Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Дж. Тойнби 1 страница




М. Блок

В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории как и всякая иная социальная деятельность, подчиня­ется господствующим тенденциям данно­го времени и места.

 

1.1.1. Происхождение историко-правового знания

(предыстория историко-правовой науки)

 

Процесс метаморфозы исторических знаний в стройную сис­тему, понимаемую ныне как особая отрасль науки - историче­ская наука, происходил в течение длительного времени.

Накопление исторических знаний имело место уже на ранних этапах развития общества. Первым способом понимания исто­рической реальности являлось мифологическое мышление. До появления письменности представления людей о прошедших событиях находили свое отражение в преданиях, эпосе, былинах и т. д. Значительное место в исторических представлениях людей занимала вера в божественную силу. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. С появлением пись­менности стало возможным фиксировать и накапливать истори­ческие знания. Об этом свидетельствуют исторические надписи царей Шумера и Аккада, китайские надписи эпохи Шан-Инь, надписи о реформе Урукагины в Лагаше и т.д.

Важным этапом в развитии исторического познания были ис­торические представления, возникшие в античном мире, а выс­шими достижениями исторической мысли этой эпохи были со­чинения древнегреческих авторов - Геродота и Фукидида. Грече­ский историк Геродот (между 490 и 480 - около 425 до н.э.) счи­тается «отцом истории». В своем главном труде «История» (явля­ется первым памятником исторической мысли), посвященном греко-персидским войнам, он описывает народы и страны, в ко­торых он побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Его сочинения содержат в себе зародыши историко-критического подхода. «История Пелопонесской войны» Фукидида (около 460-400 до н.э.) считается вершиной античной исто­рической мысли. Его работы отличают такие редкие для того времени элементы, как документированность повествования, отказ от концепции объяснения истории, согласно которой ход истории предопределен божественной волей, поиск причинно-следственной связи событий. Другим наиболее крупным истори­ком Древней Греции был автор «Всеобщей истории» Полибий (около 200 - около 120 до н.э.). Эта работа была знаменательна тем, что в ней впервые появилось понятие «всеобщая история», с изложением истории не одной страны, а всех важнейших стран Средиземноморья, завоеванных Римом. Его труд охватывает Гре­цию, Македонию, Малую Азию, Рим и другие страны.

В числе античных историков следует также упомянуть Иосифа Флавия, Тацита и Плутарха.

Что входило в предмет исторического исследования в описы­ваемый период? Для Геродота - это скорее всего мировая культу­ра, для Фукидида - политическая деятельность, история войн, а для Полибий - разнородные события. По-разному отвечали они и на вопрос, как изучать историю. В этой связи нельзя не упомя­нуть знаменитое изречение римского историка Корнелия Таци­та: $те 1га е! 5Шс1ю (без гнева и пристрастия). Этим он призывал историков руководствоваться только интересами установления истины.

В то же время важно отметить, что историческое мышление в целом, судя по работам указанных авторов, не выходило за рам­ки простого описания исторических событий, историческое по­вествование в собственном смысле еще не было выделено из рас­сказа7, исторические сочинения содержали сведения по самым разным вопросам, но превалирующей была тема войны. Что ка­сается права, то в этих работах обнаруживаются наиболее ранние исторические сведения об организации власти, обычаях разных народов.

Как известно, родиной юриспруденции считается Древний Рим. Поэтому, говоря об истоках исторического познания права в Древнем мире, нельзя не затрагивать вопрос об историческом мышлении древних римлян. Совершенно прав В.А. Томсинов, который, рассуждая о правовой науке Древнего Рима отмечает, что «использование римскими юристами научных принципов при организации правового материала не повлекло за собой воз­никновения подлинной юридической науки. Римская юриспру­денция

__________________________________

6 См.: Кэндзюро Я. Философия истории. - М., 1969. - С. 22.

7 Известна характеристика подобной истории Гегелем как первоначаль­ной (см.: Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Соч. - Т. VIII. -М.-Л., 1935. - С. 3-5).

