лишь путем принятия нового билля об ассигнованиях.

Бюджетный закон (законы) подлежат обязательному опублико­ванию в официальном издании.

Исполнение бюджета

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступ­ления доходов и финансировании расходов в пределах, установлен­ных бюджетным законом.

В вопросах исполнения бюджета решения парламента имеют различное значение в отношении доходов и расходов. Так, в отно­шении расходов они являются факультативными (т.е. одобренные кредиты могут и не расходоваться), но в случае их осуществления они строго ограничивают размеры ассигнований (нельзя расходо­вать более, чем установил парламент). А в отношении доходов ре­шения парламента обязательны (доходы должны быть собраны) и не ограничивают размеры бюджетных поступлений (предусмот­ренный уровень доходов может быть превышен).

Выделяются два аспекта исполнения бюджета: финансовый и юридический. Финансовый аспект связан с деятельностью казна­чейства и (или) Центрального банка, а юридический аспект —

430 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

с принципами исполнения бюджета и процедурой исполнения до­ходной и расходной частей бюджета.

Принцип разграничения распорядителей кредитов и бухгалтеров впервые был установлен во Франции 14 сентября 1822 г. и заклю­чается в том, что исполнение бюджета должно возлагаться на двух различных агентов, иерархически независимых друг от друга и осу­ществляющих разные, но взаимодополняющие функции. При этом функции распорядителей кредитов и бухгалтеров (в отличие от функций администраторов и распорядителей, которые могут быть совмещены) несовместимы.

Таким образом, бюджет исполняется специальными субъекта­ми: администраторами, распорядителями кредитов и бухгалтерами, каждый из которых осуществляет определенные операции. Так, ад­министраторы устанавливают и определяют размеры доходов и рас­ходов, распорядители кредитов предписывают исполнение доход­ной части бюджета, производят расходы в установленных рамках, а бухгалтеры обеспечивают сбор доходов, осуществляют расходы и сохранность денежных средств.

Другим, не менее важным, принципом является принцип един­ства кассы, в соответствии с которым все собранные доходы посту­пают на единый счет Министерства финансов в Центральном бан­ке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с ут­вержденными расходами.

Важнейшим элементом третьей стадии бюджетного процесса является кассовое исполнение бюджета, представляющее собой орга­низацию сбора, хранения и выдачи бюджетных средств, а также ве­дение учета и отчетности.

В зарубежных странах встречаются три основные системы орга­низации кассового исполнения бюджета — казначейская, банков­ская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение возлагается на специальный орган министерства финансов — ка­значейство и систему казначейских касс. При банковской системе кассовое исполнение бюджета осуществляет Центральный банк. Смешанная система предполагает кассовое исполнение бюджета как казначейскими кассами, так и банками.

Но несмотря на существующую в стране систему исполнения бюджета, особое внимание необходимо уделить изучению роли и значению казначейства на стадии исполнения бюджета. Казна­чейство может обладать различным объемом прав. Так, роль казна­чейства может ограничиваться выделением ассигнований бюджет­ным учреждениям в четком соответствии с утвержденными законом о бюджете размерами. Казначейство может быть наделено правом устанавливать лимиты на обязательства и на оплату расходов на ос­новании заранее установленных критериев. Также казначейство мо­жет отвечать за выполнение учетных функций.

В Германии существует смешанная система исполнения бюдже­та. Так, на уровне федерации кассовое исполнение бюджета осуще­ствляется по банковской системе, а на местном уровне — по казна-

 

чейской системе. Необходимо отметить также и такую особенность, что министр финансов в Германии наделен полномочиями урезать уже вотированные парламентом расходы.

Все финансовые ресурсы Франции сосредотачиваются на еди­ном счете Казначейства, входящего в состав Министерства финан­сов. Казначейство контролирует поступления и выплаты по этому счету, который находится в Центральном банке. Все бюджетные го­сударственные организации, местные органы власти, государствен­ные предприятия и организации, находящиеся на самостоятельно^ балансе, кредитные учреждения и банки обязаны держать часть своих средств на счетах казначейства. Казначейство обеспечивает своевременную инкассацию доходов и снабжение всех государст­венных касс достаточными денежными средствами для осуществле­ния платежей.

