Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовых споров 1 страница




 

Статья 398. Основные понятия

 

Комментарий к статье 398

 

Статья 37 Конституции РФ признает за работниками право на коллективные трудовые споры с использованием установленных ТК способов их разрешения, включая право на забастовку.

Трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. О понятии и признаках индивидуальных трудовых споров см. коммент. к ст. 381. Порядок их разрешения предусмотрен гл. 60 ТК.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи в основе коллективного трудового спора лежат неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). Важным отличительным признаком коллективного трудового спора (по сравнению с индивидуальным) является то, что требования должны предъявляться именно коллективом работников. Состав коллектива зависит от уровня спора. Коллективный трудовой спор может иметь место на локальном уровне, территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном и федеральном.

Представителями сторон коллективного трудового спора могут выступать представители работников и работодателей в социальном партнерстве, определяемые в соответствии со ст. ст. 29 - 34 ТК (подробнее о них см. коммент. к гл. 4, а также коммент. к ст. 399).

Кроме того, для того чтобы трудовой спор был признан коллективным, он не может быть связан с нарушением законодательства. Как следует из определения коллективного спора, данного в ч. 1 комментируемой статьи, такие споры возникают по одному из следующих поводов:

1) установления и изменения условий труда;

2) заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;

3) в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

В ч. 2 комментируемой статьи содержится определение примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров. Именно они являются основным способом разрешения коллективного трудового спора. Примирительные процедуры состоят из трех стадий: участие посредника, примирительная комиссия и трудовой арбитраж.

В ч. 3 анализируемой статьи установлены правила определения момента начала коллективного трудового спора: либо это день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников, либо это день несообщения работодателем своего решения (см. ст. 400 ТК).

Спор также может начаться и до истечения указанных сроков в том случае, если работодатель (его представитель) в письменном виде сообщит другой стороне спора об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или подпишет протокол разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора или соглашения.

Забастовка является одним из способов разрешения коллективных трудовых споров (ст. 37 Конституции РФ). Практика проведения забастовок в разных странах мира выработала чрезвычайно разнообразные действия работников с целью удовлетворения своих требований. В ч. 4 комментируемой статьи забастовка рассматривается законодателем как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей полностью или частично.

Важным элементом легального определения забастовки является указание на цель ее проведения - разрешение коллективного трудового спора. Это означает, что забастовка, осуществляемая на основе норм ТК, не может быть проведена с иной целью, нежели урегулирование разногласий между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по указанным в ч. 1 рассматриваемой статьи поводам. Оговорка о цели осуществления забастовок делается прежде всего для запрета политических забастовок. Поскольку предметом политической забастовки являются требования, обращенные к государственным органам по поводу осуществления государственной политики, они не связаны с предметом коллективного трудового спора и, следовательно, нормы гл. 61 ТК на них не распространяются.

Подробнее о забастовке см. коммент. к ст. ст. 409 - 417.

 

Статья 399. Выдвижение требований работников и их представителей

 

Комментарий к статье 399

 

Разрешение коллективного трудового спора может осуществляться исключительно по инициативе работников или их представителей. Последние определяются по правилам, установленным ст. ст. 29 - 31 ТК.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Наиболее удобным оформлением письменных требований работников является составление протокола общего собрания (конференции) работников с указанием количества присутствовавших работников. Во избежание возможных возражений работодателя по поводу наличия кворума участников желательно составление протокола регистрации участников собрания (конференции), заверенного подписями участников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов.

Законодательство не дает определения того, что такое собрание и конференция работников. Однако исходя из практики и смысла ч. 3 комментируемой статьи, собрание работников организуется в том случае, когда работников соответствующей организации или структурного подразделения можно собрать в одном месте для личного участия в собрании. Конференции собираются в больших организациях либо при наличии спора на уровне социально-партнерских соглашений. При этом все представляемые работники участвуют в выборе делегатов конференции.

Часть 3 комментируемой статьи дополнена положением, согласно которому при невозможности проведения собрания (конференции) работников, на котором происходит утверждение их требований, представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых требований. К сожалению, на практике данное положение может повлечь за собой злоупотребление правом со стороны представительного органа работников. Кроме того, работники, ставя свою подпись в поддержку требований, открыто заявляют о своей позиции, что может повлечь для них нежелательные последствия.

Часть 4 рассматриваемой статьи указывает на обязанность работодателя предоставлять помещение для проведения собрания (конференции) работников по выдвижению их требований. Кроме того, здесь же указывается на запрет для работодателя препятствовать проведению такого собрания (конференции). Исходя из п. 2 ст. 3 Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948 г.) данный запрет применим не только в отношении работодателей, но и в отношении государственных органов.