всегда и во всем своем объеме служила практике и каче­ство теоретического, научного знания о праве приобретала лишь в той степени, в какой это требовалось для эффективного обслу­живания потребностей практического судопроизводства, не бо­лее того». Вместе с тем, историческое мышление не было чуждо римской юриспруденции. «Занятие юриспруденцией, - пишет далее Томсинов, - требовало от римлян не только знания право­вых норм, владения приемами их формулирования и толкова­ния. Материал римского права представлял собой довольно сложное сочетание старого и нового. Каждая эпоха вносила в него что-то свое, и эти отложения различных эпох, постепенно накапливаясь, образовали явление, которое можно было понять, лишь усвоив историю его становления и эволюции. Римский юрист неизбежно должен был выступать и в качестве историка, а римская юриспруденция - является одновременно исторической дисциплиной»9.

Правда, римская юриспруденция не дает примеров историко-правовых исследований. В то же время известны, например, со­держательные исторические экскурсы, которые сопровождают изложение цивильного права в «Институциях» (около 161 г. н.э.) Гая (середина II в. н.э.), ценные исторические сведения из сочинений юристов прошлого, содержащиеся в «Дигестах» (или «Пан­декты», 533г.).

Свидетельством развитого уровня исторического мышления римских юристов может быть также тот примечательный факт, что авторство крылатых выражений «1их VепШг$» (история - свет истины) и «та$г$гга \п*ае» (история - учительница (наставница) жизни), равно как и присвоение Геродоту титула «отца истории», принадлежит не менее знаменитому римскому оратору, юристу, государственному деятелю и мыслителю Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.)11.

Тем не менее применительно к Древнему миру правильнее го­ворить лишь о проявлениях отдельных элементов исторического познания права, а в целом же сама историческая наука и юрис­пруденция не были подлинными науками в том смысле, в каком мы понимаем их сегодня, становление которых относится к бо­лее позднему времени истории человечества.

Историческая мысль эпохи средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочине­ниях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода ведущей исторической концепцией явилась концепция провиденциализма, разработанная христианским теологом и цер­ковным деятелем Аврелием Августином, прозванным Блаженным (354-430). В соответствии с идеей провиденциализма все проис­ходящее считалось воплощением воли Провидения. Подобное понимание хода истории позволяло выделить лишь внешние связи явлений в их хронологической последовательности, повсе­местно отсутствовал критический подход к источнику. Тем са­мым существенно сузились горизонты научного исторического видения. Под давлением церкви история начинает рассматри­ваться как явление второстепенное, вспомогательное. Тем не менее раннее средневековье ознаменовалось появлением летопи­сей (анналов, хроник) как формы хронологического фиксирова­ния исторических событий.

Полезно здесь обратить внимание на один момент, который имел немаловажное значение для дальнейшего развития истори­ческого мышления, в особенности в эпоху Возрождения. Еще академик В. В. Бартольд в числе преимуществ западноевропей­ского средневекового мира перед византийским особо выделял его ознакомление с арабо-мусульманской культурой и наукой. Последняя дала мировой исторической науке таких знаменито­стей - авторов «всеобщих историй», как Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.), Якуби (X в.), Табари (конец IX - начало X вв.) и др. Значи­тельной фигурой для кристаллизации философско-исторических идей был крупнейший историк XIV в. Ибн Хальдун Абдаррахман Абу Зейд (1332-1406). В своем знаменитом «Введении» к про­странному историческому труду «Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле», Хальдун, отвергая объяснение истории с позиций религиозной идеологии, рассматривает историю как постоянное изменение быта, нравов людей и влияние климата на историю общества, развивает теорию общественного развития, проявляющегося в циклах подъема и упадка цивилизации в процессе смены поко­лений. Его философско-исторические мысли стояли во многой на уровне воззрений передовых представителей гуманистической историографии в Италии. Считая историю «новой наукой», он пытался перейти от повествовательной истории к прагматиче­ской. Как считает В.В. Бартольд, «от прагматической истории греков его теории совершенно независимы»; он «располагал го­раздо более обширным историческим опытом, чем в свое

_______________________________

9 Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период).е. -С.41.

10 По словам одного из современных исследователей Д.Б. Дождева, «имен­но Гай был первым профессиональным историком права, аналитически ис­следовавшим преемственность в структуре различных институтов. Вкус к истории права, традиционный для европейской правовой науки, восходит к Гаю» (см.: Дождев Д.В. Гай // Антология мировой правовой мысли. - В 5 т. -А. I. Античный мир и восточные цивилизации. - М., 1999. - С. 316).

11 Цицерон. О законах. I, 5 // Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова. - М., 1972.

12 См.: Скворцов Л.В. Время и необходимость в истории. - М., 1974. - С. 7-8.

