Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовых споров 2 страница




Новая редакция статьи дополнена ч. 5, в которой устанавливаются сроки рассмотрения спора трудовым арбитражем в зависимости от его уровня: на локальном уровне социального партнерства - не более трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - не более пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Часть 6 комментируемой статьи содержит указание на перечень основных полномочий арбитров. Более подробно объем прав расписан в п. 15 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 59 <1>. В приложении N 3 к данным Рекомендациям содержится памятка арбитрам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров.

--------------------------------

<1> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8.

 

О гарантиях лицам, участвующим в работе трудового арбитража, см. коммент. к ст. 405.

На работодателя законом не возлагается обязанность по организационному обеспечению деятельности трудового арбитража, как это делается в отношении примирительной комиссии.

Разрешение трудового спора в трудовом арбитраже завершается принятием решения по существу данного спора. Решение является обязательным для сторон, поскольку они подписывают соглашение об обязательном подчинении этому решению.

По общему правилу создание трудового арбитража зависит от соглашения сторон, участвующих в споре. Однако в ч. 8 комментируемой статьи указывается на возможность осуществления так называемого принудительного арбитража в случаях, когда проведение забастовок ограничено или запрещено по закону (подробнее об этих организациях см. коммент. к ч. 2 ст. 413).

Последствия уклонения работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем установлены ч. 3 ст. 406 ТК.

 

Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

 

Комментарий к статье 405

 

В соответствии с комментируемой статьей членам примирительной комиссии и трудовым арбитрам во время участия в разрешении коллективного трудового спора предоставляется ряд гарантий:

1) они освобождаются от основной работы;

2) за ними сохраняется средняя заработная плата.

Следует обратить внимание на срок предоставления указанных гарантий: не более трех месяцев в течение одного года. Кроме того, во всех трех рекомендациях Минтруда России, касающихся каждой из трех примирительных процедур (см. коммент. к ст. ст. 401 - 404), содержатся идентичные положения о том, что конкретные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий либо в качестве посредников или трудовых арбитров. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году, кроме тех лиц, для которых участие в примирительных процедурах входит в их должностные обязанности.

Средняя заработная плата определяется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 ТК (см. коммент. к ней). Исчисление года, в течение которого предоставляется трехмесячное сохранение заработной платы, должно производиться, начиная с момента предоставления первой льготы, а не с 1 января календарного года или какой-либо иной даты (см. коммент. к ст. 14).

Кроме указанных в ч. 1 комментируемой статьи гарантий, ч. 2 этой же статьи обеспечивает участвующим в разрешении коллективного трудового спора представителям работников и их объединений дополнительные меры защиты в виде запрета на применение к ним дисциплинарных взысканий, а также перевода на другую работу или увольнения по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

 

Статья 406. Уклонение от участия в примирительных процедурах

 

Комментарий к статье 406

 

В соответствии с ч. 4 ст. 401 ТК ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Комментируемая статья устанавливает последствия несоблюдения этой нормы.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает последствия уклонения от участия в создании или в работе примирительной комиссии. Стоит отметить, что новая редакция статьи обозначила конкретный срок, когда возникает право потребовать незамедлительного (не позднее следующего рабочего дня) проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

Часть 2 устанавливает порядок действий в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

Часть 3 содержит вывод об итогах примирительных процедур (считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора) в случаях уклонения работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем. Согласно ч. 2 ст. 409 ТК, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Следует иметь в виду, что трудовой арбитраж может быть создан исключительно в случае, если стороны коллективного трудового спора заключили письменное соглашение об обязательном выполнении его решений. Это означает, что передача спора на рассмотрение трудового арбитража в случае уклонения стороны спора от участия в создании или работе примирительной комиссии не может быть осуществлена без согласия уклоняющейся стороны. При отказе со стороны работодателя в данном случае будет применяться ч. 2 комментируемой статьи, а при отказе работников они, наоборот, будут лишены возможности дальнейшего рассмотрения своих требований. Основное юридическое значение отказа работников в работе примирительной комиссии состоит в возможности признания забастовки незаконной из-за неосуществления примирительных процедур (ч. 3 ст. 413 ТК).

Виновная в уклонении от участия или работе примирительной комиссии сторона также может быть привлечена к ответственности на основании ст. 416 ТК (см. коммент. к ней).