В Испании в рамках Министерства финансов полномочиями по исполнению бюджета обладают Канцелярия заместителя секретаря по финансам и Генеральный директорат казначейства. Бюджетные средства Испании находятся на специальном счете казначейства в Центральном банке, и все поступления и выплаты по данному счету контролирует Генеральный директорат казначейства. Также казначейство ведет надзор за фактическим выделением средств, ус­танавливает рамки, сроки и порядок исполнения бюджетных обяза­тельств. На Канцелярию заместителя секретаря по финансам возло­жены функции контроля за расходами и организации учета.

В Японии кассовое обслуживание бюджета осуществляет Банк Японии. Все государственные средства аккумулируются в Банке Японии на сводном счете правительства. Банк Японии контролиру­ет выполнение министерствами бюджетных и наличных лимитов. Также исполнением бюджета занимаются Министерство финансов и другие министерства и ведомства. Полную ответственность за ис­полнение бюджета возложено на министра финансов.

В Канаде ведущую роль на стадии исполнения бюджета играют Казначейство и Управление Главного аудитора. Казначейство было создано в 1867 г. в рамках Министерства финансов и через 100 лет преобразовано в самостоятельное министерство, которое на сего­дняшний день отвечает за распределение ресурсов для утвержден­ных политических курсов и программ. Также традиционно роль хранителя финансов парламента принадлежит Управлению Главно­го аудитора, которое с 1877 г. отвечает за проверку правительствен­ных счетов для обеспечения их правильного ведения с целью пол­ного учета всех доходов и расходов государства.

В Великобритании Министерство финансов в лице Канцлера Казначейства обеспечивает исполнение государственного бюджета, контролирует финансовые службы остальных министерств и ве­домств, в частности при помощи установления форм финансовой отчетности. Казначейство осуществляет контроль за общими посту­плениями в Консолидированный фонд, который представляет со­бой специальный единый счет Казначейства в Банке Англии. Сред-

I

432 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

ства с этого счета могут выделяться только с разрешения парламен­та и под контролем специального должностного лица — Контроле­ра и генерального аудитора. Любое перечисление средств из указанного фонда без разрешения парламента рассматривается как незаконное, а выделенные средства подлежат возврату. Кроме того, Канцлер Казначейства имеет право наложить вето на утвержденные парламентом расходы в случае нарушения ведомством условий рас­ходования средств или превышения суммы расходов.

В США, где применяется банковская система исполнения бюдже­та Казначейство, осуществляющее свою деятельность в рамках Мини­стерства финансов, контролирует все поступления и выплаты по сво­ему генеральному счету в Федеральном резервном банке в Нью-Йор­ке, а также контролирует банковские счета правительства.

Контроль за исполнением бюджета

Завершает бюджетный процесс стадия контроля за исполнени­ем бюджета. Как уже говорилось, исполнение бюджета связано с операциями двух видов: административными и финансовыми (счетными), что приводит к разделению функций между админист­раторами, распорядителями кредитов и бухгалтерами. Исходя из этого различают и два вида контроля: контроль административного исполнения бюджета и контроль счетного исполнения бюджета.

В принципе, контроль за исполнением бюджета включает в себя контроль за расходованием и поступлением бюджетных средств. На сегодняшний день контроль за исполнением бюджета осуществляется не только на стадии исполнения бюджета, но и по­сле его фактического исполнения. Кроме того, существует несколь­ко разновидностей бюджетного контроля:

— в зависимости от контролируемого агента, т.е. осуществляет­ся контроль за администраторами, распорядителями кредитов и бухгалтерами;

— в зависимости от времени проведения различают предвари­тельный, текущий и последующий контроль за исполнением бюд­жета. Предварительный контроль проводится до утверждения обя­зательства на оплату расходов и заключается в получении необхо­димых подписей и виз. Текущий контроль осуществляется бухгал­терами на каждом этапе исполнения бюджетного обязательства. Последующий контроль проводится после реализации бюджетного обязательства, и если быть более точными, заключается он в пар­ламентском контроле, проводимом по окончании исполнения бюджета;

— в зависимости от места проведения контроль за исполнением бюджета проводится по результатам выездных или камеральных проверок. Выездные проверки состоят в выезде контролеров к про­веряемым с целью ознакомления с условиями исполнения бюджет­ного обязательства. Камеральные проверки заключаются в проверке подтверждающих документов и бухгалтерских счетов и в их сопос­тавлении. Любые операции по исполнению бюджетных обязатель-

 

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 433

ствах учитываются дважды: в бухгалтерском учете администраторов и бухгалтеров. Существование двойного учета уже представляет со­бой определенную форму бюджетного контроля;

— в зависимости от органа, осуществляющего контроль, разли­чают контроль административный, судебный и парламентский.