 

время греки»13. Также следует отметить, что Хальдун, как и другие философско-исторически мыслящие ученые древности и нового времени, оказался не в состоянии приложить свои теоретические схемы к историческому материалу.

В начале II тысячелетия новое дыхание юриспруденции при­дало возникновение и функционирование университетского об­разования в Западной Европе. В задачу настоящего исследования не входит подробный анализ тех достижений в области права и правовой науки в целом (особенно вопроса о том, следует ли считать этот период началом правовой науки в собственном смысле этого слова), которые были связаны в не меньшей мере с указанным фактором. Укажу лишь влияние этого фактора на развитие исторического познания права на основе имеющих ис­следований по данной проблематике14.

Первым университетом в Европе был юридический универси­тет в Болонье, основанный в 1087 г., т.е. вскоре после обнаруже­ния в 1080-х годах манускрипта Свода законов Юстиниана. При­влекает внимание тот факт, что в юридических университетах - и в Болонье, и в других городах, в начальный период преподава­лось «то право, которое... вовсе не было господствующим (т.е. действующим. - М.Д.) правом, это было право, содержавшееся в одной древней рукописи, извлеченной на свет Божий в итальян­ской библиотеке в конце XI в. Рукопись эта воспроизводила Ди-гесты, огромный сборник юридических материалов, составлен­ный при римском императоре Юстиниане около 534 г., то есть пятью веками раньше... Таким образом, первым объектом сис­тематического изучения в Европе стал свод права (правовая сис­тема) более ранней цивилизации, в том виде, в каком он был за­писан в огромной книге или наборе книг (курсив мой. - М.Д.)»15. Такое положение вещей русский историк права А.Н. Стоянов объясняет следующим образом: «Война и схоластические мечта­ния поглощали деятельность большинства в средневековом об­ществе. Грубая сила и выспренные, мертворожденные умствова­ния были господствующими явлениями. А между тем ум челове­ческий нуждался в здоровой пище, в положительном знании. Где было искать их?.. Вообще можно положительно и беспристраст­но сказать, что римское право было самым практическим и здо­ровым продуктом человеческой мысли в ту пору, когда европей­ские народы стали ощущать в себе жажду знания»16.

Указанные тексты были до такой степени казуистичны, что это затрудняло их понимание. Поэтому преподавателям прихо­дилось объяснять, толковать их. Впоследствии заметки, записы­ваемые при этом студентами между строки на поляхтекстов римских кодексов (отсюда их общее название - глоссы и соответственно всей школы юристов, этим занимавшихся - глоссаторы), приобрели авторитет наравне с соответствующими объясняемыми текстами. Основа школы глоссаторов римского права положена юристом Болонского уни­верситета Ирнерипем (между 1055-1060-1130). Наиболее обще­принятой глоссированной работой считалось «С1оз8а ОгсНпапа» («Собрание глосс», около 1250г.) Аккурсия (1185-1263). Школа глоссаторов господствовала до середины XIII в.17 В последующие столетия подобную же

______________________________

13 См.: Бартолъд В.В. Культура мусульманства. - М., 1998. - С. 58.

14 См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. -М., 1998. - С. 124-164. О формировании юридической науки в данном кон­тексте также см.: Честное И.Л. Общество и юриспруденция на исходе вто­рого тысячелетия. - СПб., 1999. - С. 12-38.

Общепринятым считается мнение, согласно которому в античности и средневековье существовали лишь предпосылки, отдельные элементы наук, но не сама наука; она возникает только в Новое время. В частности, по мне­нию В.И. Вернадского, наука нашего времени - «это по существу создание ХУ11-ХХ вв., хотя отдельные попытки и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти целиком соз­дан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппа­ратов прошлого» (Вернадский В.И. О науке. - Т.1. Научное знание: Научное творчество. Научная мысль. - Дубна, 1997. - С.419). В свете сказанного я полностью солидаризируюсь с высказанным в литературе мнением о том, «что условия развития юридического мировоззрения Нового времени (зна­чит и правовой науки. - М.Д.) были созданы в эпоху средневековья» (Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. -2000. - № 3. - С 8).

15 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - С. 125-126.

Необходимо отметить, что на римское право средневековые юристы ориентировались еще до образования первых университетов в Европе. Так, оно было предметом внимания во многих юридических школах в Риме, Равенне, Павии и других городах (Х-Х1 вв.).