 

Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

 

Комментарий к статье 407

 

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров;

- органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 утверждена новая структура органов исполнительной власти. Данный Указ предусмотрел создание Министерства здравоохранения и социального развития РФ вместо ранее существовавших Минтруда России и Минздрава России. В ведении этого министерства, помимо прочего, находятся социальное партнерство и трудовые отношения. Федеральная служба по труду и занятости подведомственна Минздравсоцразвития России (см. Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (в ред. от 24.03.2011) <1>, ее статус регулируется также Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (в ред. от 28.01.2011) <2>). В ведении Роструда и находятся в настоящий момент вопросы участия в разрешении коллективных трудовых споров.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901; 2007. N 37. Ст. 4455; 2008. N 46. Ст. 5337; 2009. N 1. Ст. 146; N 6. Ст. 738; N 33. Ст. 4081; 2010. N 26. Ст. 3350; 2011. N 14. Ст. 1935.

<2> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1448; N 22. Ст. 2182; 2005. N 40. Ст. 4040; 2006. N 40. Ст. 4182; N 44. Ст. 4593; 2007. N 15. Ст. 1801; N 37. Ст. 4455; N 46. Ст. 5579; 2011. N 6. Ст. 888.

 

В ч. ч. 2 и 3 анализируемой статьи полномочия государственных органов разграничены. В частности, указано, какие конкретно коллективные трудовые споры подлежат уведомительной регистрации федеральными органами по урегулированию коллективных трудовых споров, а какие - соответствующими органами субъектов РФ.

Работники государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещения организации в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры. Воспрепятствование со стороны должностного лица в осуществлении этого полномочия указанных работников является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность на основании ст. 5.27 КоАП.

 

Статья 408. Соглашения, достигнутые в ходе разрешения коллективного трудового спора

 

Комментарий к статье 408

 

Соглашение между сторонами коллективного спора может быть достигнуто на любом этапе его разрешения. В комментируемой статье содержится важное указание на то, что такое соглашение обязательно должно быть облечено в письменную форму. Отсутствие письменной формы влечет недействительность такого соглашения.

Оформленное надлежащим образом соглашение имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Это обеспечивается ст. 5.33 КоАП, предусматривающей ответственность работодателя или его представителя за невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, в виде наложения административного штрафа в размере от 2000 до 4000 руб.

Контроль за соблюдением соглашения осуществляется сторонами трудового спора.

 

Статья 409. Право на забастовку

 

Комментарий к статье 409

 

Право на забастовку принято называть одним из основополагающих прав человека второго поколения, т.е. социальных прав работника. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ "признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку". Вместе с тем это право может быть реализовано только с использованием установленных федеральным законом правил.

Часть 1 комментируемой статьи относит забастовку к числу способов разрешения коллективного трудового спора.

В отличие от примирительных процедур, которые в основном проходят на основе взаимных консультаций и переговоров, забастовка (ч. 4 ст. 398 ТК) представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично).

Работники или их представители могут приступить к организации забастовки в трех случаях:

1) неразрешение спора с помощью примирительных процедур;

2) невыполнение работодателем (его представителем) или представителями работодателей соглашений, достигнутых в ходе разрешения коллективного трудового спора;

3) неисполнение работодателем (представителем работодателя) решения трудового арбитража.

Новая редакция ч. 2 комментируемой статьи сузила перечень случаев, когда работники могут прибегнуть к забастовке, исключив из него уклонение работодателя от участия в примирительных процедурах. Права работников в случае такого поведения работодателя изложены в ст. 406 ТК. То есть проведение забастовки в данном случае не предусмотрено. Ответственность работодателя в случае уклонения от участия в примирительных процедурах предусмотрена ст. 416 ТК.

Объявление забастовки по каким бы то ни было иным причинам, кроме упомянутых, будет незаконным на основании ч. 3 ст. 413 ТК.

Конституция РФ закрепляет положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В соответствии с этими конституционными положениями ТК перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются (см. ст. 413 и коммент. к ней).

Мировой практике известны различные формы забастовок, как, например, производительные забастовки (когда работники начинают производить избыточную продукцию против воли работодателя), сидячие забастовки (когда бастующие работники занимают свои рабочие места, с тем чтобы работодатель не мог продолжить производственный процесс путем найма замещающих работников), итальянская забастовка (когда работники нерационально точно исполняют инструкции, что приводит к замедлению темпов работы) и др.

При соблюдении работниками обычных требований, предъявляемых ТК к забастовкам, все указанные виды забастовочной деятельности являются законными.

Право на забастовку реализуется работниками в добровольном порядке.

В ч. 3 комментируемой статьи запрещено как прямое, так и косвенное принуждение работника к участию в забастовке. Косвенным принуждением можно считать лишение работника возможности работать в силу того, что его коллеги объявили забастовку и работник, не желая бастовать, фактически лишен возможности трудиться без выплаты ему какой-либо компенсации. В таких ситуациях в отношении этого работника действует обязанность работодателя оплачивать невыполнение норм труда (должностных обязанностей) или простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере 2/3 тарифной ставки (оклада) на основании ч. 2 ст. 155 либо ч. 2 ст. 157 ТК.