Часть 6 изложена в новой редакции. Законодатель более подробно прописал процедуру выдвижения требований, перечислив, какие именно объединения профессиональных союзов могут это сделать, и указав на то, что этим правом наделены выборные коллегиальные органы, уполномоченные на это уставами профессиональных союзов и их объединений.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ ч. 7 ст. 399 была дополнена положениями, суть которых заключается в том, что требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

 

Статья 400. Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений

 

Комментарий к статье 400

 

Согласно ст. 399 ТК правом выдвижения требования обладают только работники (их представители). Работодателя же ч. 1 комментируемой статьи обязывает принять к рассмотрению направленные требования работников и сообщить о принятом решении в течение двух рабочих дней со дня их получения представительному органу работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме. Новая редакция комментируемой статьи сократила срок принятия решения работодателем с трех до двух дней. Стоит заметить, что это общая тенденция внесенных в гл. 61 ТК поправок (изменение сроков совершения сторонами коллективного спора предусмотренных законом действий). При этом при рассмотрении спора на локальном уровне социального партнерства сроки уменьшены, а при рассмотрении спора на иных уровнях социального партнерства - сохранены или, наоборот, сделаны более длительными, чем при рассмотрении спора с участием одного работодателя. Представляется, что тем самым установлены более благоприятные условия для работников.

Желательно иметь письменные доказательства получения представителем работодателя требований, поскольку если ответ работодателя является отрицательным или не получен в установленный срок, то с этого дня и начинается коллективный трудовой спор (ч. 3 ст. 398 ТК). В связи с этим в п. 8 Рекомендаций Минтруда России от 14.08.2002 N 57 <1> об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией предлагается фиксировать дату вручения требований работодателю в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

--------------------------------

<1> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8.

 

Кроме того, работодатель или его представитель за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.32 КоАП.

Как уже отмечалось ранее, в ч. 2 комментируемой статьи срок для ответа в соответствии с новой редакцией также сокращен и составляет не один месяц, а три недели.

 

Статья 401. Примирительные процедуры

 

Комментарий к статье 401

 

В ч. 1 комментируемой статьи дается перечень мирных процедур разрешения коллективного трудового спора, объединенных общим понятием "примирительные процедуры", которые состоят из трех этапов:

1) разрешение спора примирительной комиссией (ст. 402);

2) разрешение спора с участием посредника (ст. 403);

3) разрешение спора в трудовом арбитраже (ст. 404).

При разрешении конкретных коллективных трудовых споров последовательность этапов его рассмотрения может различаться. Только в отношении разрешения спора с помощью примирительной комиссии указывается, что рассмотрение спора в этом органе является обязательным этапом. Что касается второго этапа - рассмотрение спора с участием посредника, то в определенных случаях (см. коммент. к ст. 403) стороны могут пропустить его, перейдя сразу после рассмотрения спора в примирительной комиссии к трудовому арбитражу.

Как указывается в ч. 3 комментируемой статьи, каждая из сторон спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективного трудового спора для уведомительной регистрации спора. Данная норма направлена на возможное оказание государством помощи спорящим сторонам. Ни одна из сторон не обязана обращаться к государственному органу по урегулированию коллективного трудового спора для регистрации коллективного трудового спора, а отсутствие регистрации не может служить основанием для признания каких-либо действий сторон незаконными. В результате изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (в ред. от 22.06.2010) урегулирование коллективных трудовых споров включено в функции Федеральной службы по труду и занятости.

В ч. 4 комментируемой статьи указывается на недопустимость уклонения сторон коллективного трудового спора от участия в примирительных процедурах. Последствия такого уклонения предусмотрены ст. ст. 406 и 416 ТК (см. коммент. к ним).

В ч. 5 анализируемой статьи еще раз презюмируется обязанность всех участников спора использовать все предусмотренные законодательством способы для разрешения коллективных трудовых споров. Таким образом, акцент делается на примирительных процедурах, с тем чтобы не допустить начала забастовки.

Части 6 и 7 комментируемой статьи посвящены срокам осуществления примирительных процедур. Конкретные сроки прохождения спора по этапам отражены в соответствующих статьях, посвященных каждому этапу. По общему правилу стороны должны придерживаться указанных сроков, однако в случае необходимости сроки могут быть продлены при согласии сторон коллективного спора. Данная норма отражает гибкость социального партнерства и существенную роль договорного регулирования отношений между социальными партнерами.