16 Стоянов А. Методы разработки положительного права и обществен­ное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. - С. 250-251 (Здесь и далее цитаты из работ дореволюционного периода даются в соот­ветствии с нормами современного русского языка, сохраняя при этом неко­торые особенности лексики того времени и авторской речи).

17 А.Н. Стоянов о деятельности глоссаторов писал: «Прежде всего они объясняют себе смысл отдельных законов. Отсюда так называемая законная экзегеза, первый шаг, азбука науки права положительного. Но от объяснения отдельных законов высшие, теоретические требования ума повели юристов к логически-связному изложению целых учений в тех же законных пределах источников. Это элемент догматический. Кроме то­го, юридическая литература начала XIII столетия представляет попытку из­лагать учения римского права самостоятельно, не придерживаясь порядка титулов и книг Свода. Здесь зародыш элемента систематического. Таким образом, глоссаторы напали на те же живые стороны, которые должны быть в методе юриспруденции как науки в истинном смысле слова. Изучение положительного права не может обойтись без экзегезы, без догматической и систематической обработки. Здесь выражаются основные, неизменные приемы

работу вели постглоссаторы, или коммен­таторы, которые истолковывали не только тексты, также и глос­сы к ним. Их еще называли консилиаторами (от лат. сошШшп -совет). Главой постглоссаторов считается Бартоло де Соссоферрато (1313-1357). В средние века школа комментаторов, объек­том внимания которых являлись памятники древности, в осо­бенности римское право, продолжали старые экзегетические приемы изучения права до XVI в. Применяемый постглоссато­рами формальный схоластический метод известен под названием «гао5 ггаИсиз» (т.е. итальянский принцип). О том, что деятель­ность постглоссаторов получила широкое признание в средне­вековом обществе, говорит тот факт, что комментарии ряда из­вестных из них пользовались не только в теоретическом право­ведении, но и применялись в судебной практике, имея чрезвы­чайный авторитет18.

На начальном этапе возникновения университетов «изучав­шие... древние тексты юристы... воспринимали право Юстиниана не как право, применимое в Византии в 534 г., а как право, при­менимое всегда и везде»19. Однако такое положение дел имело место только в первый период. В последующем подобное отно­шение к римскому праву изменяется в связи с расширением про­грамм университетского преподавания путем включения в них сначала канонического, а затем и городского права, которые бы­ли уже действующими. При подобном положении дел тексты Свода Юстиниана начинают обсуждать и изучать в контексте «связи времен». Конечно, нельзя еще говорить об историческим подходе в собственном смысле слова, ибо эпистемой эпохи была дедукция, основным методом «работы» с текстами - схоластика, т.е. комментирование, систематизация, устранение пробелов и противоречий20. Тем не менее очевидно, что возрождение инте­реса к изучению римского права сыграло положительную роль в плане исторического изучения права, привело к обсуждению со­временного, действующего права анализируемого времени, а решение текущих практических проблем права поставило впо­следствии задачу рассмотрения их в контексте всего предшест­вующего, и в первую очередь римского права. Но все это проис­ходит несколько позднее.

Таким образом, потребности лучшего понимания действую­щего права путем истолковании старого права обусловливают обращение к юридическим памятникам и институтам древности, а значит появление хотя и скудных, отдельных, эпизодических историко-правовых исследований, т.е. зарождение историко-правовых знаний, которые впоследствии под влиянием Возрожде­ния получают свое дальнейшее развитие.

Стало быть, предпосылки для научно-исторического позна­ния права в последующем периоде были созданы именно в эпоху Средневековья, и в целом рассмотренный период может быть охарактеризован как зачаточная стадия историко-правовой мысли.

 

1.1.2. Начало научно-исторического изучения права.

Идейные (философско-исторические и теоретико-правовые)

предпосылки возникновения историко-правовой науки

 

Каждая философская система решает группу исторически данных проблем, го­товя тем самым почву для постановки но­вых проблем и новых систем. Так всегда было, и так всегда будет.

Б. Кроне

Проследить историю западной тради­ции права и принять ее - значит повер­нуться лицом к открытым теориям и пра­ва, и истории.

Г.Дж, Берман

 

Изучение истории человечества получило ощутимый импульс в эпоху Возрождения, в период перехода от Средневековья к Но­вому времени, когда засилью средневековой религиозной идео­логии было противопоставлено культурное наследие античности. Новым мировоззрением, возникшим в эпоху Возрождения, ста­новится гуманизм, отдельные черты которого присутствовали в античной культуре. Неслучайно, что главная черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей».