Принуждение к участию или отказу от участия в забастовке с применением насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого является административным правонарушением, предусмотренным ст. 5.40 КоАП.

 

Статья 410. Объявление забастовки

 

Комментарий к статье 410

 

На основании ч. 1 ст. 410 ТК решение об объявлении забастовки принимается двумя способами:

1) непосредственно работниками на своем общем собрании (конференции). Предложение о проведении забастовки выносится на собрание (конференцию) представительным органом работников, ранее уполномоченным на участие в коллективном трудовом споре. В таком виде осуществляется принятие решения о проведении забастовки на уровне организации и ее обособленного структурного подразделения. Правом объявления забастовки обладают также работники филиалов и представительств организации;

2) профсоюзом, представляющим работников. Такое объявление требует последующего одобрения общим собранием (конференцией) работников, однако не нуждается в проведении примирительных процедур.

Таким образом, коллективный трудовой спор (примирительные процедуры) может быть начат непосредственно профсоюзом, а уже объявление забастовки является прерогативой общего собрания (конференции) работников.

Новая редакция ч. 3 комментируемой статьи устанавливает более высокие требования к численности работников, присутствующих на общем собрании: теперь необходимо более половины, а не как было установлено ранее "не менее половины" от общего числа работников. Получается, что общее собрание легитимно, если на нем присутствует 50% плюс 1 человек от общего числа работников.

Если коллективный трудовой спор происходит на уровне подписания социально-партнерского соглашения, решение о проведении забастовки сначала принимается профсоюзом (или их объединением), однако затем подлежит утверждению в том же порядке, что и забастовка, на уровне организации или структурного подразделения - в каждой бастующей организации или обособленном структурном подразделении.

Форма организации работников для принятия решения о проведении забастовки (собрание либо конференция) определяется представителем работников в коллективном трудовом споре (см. коммент. к ст. 399).

ТК предусматривает возможность проведения двух видов забастовок:

1) забастовки, проводимой по единым общим правилам (основная забастовка);

2) предупредительной часовой забастовки, проводимой по специально для нее предусмотренным правилам.

Особенность ее состоит в том, что такая забастовка может быть однократно объявлена в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией после трех календарных дней ее работы, если речь идет о локальном уровне, и после четырех дней - на иных уровнях социального партнерства. При этом на работников возлагается обязанность предупредить в письменной форме работодателя о предстоящей забастовке не позднее чем за два рабочих дня в первом случае, и за три - во втором.

Кроме того, к такой забастовке применяется правило о выполнении минимума необходимых работ (услуг) (см. коммент. к ст. 412).

Часть 8 ранее содержала общее правило о предупреждении работодателя о начале основной забастовки не позднее чем за 10 календарных дней, теперь в соответствии с новой редакцией комментируемой статьи срок предупреждения варьируется в зависимости от уровня социального партнерства: на локальном уровне работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней, а если забастовка объявляется профессиональным союзом (объединением профсоюзов), то объединение работодателей (иной представитель работодателей) должно быть предупреждено не позднее, чем за семь рабочих дней.

Работодатель традиционно должен предоставить помещение для собрания (конференции) работников для принятия решения о проведении забастовки и не имеет права препятствовать проведению такого собрания (конференции).

В ч. 9 комментируемой статьи определяется минимальный перечень вопросов и реквизитов, которые должны найти отражение в решении об объявлении забастовки. В соответствии с новой редакцией этой части статьи в решении об объявлении забастовки теперь не нужно указывать ее предполагаемую продолжительность. Данное нововведение стоит оценить положительно, так как изначально сторона, объявляющая забастовку, вряд ли знает, как будут развиваться события.

Важной новацией в ТК является указание на недопустимость начала забастовки позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении. Эта норма принята для ограничения злоупотребления правом на забастовку. В том случае, если забастовка не была объявлена в указанный срок, коллективный трудовой спор должен снова разрешаться с помощью примирительных процедур.

После получения предупреждения о предстоящей забастовке работодатель обязан уведомить о ней государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

 

Статья 411. Орган, возглавляющий забастовку

 

Комментарий к статье 411

 

Представительным органом, возглавляющим забастовку, является тот же орган, который ранее был уполномочен работниками на разрешение этого коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 399).

