Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципально-правовые нормы и отношения




Муниципальное право (право местного самоуправления) - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закрепляются и регулируются территориальные, финансово-экономические, организационные, правовые основы местного самоуправления, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, соответствующие полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Под муниципально-правовыми следует понимать правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права. Для данных норм характерны общие признаки нормы права: формальная определенность; общеобязательность; регулятивность; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Вместе с тем нормам муниципального права присущ ряд особенностей.

Во-первых, в силу того, что муниципальное право считается комплексной отраслью права, ряд правовых норм ее составляющих одновременно выступают в качестве норм основных других основных (профилирующих) отраслей права. Например, нормы конституционного права, содержащиеся в главе 9 Конституции Российской Федерации и закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления населением местного самоуправления и предметы ведения органов местного самоуправления, а также правовые основы их взаимодействия с органами государственной власти одновременно являются муниципально-правовыми нормами. В качестве норм административного права выступают одновременно муниципально-правовые нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность муниципальных служащих, а также порядок прохождения муниципальной службы.

Вторая особенность анализируемых норм состоит в том, что их значительная часть содержится в муниципальных правовых актах (уставах, решениях, постановлениях, приказах и др.), которые издаются, принимаются органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти.

Отмечая такую особенность муниципально-правовых норм, И.В. Выдрин и А.Н.Кокотов делят их на две большие группы. К первой они относят нормы, содержащиеся в актах федеральных и региональных органов государственной власти, а ко второй – нормы, установленные органами и должностными лицами местного самоуправления, либо населением путем непосредственного волеизъявления[14].

Третья особенность муниципально-правовых норм и отношений заключается в том, что не все без исключения общественные отношения, возникающие в области организации местного самоуправления, могут охватываться правовым регулированием. С помощью муниципально-правовых норм закрепляются и регулируются, как правило, только существенные, стабильные общественные отношения. Целый ряд общественных отношений между субъектами муниципального права может быть не охвачен правовым регулированием (порядок проведения сходов граждан, деятельность органов территориального общественного самоуправления и т.д.). Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с особенностями развития основных организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления как организации самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Второе обстоятельство определяется необходимостью учета исторических и иных местных традиций в организации работы органов местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы принято классифицировать или подразделять на группы. Эта классификация может быть произведена по различным основаниям (критериям).Так, в зависимости от объекта правового регулирования указанные нормы можно разделить на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие территориальные, финансово-экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;

2) устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);

3) закрепляющие полномочия и ответственность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

4) регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, а также полномочия органов государственной власти в данной области.

По характеру содержащихся предписаний:

1) управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий);

2) обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований);

3) запрещающие (устанавливающие, чего нельзя делать).

По степени определенности (категоричности) содержащихся предписаний:

1) императивные (не допускающие толкования);

2) диспозитивные (в общем виде определяющие правило поведения).

По юридической силе: (форме закрепления):

1) конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) неконституционные, т.е. содержащиеся в иных законодательных актах.

По территории действия (по субъектам нормотворчества):

1) международно-правовые (действуют на территории стран, которые их ратифицировали)

2) федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации);

3) региональные (действуют только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации);

4) местные (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

По функциональному (целевому) предназначению:

1) регулятивные (закрепляют правила правомерного поведения)

2) охранительные (направлены на охрану и защиту общественных отношений, возникающих в области местного самоуправления)

А.Н.Кокотов и А.С.Саломаткин подразделяют регулятивные муниципально-правовые нормы на: дефинитивные (вводят определение базовых для муниципального права терминов и понятий); нормы-цели и нормы принципы (устанавливают исходные для организации местного самоуправления основы, ценности, перспективы и цели развития; гарантийные (направлены на обеспечение со стороны государства условий реализации населением своего конституционного права на осуществление местного самоуправления); коллизионные (подлежат применению в конкретном случае)[15].

Муниципально-правовые нормы права могут также подразделяться на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые нормы закрепляют конкретное правило поведения (полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан в этой области и т.д.), а процессуальные - порядок (процедуру) реализации этой нормы (порядок проведения муниципальных выборов, заседаний представительного органа местного самоуправления, принятия муниципальных правовых актов и т.д.).

Муниципально-правовыми являются общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права.

Как известно из теории государства и права, любые правоотношения, в том числе и указанные, складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и юридические факты.

Для общественных отношений вообще и для муниципально-правовых отношений в частности правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами.

Субъекты отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления можно разделить на две большие группы: индивидуальные и коллективные.

1. Индивидуальные субъекты муниципально-правовых отношений могут быть:

а) общие – жители муниципального образования (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства);

б) специальные - депутаты представительного органа муниципального образования, выборные и иные должностные лица местного самоуправления, члены выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования и т.д.

2. В группе коллективных субъектов муниципально-правовых отношений можно выделить:

а) муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения)[16];

б) в целом население муниципального образования в период проведения местных референдумов, муниципальных выборов, сходов и т.д.,

в) выборные и другие органы местного самоуправления (представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения);

г) органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, территориальных общин, комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты и т.д.);

д) федеральные и региональные органы государственной власти, но только в рамках полномочий, определяемых соответственно в ст.ст.5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указанным законом и другими федеральными законами (наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными и региональными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления только в уже упоминавшихся выше случаях, определенных в ст.17 п.4; когда рассматриваемые органы государственной власти становятся субъектами таких отношений по инициативе органов местного самоуправления);

е) муниципальные и относящиеся к иным формам собственности предприятия и учреждения, расположенные на территории муниципального образования;

ж) избирательные комиссии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, избирательные объединения, иные общественные объединения, региональные (территориальные) отделения политических партий и общественных объединений;

з) общероссийское объединение муниципальных образований, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации, межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, имеющие своей целью координацию деятельности муниципальных образований, более эффективное решение ими вопросов местного значения.

Муниципально-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Например, рождение или естественная смерть жителя муниципального образования, которые влекут за собой возникновение или прекращение соответствующих муниципально-правовых отношений. Под действиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, инициатива населения на принятие муниципального правового акта по конкретному вопросу местного значения (правотворческая инициатива граждан) порождает возникновение рассматриваемых правовых отношений между инициативной группой граждан, обладающих избирательным правом, и представительным органом муниципального образования.

Круг муниципально-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно классифицировать на отдельные группы. В качестве критериев такой классификации берут те же признаки, что и при классификации норм муниципального права. Наиболее распространенным в науке критерием классификации являются субъекты муниципально-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные нами выше субъекты.

Муниципально-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.