Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие основ местного самоуправления




ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Г л а в а 3

ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Ч а с т ь II

Понятие "основы местного самоуправления" является новым в отечественном государствоведении. Впервые оно было закреплено в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления[36]. Основы местного самоуправления подчеркивают особенность и специфику регулирования общественных отношений на уровне местного самоуправления.

В юридической науке существуют различные точки зрения по поводу понятия и содержания основ местного самоуправления. Так, В.В. Пылин определяет основы местного самоуправления как совокупность установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами норм, регулирующих наиболее существенные, коренные общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. При этом он выделяет основы народовластия, гуманистические, социальные, территориальные, организационные, политические, финансово-экономические группы основ местного самоуправления. По его мнению, основы народовластия представляют собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти населением муниципальных образований непосредственно, а также через органы местного самоуправления[37].

О.Е.Кутафин и В. И. Фадеев основы местного самоуправления рассматривают в качестве определенных предпосылок и условий, лишь при наличии которых возможно реальное и эффективное местное самоуправление. При этом он выделяет правовые, территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления. Каждую из основ они характеризуют как институт муниципального права и совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере местного самоуправления[38].

Несмотря на многочисленные точки зрения относительно понятия и содержания основ местного самоуправления, всех ученых объединяет то, что основы местного самоуправления призваны: во-первых, гарантировать со стороны государства самостоятельность его осуществления населением муниципального образования; во-вторых, создать условия, возможности для эффективного решения задач местного значения.

Во многом понятие "основы местного самоуправления" является производным от используемого в главе I Конституции Российской Федерации понятия "основы конституционного строя". Это объясняется следующими факторами: во-первых, тем, что согласно Конституции (ст.12) местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации; во-вторых, - местное самоуправление представляет собой одну из форм осуществления народом Российской Федерации народовластия (ст.3 Конституции); в-третьих, - местное самоуправление – это система местной (муниципальной) власти, обеспечивающей самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.130 Конституции).

Конституционный строй (англ. co№stitutio№al system) – в конституционном праве “форма организации государства, включающая в систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в конституции”[39]. Исходя из этого, Конституция и законодательство Российской Федерации позволяют выделить политические, экономические и социальные основы местного самоуправления. Думается, что такие основы можно назвать общими, поскольку для них характерны следующие признаки:

а) они призваны создать на общегосударственном уровне определенные условия, гарантии для развития местного самоуправления;

б) служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

в) обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

г) создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

В соответствии с общими основами местного самоуправления в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. закрепляются следующие специальные основы и государственные гарантии местного самоуправления:

- правовые основы местного самоуправления (ст.4 и гл.7);

- территориальные основы местного самоуправления (гл.2 и гл.11);

- финансово-экономические основы местного самоуправления (гл.8);

- организационные и правовые гарантии осуществления местного самоуправления (ст.ст.1, 3, 8 и 9, гл.9, ст.78, гл. 12).

В ст.1 Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено важнейшее положение о том, что Россия есть правовое государство. Для правового государства характерными признаками являются: во-первых, верховенство права и закона во всех сферах общественной и государственной жизни, строгое исполнение требований закона всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами; во-вторых, реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития, взаимная ответственность государства и личности[40].

В соответствии с принципами правового государства самостоятельная деятельность населения по эффективному решению вопросов местного самоуправления возможна только при детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления занимает важное место среди основ организации муниципальной власти как в целом в России, так и Москве в частности. Это связано с тем, что право в современном обществе выступает важнейшим регулятором различных социальных отношений, в том числе возникающим в области организации местного самоуправления. Территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления находят отражение в праве, конституируются в соответствующих муниципально-правовых институтах и реализуются посредством правовых механизмов.

Общие и специальные основы местного самоуправления находят свое отражение в международных, федеральных, региональных и муниципальных правовых источниках, определенных в ст.4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г.

При этом, поскольку местное самоуправление является самостоятельной формой народовластия, в Конституции Российской Федерации и федеральных законах закрепляются только наиболее принципиальные, важные, общие для всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований правовые положения (основы) его организации. В соответствии с ними принимаются законы или уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, содержащие правовые нормы, детализирующие и конкретизирующие положения Основного Закона Российского государства и федеральных законов.

Правовые нормы, через которые основы местного самоуправления получают непосредственное закрепление, имеют следующие черты:

а) основополагающий, фундаментальный, обобщающий характер;

б) нормативность и верховенство по отношению к законам, обладающим меньшей юридической силой и муниципальным правовым актам;

в) определенность и категоричность;

г) постоянство действия;

д) общепризнанность;

е) сжатость, концентрированность положений;

ж) устойчивость.

Таким образом, основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, содержащихся в международных, федеральных, региональных и муниципальных правовых актах и закрепляющих в соответствии с политическими, экономическими и социальными основами конституционного строя Российской Федерации наиболее принципиальные, важные и общие для всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований территориальные, правовые, организационные и финансово-экономические начала деятельности населения по решению вопросов местного значения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.