В комментируемой статье указываются основные полномочия органа, возглавляющего забастовку:

1) по собственной инициативе созывать собрание или конференцию работников (см. коммент. к ст. ст. 399 и 410);

2) получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников;

3) привлекать специалистов для дачи заключений по спорным вопросам. Если стороны не договорились иначе, оплата услуг таких специалистов осуществляется представителем работников за свой счет;

4) приостановить забастовку с возможностью повторного возобновления без прохождения примирительных процедур. Поскольку в законе не сказано о том, что такая приостановка может быть сделана только один раз (как в случае с предупредительной забастовкой - см. ч. 6 ст. 410 ТК), мы исходим из того, что забастовку можно приостанавливать неоднократно. Время, на которое возможна приостановка забастовки, также не указано. Если в решении о приостановке забастовки установлен срок, то для ее возобновления не требуется принятия отдельного решения. В противном случае орган, возглавляющий забастовку, должен принять решение о ее возобновлении, предупредив об этом работодателя и соответствующий государственный орган. Согласно ст. 413 ТК право приостановить забастовку предоставлено также суду и Правительству РФ.

В статью внесены изменения в части, касающейся сроков предупреждения о возобновлении забастовки: если забастовка проходит на локальном уровне, то работодателя обязаны предупредить не позднее чем за два рабочих дня (ранее - за три), а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профсоюзов), объединение работодателей (иной представитель работодателей, определенный в соответствии со ст. 34 ТК) и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров - не позднее чем за три рабочих дня.

 

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

 

Комментарий к статье 412

 

В ходе проведения забастовки участники коллективного трудового спора должны соблюдать ряд требований, установленных комментируемой статьей:

во-первых, объявление забастовки не освобождает стороны от обязанности продолжить переговоры уже в ходе осуществления забастовки;

во-вторых, в ч. 2 комментируемой статьи указывается на обязанность осуществления так называемых минимальных услуг участниками коллективного трудового спора, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Осуществление минимальных услуг следует отличать от связанного с ним ограничения на проведение забастовок в жизненно важных службах (см. коммент. к ст. 413).

Перечень минимума необходимых услуг в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен разрабатываться и утверждаться для каждой отрасли (подотрасли) экономики федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 <1> были утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах. В соответствии с этими Правилами, перечень минимума работ направляется федеральным органом исполнительной власти в отраслевые общероссийские профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5090.

 

Так, например, федеральные органы исполнительной власти приняли следующие нормативные правовые акты, регламентирующие минимум работ (услуг):

- Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193 <1>;

--------------------------------

<1> БНА. 2003. N 37.

 

- Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 28.05.2003 N 127;

- Перечни минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной и газовой отраслях экономики, а также в нефтеперерабатывающей отрасли экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденные Приказом Минэнерго России от 09.07.2003 N 306 <1>;

--------------------------------

<1> БНА. 2003. N 49.

 

- Перечень минимума необходимых работ (услуг) в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромэнерго России от 27.03.2006 N 57 <1>.

--------------------------------

<1> БНА. 2006. N 20.

 

В каждом субъекте РФ разрабатываются и утверждаются региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), в которых конкретизируется содержание и определяется порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ на территории соответствующего субъекта.

Указанный минимум работ (услуг) должен быть согласован между работодателем (его представителем) и представительным органом работников в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки (представляется, что в законе речь идет о календарных днях). Если не удается достичь соглашения по данному вопросу, то этот минимум устанавливается решением органа исполнительной власти субъекта РФ. Это решение может быть обжаловано в суд.

Если ранее несоблюдение указанных в статье требований по поводу обеспечения минимума работ (услуг) давало основание для признания забастовки незаконной, то в соответствии с новой редакцией ч. 8 комментируемой статьи при необеспечении минимума необходимых работ забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и их представителями соответствующих требований <1>.

--------------------------------

<1> Приведенная новелла должна быть учтена при подготовке и принятии редакции Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.

 

Статья 413. Незаконные забастовки

 

Комментарий к статье 413

 

Комментируемая статья основана на положении, закрепленном в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В развитие указанного положения Конституции РФ в ч. 1 анализируемой статьи приводится перечень случаев, когда вводится запрет на забастовки.

Данный перечень может быть расширен только федеральными законами. Так, например:

- в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (в ред. от 28.12.2010) <1> на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, в числе прочего устанавливается запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375; 2010. N 45. Ст. 5741; 2011. N 1. Ст. 1.

 

- аналогичные меры предусмотрены в случае введения чрезвычайного положения на основании ст. 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в ред. от 07.03.2005) <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753.

 

- в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) военнослужащим запрещено участвовать в забастовках;

- запрещены забастовки сотрудников федеральной фельдъегерской связи (ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994 N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи" (в ред. от 02.03.2007)) <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3547; 1999. N 49. Ст. 5904; 2001. N 49. Ст. 4558; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1784; 2007. N 10. Ст. 1151.

 

- запрещено проведение забастовок авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения, на основании ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) <1> и ряда других федеральных законов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.