В это время зарождаются новые подходы к пониманию исто­рии. Историки-гуманисты стремятся расширить круг историче­ских источников, начинают всесторонне их анализировать, под­вергать, хотя и эпизодической, критике21. В правоведении появ­ление гуманистического направления было ознаменовано значи­тельным ослаблением позиций постглоссаторов, изучением рим­ского права с применением

_________________________________

человеческого ума, которые называются анализом и синтезом» (Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. - С. 4-5).

18 См.: Покровский И.А. История римского права. - Петроград, 1918. - С. 199.

19 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - С. 125-126.

20 См.: Честное И.Л. История политических и правовых учений. - СПб., 1996. - С. 26-27, 30.

21 Оценивая роль данной эпохи в эволюции исторического познания, И.Д. Ковальченко пишет: «Превращение исторических знаний в науку было связано с переходом в объяснении явлений общественной жизни с прови-денциалистских позиций на

филологического и исторического методов, рассмотрением права как одной из сторон обществен­ной жизни и т.д.

Несомненный вклад в развитие исторического познания вне­сла гуманистическая историография в Италии. Итальянским ис­ториком Флавио Бъондо (или Бионди, 1392-1463) были заложены основы новой, трехчленной периодизации истории (древняя, средняя и новая история), которая получила окончательное при­знание лишь в XVIII в. Выдающийся политический мыслитель и историк Пикколо Макиавелли (1469-1527) в своих сочинениях в противовес средневековый провиденциальным концепциям вы­двинул идеи объективной исторической закономерности, не ог­раничиваясь простым описанием событий или теологическими объяснениями, стремился установить внутренние закономерно­сти исторического процесса.

Один из видных представителей итальянского гуманизма Лоренцо Балла (1400-1457) в своих произведениях исследовал язык римской юриспруденции («Красота латинского языка») и фило­логический метод анализа исторических источников («О девизах и геральдических знаках»). В последнем Л. Балла выступал против несовершенных методов толкования средневековых юри­стов-глоссаторов, критикуя их в том, что они не владели прие­мами филологической интерпретации22.

Главой гуманистического направления в правоведении счита­ется Андрей Алъциатти (или Альчиати, 1492-1550). Его нередко также считают родоначальником исторического метода изучения римского права «тоз §аШсш» (галльский принцип). Первосте­пенной задачей, согласно этому методу, считалось возвращение к тексту кодекса Юстиниана для установления подлинного значе­ния содержащихся здесь правовых дефиниций, причем с учетом их исторического контекста.

Влияние А. Альциатти нашло отражение в историко-правовых воззрениях целого ряда французских правоведов (Ф. Бодуен, Ф. Отман, Ж. Куация и др.). Ф. Бодуен известен своим трактатом «Об основании всеобщей истории и ее соединении с юриспру­денцией» (1561), где историческое изучение права рассматрива­лось в тесной связи с историей человечества.

Как крупный ученый, занимавшийся изучением исторических основ римского права, упоминается среди других французский юрист Жак Куаций (или Куяс, 1522-1590). Современники" призна­вали его высшим авторитетом в толковании римского права. Не­смотря на то, что и его труды в основном состояли из коммента­риев к работам римских юристов, он отличался привлечением к изучению дополнительных и вновь обнаруженных документов (например, кодекса Феодосия), устранением искажений, внесен­ных отдельными комментаторами до него. В национальном (в данном случае французском) праве Куаций видел своего рода продолжение римского права. Как и другие представители исто­рико-филологической школы, он выступал за сохранение содер­жания кодекса Юстиниана в новых формах его выражения.

Представитель французского Возрождения, философ, поли­тический мыслитель, историк и юрист Жан Воден (1530-1596) предпринял попытку выявить закономерности исторического процесса, выдвигал оптимистическую концепцию непрерывного прогресса вместо широко распространенной среди средневеко­вых авторов пессимистической теории регресса. Он впервые ус­тановил понятие суверенитета как отличительного признака го­сударства и разработал политико-правовую теорию суверените­та. Впоследствии идея суверенитета оказала значительное влия­ние на осознание потребности в разработках национального пра­ва.