В Германии контроль за исполнением бюджета предусмотрен ст. 114 Основного закона, согласно которой Бундестагу и Бундесра­ту федеральный министр финансов должен представлять отчеты о всех доходах и расходах правительства, о состоянии государствен­ного имущества, а также о государственных долгах, а Федеральная-счетная палата — свои выводы о рентабельности и правильности руководства бюджетом; такие же выводы она представляет феде­ральному правительству. Кроме того, законодательство Германии предусматривает возможность передачи наиболее сложных дел в финансовые суды, которые специализируются на финансовых спорах и проступках, связанных со злоупотреблением государствен­ными фондами.

Аналогичные положения содержатся также в конституциях зе­мель, где контроль за исполнением бюджета осуществляют казна­чейские палаты, но при этом бюджетные полномочия, права и обя­занности сбалансированно распределены между ландтагами и пра­вительствами.

Во Франции несмотря на ограничение роли парламента в бюд­жетном процессе Конституция 1958 г. предоставляет парламенту право контроля в финансовой сфере. В частности, парламент мо­жет осуществлять свой контроль через парламентские комиссии по расследованию и контролю, предусмотренные ст. 6 Ордонанса от 15 ноября 1958 г. о деятельности парламентских палат. По оконча­нии финансового года парламент принимает закон об исполнении бюджета, к проекту которого должен прилагаться доклад Счетной палаты.

Кроме того, контроль за исполнением бюджета осуществляет и специализированный судебный орган — Счетная палата, создан­ная еще в 1807 г. Наиболее важным документом Счетной палаты является ежегодный доклад президенту, передаваемый также в пар­ламент. В докладе сообщается обо всех нарушениях, выявленных в процессе проверки, обращается внимание на самые серьезные из них, требующие принятия законодательных и иных мер.

Также во Франции действует Генеральная инспекция финансов, представляющая собой корпорацию финансовых инспекторов-кон­тролеров, связанную с кабинетом министра финансов, но не входя­щую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые инспектора проводят проверки состояния учета во всех звеньях го­сударственных финансов.

Контроль за исполнением бюджета в Японии непосредственно возложен на независимый от правительства орган — Ревизионную палату, создание которой было предусмотрено Конституцией 1889 г., и деятельность которой на сегодняшний день регулируется

28 - 9677

434 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

законом о Ревизионной палате 1947г. с последующими изменения­ми и дополнениями.

Ревизионная палата состоит из Совета ревизоров (аудиторов) и Генерального секретариата. Совет ревизоров имеет право: прове­рять ежегодный окончательный отчет о государственных доходах и расходах; запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения ревизии; принимать решение о привлечении к от­ветственности нарушителей финансовой дисциплины и др. Ауди­торские проверки проводит Генеральный секретариат и входящие в его состав бюро. Ревизионная палата осуществляет контроль по­сле производства расходов или поступления доходов в бюджет на основе материалов учета и отчетности. Основными направлениями контрольной деятельности являются проверки фактического нали­чия государственных денежных средств и иного движимого и не­движимого имущества государства, установление законности совер­шаемых финансовых операций, контроль за соблюдением установ­ленных законом финансовых процедур. Контролю Ревизионной па­латы подлежат все счета государственных финансов, ежегодно рассматриваемые и утверждаемые парламентом. Подготовленный Палатой доклад о ревизии вносится в парламент правительством. В парламенте доклад о ревизии рассматривается в ревизионных ко­миссиях, созданных в обеих палатах.

На этапе выполнения бюджета японский парламент наделяется широкими полномочиями по контролю за исполнительной вла­стью. Не реже одного раза в три месяца правительство обязано ин­формировать парламент об исполнении бюджета. Контрольные функции парламента реализуются с помощью интерпелляций и проведения специальных расследований. При возникновении ка­ких-либо проблем в ходе исполнения бюджета материалы обычно направляются в соответствующие парламентские комиссии (чаще всего в подобных случаях разбирательство проводится в ревизион­ных комиссиях обеих палат).

В Швейцарии контроль за исполнением бюджета осуществляют Федеральное собрание, Федеральный совет, федеральное министер­ство финансов и специальный орган Федерального Финансового контроля, созданный в 1967 г.

