Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, система и виды источников муниципального права




В теории права под источником права понимают “условный юридический термин, служащий для обозначения тех форм, в которых находят выражение и закрепляются правовые нормы, а также объективных факторов правообразования, правовых идей, принципов, концепций”[17].

С.Л. Зивс предлагал более точный вариант термина "источник права" - "источник норм права", что подчеркивало внешнюю форму выражения правовой нормы[18]. Указанная точка зрения находила продолжение в преобладавшем в советской науке определении нормативного акта как акта, содержащего нормы права[19], а также – в современных работах российских ученых – специалистов в области муниципального права[20].

Однако еще в 60-х годах ХХ века А.В. Мицкевич обращал внимание на узость понятия "источник права" как "нормативно-правового акта, содержащего нормы права" или "формы выражения правовых норм", обоснованно считая, что при определении указанного понятия необходимо также исходить из функциональности категории, его назначения, цели, учитывать не столько закрепление норм права, сколько выражение воли законодателя, и, соответственно, источником права считать нормативный акт, направленный на установление правовых норм, на их изменение и отмену[21].

Нормативный акт как результат правотворчества должен отражать не только особенности нормы права, но и - правотворческой деятельности, под которой понимается "целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо самого народа по установлению, изменению или отмене общеобязательных правил поведения (норм права) в обществе посредством определенной формально-юридической процедуры[22].

Аналогичный подход к определению источников права содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", в котором под нормативным правовым актом понимается "изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом"[23].

Недостаток определения источника права как акта, закрепляющего нормы права, заключается в том, что такое понятие “отвлекается от назначения данного акта, его юридической функции и ограничивается только указанием на необходимость обнаружить изложение норм права в тексте данного акта”[24].

Несмотря на различие точек зрения, всех ученых объединяет то, что, во-первых, в любой отрасли российского права имеется определенная система источников; во-вторых, выбор таких источников зависит от принятой в стране системы права; в-третьих, внешняя форма выражения источника права указывает на ту юридическую силу, которой он обладает и соответственно определяет его место в системе таких источников или их иерархию.

В этой связи для студентов, как будущих юристов, представляется очень важным на основе знания теоретических положений о иерархичности муниципально-правовых источников обладать навыками практического их применения, исходя из понимания юридической силы такого источника, определяющей место каждого из них в системе источников муниципального права.

Таким образом, понятие источника муниципального права должно включать в себя указание на не только особенности муниципально-правовых норм, но и - правотворческой деятельности по их изданию позволяет прийти к следующему выводу:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.