Стоит заметить, что новая редакция ч. 7 дополнена положением, согласно которому решение о продлении срока оформляется протоколом.

Часть 8 комментируемой статьи предоставляет работникам право на такие действия в поддержку своих требований, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Работники могут реализовывать данное право на основании Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 08.12.2011) <1>, а также иных актов, регулирующих осуществление этого права в конкретных субъектах РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485; 2010. N 50. Ст. 6602; 2011. N 7. Ст. 901; РГ. 2011. 14 дек.

 

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

 

Комментарий к статье 402

 

Разрешение конкретного коллективного трудового спора в рамках примирительных процедур стороны должны начать с создания на равноправной (паритетной) основе совместного органа - примирительной комиссии. Причем данный этап в примирительных процедурах является обязательным. Цель создания примирительной комиссии - найти компромиссный вариант, который удовлетворил бы интересы работников и работодателя и тем самым обеспечил согласие между ними.

Новой редакцией комментируемой статьи предусмотрены различные сроки для создания данного органа в зависимости от уровня социального партнерства: в случае коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Процесс создания примирительной комиссии ТК не регламентируется. Более подробно основы деятельности данного органа освещены в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57. Однако данный акт не является обязательным для применения.

Новеллой является ч. 2 комментируемой статьи, в которой регламентируется способ оформления создания примирительной комиссии в зависимости от уровня спора. Так, решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представительного органа работников. На иных уровнях данное решение оформляется соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) органов соответствующих представителей работодателей и органов соответствующих представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного спора на равноправной основе.

В Рекомендациях Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией даются советы по поводу состава комиссии, которые не связывают стороны спора какими бы то ни было юридическими обязательствами. В частности, в п. 15 Рекомендаций говорится, что в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. От работодателя в эту комиссию могут направляться руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и т.д.). Представителями работников в примирительной комиссии могут быть члены выборного профсоюзного органа организации, а также юристы, экономисты, конфликтологи, социологи и другие специалисты. Во всяком случае лица, входящие в состав примирительной комиссии, должны обладать умением аргументировать, убеждать и оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия.

Члены примирительной комиссии имеют право: а) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора; б) в период рассмотрения коллективного трудового спора проводить совместные или раздельные заседания сторон; в) предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта; г) подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Члены примирительной комиссии должны знать действующее законодательство, относящееся к регулированию социально-трудовых вопросов, урегулированию коллективных трудовых споров, принципам работы профсоюзной организации, кадровой политики и другим сторонам жизни организации, а также методы ведения переговорного процесса при возникновении коллективного трудового спора. При этом необходимо учитывать, что статус, опыт практической работы, а также личные качества членов примирительной комиссии имеют существенное значение и придают вес ее предложениям и рекомендациям.

Работодатель в силу преимуществ его экономического положения обязан обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии (т.е. выделить для заседания соответственно оборудованное помещение, средства связи и оргтехнику и т.д.) и не препятствовать ее работе. Данное правило распространяется и на представителя работодателей, если речь идет о более высоком уровне социального партнерства. В случае если работодатель (или его представитель) уклоняется от участия в работе примирительной комиссии, на основании ч. 2 ст. 406 ТК коллективный трудовой спор может быть передан на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В соответствии с новой редакцией комментируемой статьи предусмотрены различные сроки для рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией в зависимости от уровня социального партнерства: спор на локальном уровне должен быть рассмотрен в срок до трех рабочих дней, на иных уровнях - в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущей редакцией примирительная комиссия локального уровня обязана принять решение в более сжатые сроки (на два дня быстрее).

Срок, отведенный на рассмотрение коллективного трудового спора, весьма краток, так как сторонам, как правило, нет необходимости тратить время на вхождение в суть разногласий, поскольку они их уже пытались преодолеть до начала коллективного трудового спора. По желанию сторон срок рассмотрения может быть продлен. Течение данного срока начинается с момента издания акта о создании комиссии.

Итогом заседания примирительной комиссии должно стать принятие решения, которое помимо председателя и секретаря подписывается представителями сторон и является для них обязательным. Если в решении учтены все разногласия сторон, коллективный трудовой спор оканчивается. Однако если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к Рекомендациям Минтруда России. В протоколе должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража). В отсутствие правил, касающихся кворума для принятия решения, можно утверждать, что и простого большинства голосов членов комиссии, представляющих соответствующую сторону, достаточно, чтобы выразить мнение этой стороны.

В случае недостижения согласия стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность рассмотрения спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (см. коммент. к ст. 405).