Труд Ж. Бодена «Метод легкого познания истории» (1566), недавно изданный на русском языке, считается одним из первых в мире фундаментальных трудов по теории истории23. Выделяя в этом сочинении три вида истории по объективному признаку (человеческая, естественная и священная или божественная), Воден историю права относит к первому. Именно человеческая история, по его мнению, объясняет поступки человека, живуще­го в обществе. Воден выступал против идеи универсальности и вневременного характера римского права и критически относил­ся к использованию во Франции только римского права. М.С. Бобкова, ссылаясь на Ж. Моро-Райбел, пишет: «Воден утверждал, что праву не хватает истории, которая обеспечивает его надеж­ным контекстом, равно как и восстанавливает его недостающие элементы. Только обращение к человеческой истории, в недрах которой сокрыта лучшая часть права, может гарантировать соз­дание системы универсальной юриспруденции, на основе кото­рой допустимы и правомерны сравнения законодательств самых различных народов и времен»24.

_______________________________

рационалистические. Суть этого перехода в том, что характер и ход общественного развития стали объяснять не воз­действием потусторонних, Божественных сил, а деятельностью самих лю­дей, умственными и психологическими чертами тех из них, которые имели возможности оказывать наибольшее влияние на общественную жизнь. По­нятно, что таковыми оказывались царствующие особы и выдвигаемые ими крупнейшие государственные деятели и сановники» (см.: Ковалъченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987. - С. 45).

22 См.: Жолъ К.К. Философия и социология права. - К., 2000. - С. 175-176. Автор считает, что первопроходческое исследование в области истории римского права выполнено именно учеником Баллы Помпоний Пэта (1428-1498).

23 См.: Воден Ж. Метод легкого познания истории. - М., 2000.

24 Бобкова М.С. Жан Воден и его трактат // Боден Ж. Метод легкого по­знания истории. - С. 340-341.

Вклад французских ученых-правоведов гуманистического на­правления в правовую науку, состоявший в значительных дос­тижениях в области научной методологии права, в использова­нии этой методологии «для совершенствования и дальнейшего развития исторических исследований в области римского права», в «более углубленном понимании и осмыслении исторического развития процессов, осуществлявшимся главным образом бла­годаря исследовательским поискам оригинальных римских правовых источников», позволил Э. Аннерсу считать их «первыми истинными историками права»25.

Стало быть, Возрождение в лице юристов гуманитарной ори­ентации дало толчок делу научно-исторического изучения права. Примечательно, что именно в это время начинают разделять по­нятия история права, под которой понимали из­ложение юридических памятников и характерные черты права определенного народа в динамике, и так называемые юридические древности, где излагались отдельные юриди­ческие институты не в своем историческом развитии, а в статике, как они наличествовали в конкретном историческом отрезке времени26. По этому поводу А.Н. Стоянов писал: «Дело заключа­ется в различии точек зрения и метода;...история права имеет живое, органическое отношение к своему материалу, так как ис­следует его с точки зрения последовательного развития. Древно­сти же юридически рассматривают правовые явления лишь с целью описания их в известный момент, когда уже закончилось развитие юридических институтов и норм положительного пра­ва»27. По словам другого историка права М.Н. Капустина, с об­ращения к истории юридических памятников и институтов на­учная разработка права получает широкое развитие28.

Тем не менее, следует отметить, что несмотря на определенные сдвиги в методологическом плане (зарождение научных методов исследования, критическое отношение к источникам, отступле­ние на второй план догматических приемов, рассмотрение права как одной из сторон общественной жизни), не следует слишком переоценивать достижения юристов-гуманистов в интересую­щей нас области: и у них предметом изучения оставалось рим­ское право; гуманисты, как и критикуемые ими схоласты, пре­клонялись перед авторитетами и устаревшими традициями.

Важнейшей вехой на историческом пути научного изучения истории является эпоха Просвещения и Революций, охватившая ХVII-ХVIII вв. Она была ознаменована переворотом в историче­ском мышлении, а именно: в исторические представления входит идея историзма; эпистемой эпохи становится индукция; в проти­вовес провиденциализму развивается рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления «естественного зако­на», разума; возникают более или менее развитые представления о законах развития истории; в центре внимания оказываются закономерности исторического развития, критерии историческо­го прогресса, роль эволюции и революции в жизни народов и другие вопросы, наконец, самое главное, происходит выделение исторических знаний в особую отрасль науки. Отвергнув в каче­стве единственного объекта изучения политическую историю, историки-просветители считали, что основным предметом заня­тия историков должна являться история, охватывающая все сто­роны жизни общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.