В Великобритании парламент осуществляет контроль за испол­нением бюджета путем проверки отчетов о расходовании государст­венных средств, ассигнуемых парламентом. Эта функция возложена на специальный орган Палаты общин — Комитет по государствен­ной отчетности, который проверяет законность финансовой дея­тельности правительственных ведомств, эффективность и целесооб­разность использования ими государственных средств. Для реализа­ции поставленных перед ним задач Комитет наделен полномочия­ми заслушивать должностных лиц министерств и ведомств, запрашивать и изучать необходимые финансовые документы и со­общать о результатах проведенных проверок Палате, а также давать рекомендации по совершенствованию финансовой деятельности

Глава 21. Основы бюджетного права и процесса

министерств и ведомств. Важная роль в работе Комитета принадле­жит Контролеру и генеральному аудитору — специальному доля<но-стному лицу, осуществляющему свои полномочия от имени Палаты общин и несущему ответственность перед ней.

Контролер и генеральный аудитор осуществляет проверку пра­вильности расходования средств, ассигнуемых парламентом, кон­троль за использованием средств Консолидированного фонда, так­же он вправе отказать в выдаче средств из фонда, если соответст­вующие расходы не санкционированы парламентом. Результаты проверок представляются Комитету по государственной отчетности" Контролер и генеральный аудитор возглавляет Государственное ре­визионное ведомство, осуществляющее ревизию финансовых отче­тов министерств и других государственных учреждений.

В Канаде после исполнения бюджета Главный аудитор проводит заключительную проверку финансовых операций и представляет доклад Палате общин. Управление Главного аудитора было создано в 1877г. в соответствии с Законом о Главном аудиторе 1977г. Ау­дитор отвечает за проверку правительственных счетов и сообщает Парламенту о фактах неисполнения, неправомерного исполнения и нарушения бюджетных обязательств.

Кроме того, контроль за исполнением бюджета осуществляется и самим Парламентом. С этой целью нижняя палата Парламента создала Комитет по государственным расходам.

Также ежегодно Совет казначейства направляет в Палату обидин специальный документ — «Государственные счета», в котором со­держатся вся необходимая информация о финансовых операциях имевших место в течение финансового года, о доходах и расходах за тот же период времени, о финансовом положении Канады, за­ключение Главного аудитора и иная необходимая информация фи­нансового характера, которая должна представляться в Парламент в соответствии с действующим законодательством.

В США в осуществлении контроля за исполнением бюджета Конгрессу оказывает содействие целая система вспомогательных органов. В их ряду особая роль принадлежит Бюджетному управле­нию Конгресса и Главному контрольно-ревизионному управлению

Бюджетное управление Конгресса (БУК) было создано в 1974 г. и в его задачи входит подготовка ежегодных докладов по бюджету бюджетным комитетам палат. Оно разрабатывает также пятилетние прогнозы экономическое воздействия принимаемых Конгрессом финансовых биллей и резолюций. По требованию бюджетных и иных комитетов Конгресса БУК осуществляет исследования и по другим вопросам бюджетной политики.

Главное контрольно-ревизионное управление, образованное в 1921 г., возглавляется Генеральным контролером, назначаемым президентом. В задачи управления входят толкование финансовых нормативных актов, контроль за расходованием государственных средств, финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, осуществлением утвержденных Конгрессом финансовых про-

28'

436 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

грамм, установление правил ведения финансовых операций и от­четности в федеральных учреждениях. О результатах своих исследо­ваний управление непосредственно докладывает Конгрессу.

В Сенегале контроль за исполнением бюджета на высшем уров­не осуществляют от имени президента Управление Финансового контролера и Главная государственная инспекция. В их функции входят контроль за законностью и своевременностью всех финан­совых операций с бюджетными средствами и информирование пре­зидента о состоянии государственных финансов. Судебный кон­троль осуществляют 3-й отдел (финансовый и счетный отдел) Вер­ховного суда Сенегала, выполняющий те же функции, что и фран­цузская Счетная палата, и Палата бюджетной дисциплины, налагающая взыскания за нарушения в бюджетной сфере. Парла­мент по окончании бюджетного года принимает закон об исполне­нии бюджета.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой бюджет в зарубежных странах?

2. Какова структура бюджетного законодательства?

3. Назовите основные принципы бюджетного права зарубежных стран.

4. В чем заключается принцип ежегодности бюджета?

5. Охарактеризуйте стадию разработки проекта бюджета. Какие ор­ганы ее осуществляют?

6. Каковы особенности прохождения бюджетных законопроектов в Парламенте?

7. Какие государственные органы участвуют в исполнении бюджета?