 

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

 

Комментарий к статье 403

 

В том случае, если сторонам не удалось достичь соглашения в рамках работы примирительной комиссии (см. ст. 402 ТК), они обязаны провести переговоры по поводу приглашения посредника. Кроме того, в соответствии со ст. 406 ТК в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать незамедлительного (не позднее следующего рабочего дня) проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

Данная стадия является добровольной - посредник может принять участие в разрешении спора лишь с согласия обеих спорящих сторон. Важно понимать, что посредник не может принимать никакого решения по существу спора - оно принимается (либо не принимается) самими спорящими сторонами. А задача посредника - помочь сторонам выработать согласованную позицию. Стоит отметить, что срок рассмотрения спора на данном этапе существенно сокращен: стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий (ранее срок составлял три рабочих дня). Кроме того, законодатель восполнил пробел, прописав процедуру оформления отказа сторон (одной из сторон) от данной примирительной процедуры, указав на необходимость составления соответствующего протокола.

Новая редакция статьи дополнена ч. 2, в соответствии с которой при наличии согласия сторон коллективного трудового спора о рассмотрении трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны обязаны согласовать кандидатуру посредника. Посредник может быть найден сторонами самостоятельно либо при необходимости стороны могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган.

Если стороны все же не смогли достичь согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Стороны могут установить свой порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника. Помимо норм ТК к деятельности посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58 <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8.

 

В приложении N 4 к Рекомендациям Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника содержится Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров.

Часть 4 комментируемой статьи наделяет посредника рядом полномочий, в частности, он имеет право запрашивать у сторон и получать от них необходимые документы и сведения, но только касающиеся данного спора.

Часть 5 изложена в новой редакции и оговаривает сроки рассмотрения спора с участием посредника (вновь учитывая при этом уровень социального партнерства): на локальном уровне срок составляет до трех рабочих дней, на иных уровнях - до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника.

Таким образом, если ранее на рассматриваемый этап сторонам отводилось максимум 10 рабочих дней: три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с его участием, то в настоящее время сторонам придется уложиться в четыре рабочих дня, если речь идет о локальном уровне, и в шесть рабочих дней на иных уровнях социального партнерства. Однако стороны имеют право продлить рассмотрение спора на любой срок в соответствии с ч. 7 ст. 401 ТК.

Разрешение коллективного трудового спора на этой стадии может завершиться либо принятием сторонами согласованного решения в письменной форме, либо составлением протокола разногласий (примерная форма такого протокола содержится в приложении N 3 к вышеуказанным Рекомендациям Минтруда России).

 

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

 

Комментарий к статье 404

 

Новая редакция комментируемой статьи определяет трудовой арбитраж как орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Суть изменений заключается в том, что трудовой арбитраж теперь может быть двух видов:

временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора;

постоянно действующий трудовой арбитраж может создаваться на постоянной основе при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, переданных ему по соглашению сторон.

Ранее законом предусматривалось только создание временного трудового арбитража специально для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора, хотя в Москве (и ряде других субъектов РФ) уже есть опыт создания на трехсторонней основе учреждения "Трудовой арбитражный суд".

Практика создания постоянно действующих трудовых арбитражей положительно оправдывает себя во многих европейских странах, например в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Финляндии, где есть специальные органы, занимающиеся трудовыми спорами по существу и оказывающие содействие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Комментируемая статья в новой редакции более подробно регламентирует общие принципы функционирования арбитража и пошагово определяет действия сторон.

В отличие от разрешения коллективных трудовых споров с помощью примирительной комиссии и с участием посредника, трудовой арбитраж независимо от желания сторон спора создается с участием государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

Вопрос о необходимости и возможности создания постоянно действующего трудового арбитража должен решаться трехсторонней комиссией самостоятельно.

Часть 2 анализируемой статьи оговаривает случаи, при которых стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня:

после составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника;

после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника;

после оформления протокола об отказе сторон (одной из сторон) коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.

При наличии согласия сторон коллективного трудового спора на рассмотрение спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, на основании которого его решение становится обязательным для исполнения сторонами.

После заключения соглашения стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать рассмотрение коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Причем сделать это нужно в строго установленные сроки: если речь идет о локальном уровне, то в срок не более двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок не более четырех рабочих дней (ранее устанавливался общий для всех уровней спора срок три рабочих дня).

Часть 4 посвящена составу и регламенту трудового арбитража. Так, для временного органа они устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждать типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.