8. Какие государственные органы осуществляют контроль за испол­нением бюджета?

J

Глава 22. Основы налогового права

§ 1. Налог и налоговое право

Понятие налога определяется в доктрине и в законодательстве. Законодательное определение налога более важно с точки зрения его применения на практике, доктринальное определение необхо­димо прежде всего для правильного понимания основных характе­ристик налога в их историческом развитии, поскольку оно первич-' но и во многом определяло нормативное закрепление понятия «на­лог».

В юридической литературе зарубежных стран можно встретить различные определения понятия налога в зависимости от того, ка­кие характеристики налога берутся за основу.

Наиболее важно определение налога как вида платежа, пред­ставляющего собой форму отчуждения части собственности физи­ческих и юридических лиц в пользу государства.

Это определение, как правило, содержит основные характери­стики налога: а) принудительное изъятие; б) отсутствие встречного удовлетворения; в) установление и отмена налога путем принятия закона.

Законодательное определение налога обычно можно встретить в специальных законах. Например, Положение о налогах и плате­жах ФРГ 1977г. следующим образом определяет понятие налога:

«Налоги — это денежные платежи, не являющиеся встречным удовлетворением за какие-либо действия и устанавливаемые пуб­лично-правовым институтом для уплаты всеми лицами, для кото­рых из определенного фактического обстоятельства, согласно зако­ну, вытекает обязанность осуществлять такие платежи (абз. 1 § 3)».

В этом определении содержатся две основные характеристики налога: учреждение и функционирование согласно закону и абсо­лютный характер платежа, т.е. отсутствие встречного удовлетворе­ния. Последний критерий является основным при разграничении понятий «налог» и «сбор» и в российском законодательстве (ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Налоговое право — это налоговое законодательство, а также: а) общие принципы права, применяемые к налоговым отношени­ям; б) принципы налогового права, закрепляемые в конституции и налоговом законодательстве; в) прецеденты и разъяснения судеб­ных органов по вопросам налогового права; г) доктрина.

§ 2. Источники налогового права

В зависимости от избранного критерия существуют различные классификации источников налогового права. Нижеприводимая классификация — одна из них, в основе своей имеющая юридиче­скую силу норм, содержащихся в источниках налогового права.

438 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

При этом следует оговориться, что в зависимости от правовой сис­темы конкретного государства иерархия источников налогового права может изменяться. Например, в странах, где нормы междуна­родного права не обладают приоритетом в отношении норм нацио­нального права и применяется норма, принятая во времени послед­ней, расположить парламентский закон можно перед международ­ным договором, и наоборот. Иная ситуация — в условиях правовой системы, где Основной закон закрепляет приоритет нррм междуна­родного права или норм права ЕС.

С учетом этих разъяснений систему источников налогового права зарубежных стран можно представить следующим образом: а) конституция; б) конституционные и органические законы; в) за­коны, принятые парламентом в соответствии с обычной процеду­рой; г) международный договор; д) судебная практика (прецедент); е) подзаконные акты.

Конституция

Содержание финансово-правовых норм в конституции определя­ется законодателем исходя из его понимания необходимости регули­рования данных отношений на уровне Основного закона государст­ва. Общее правило заключается в том, что конституция является ос­новополагающим источником налогового права. Она содержит пра­вовые принципы, определяющие нормативное регулирование центральных и местных налогов, устанавливает правовые основы на­логовой деятельности государства и компетенцию центральных и ме­стных органов в сфере налоговых отношений.

Принципы, закрепляемые конституцией, можно разделить на общие принципы права и принципы налогового права

Остановимся прежде всего на общих принципах права, устанав­ливающих основы регулирования всех видов правоотношений, в том числе и налоговых.

Принцип юридического равенства граждан перед законом.

Этот принцип закрепляется в конституциях государств безотно­сительно налогов, а иногда и в связи с ними. Например, в ст. 3 Ос­новного закона ФРГ сказано: «Все люди равны перед законом». В ст. 3 Конституции Италии закрепляется: «Все граждане умеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом..!». В ч. 2 ст. 4 Конституции США говорится: «Гражданам каждого из штатов предоставляются все привилегии и льготы граждан в других штатах». Применительно к налоговому праву это означает, что вне зависимости от гражданства штата все налогоплательщики равны перед налоговым законом штата. А в Конституции Нидерландов прямо указывается, что «никакие привилегии не могут предостав­ляться в области налогов» (ст. 189).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.