КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 49 страницаКроме юридических условий надежности электронных подпи- сей последние связаны с компьютерными технологиями изготовле- ния подписей. Они устанавливаются внутренним законодательст- вом государств. Для того чтобы разрешить коллизии между нацио- нальными технологиями осуществления электронных подписей и облегчить признание надежности подписи, сделанной по техно- логии одного государства, за его пределами, Законом 2001 г. вво- дится третий субъект — «поставщик сертификационных услуг», или «сертификационный провайдер» (certification service provider). Основная функция провайдера — подтверждение подлинности электронной подписи, т. е. ее сертификация с использованием надежных систем, процедур, технологий, что должно способство- вать признанию юридической действительности сертификата илиподписи за пределами государства, где он выдан или она изготов- лена. Одновременно Закон 2001 г. устанавливает общий принцип признания сертификатов и подписей, изготовленных в одном го- сударстве, на территории других государств (ст. 12). Так, сертифи- кат, выданный за пределами принимающего государства, обладает в этом государстве такой же юридической силой, как и собствен- ные сертификаты, если он обеспечивает эквивалентный уровень надежности; электронная подпись, созданная или используемая за пределами принимающего государства, обладает в этом государст- ве такой же юридической силой, как и подписи, созданные или используемые в этом же государстве, если она обеспечивает экви- валентный уровень надежности. Кроме сертификации электронной подписи сертификационный провайдер исполняет некоторые другие услуги, но все они связаны с обеспечением надежности сертификата или подписи. Например, он предоставляет «полагающейся стороне» разумно доступные средства, которые позволяют ей определить: методы, используемые для идентификации подписавшего; действительность данных для создания подписи; реальное наличие контроля подписавшего над данными для создания подписи в момент выдачи сертификата; личность самого сертификационного провайдера и др. (ст. 9). Таким образом, Типовой закон об электронных подписях на- правлен на то, чтобы обеспечить действительность электронной подписи и (или) сертификата такой подписи, изготовленной (вы- данного) в одном государстве с использованием систем, процедур, технологий, предусмотренных законодательством этого государст- ва, за его пределами, в любом принимающем государстве. В России технология изготовления электронной подписи, на- правленная на обеспечение ее надежности, предусмотрена в Феде- ральном законе об электронной цифровой подписи от 10 января 2002 г. Основной целью Закона согласно ст. 1 является обеспече- ние правовых условий использования электронной цифровой под- писи (далее —ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых она признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Согласно Закону технологиче- ская система, обеспечивающая надежность электронной подписи, включает аппаратные и (или) программные средства, реализующие хотя бы одну из следующих функций: во-первых, создание ЭЦП в электронном документе с использованием закрытого ключа ЭЦП; во-вторых, подтверждение с использованием открытого клю- ча ЭЦП подлинности такой подписи; в-третьих, создание закры- тых и открытых ключей ЭЦП (ст. 3). Эта система называется «средства ЭЦП». Она состоит из таких элементов: 1) закрытый ключ ЭЦП — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах ЭЦП; 2) открытый ключ ЭЦП — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю информационной системы и предназначен- ная для подтверждения подлинности ЭЦП; 3) сертификат ключа подписи — документ на бумажном носи- теле или электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра, который включает открытый ключ ЭЦП и который выдается удостоверяющим центром для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата клю- ча подписи. Надежность системы средств ЭЦП подтверждается сертифика- том средств ЭЦП —документом на бумажном носителе, выданным в соответствии с правилами системы сертификации для подтвер- ждения соответствия средств ЭЦП установленным требованиям. ЭЦП будет равнозначна собственноручной подписи на бумаж- ном носителе, если она одновременно отвечаеает трем условиям: сертификат ключа ЭЦП не утратил силу на м трем условиям: сертификат ключа ЭЦП не утратил силу на момент проверки или на момент подписания электронного документа, если он извес- тен; подтверждена подлинность ЭЦП на электронном документе; ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. Участник информационной систе- мы может иметь любое количество сертификатов ключей ЭЦП. Для обеспечения функционирования системы средств ЭЦП вводится особый орган — «удостоверяющий центр». Это юридиче- ское лицо, подучившее специальную лицензию на данную дея- тельность. Закон особо подчеркивает, что удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответст- венность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недосто- верности сведений в сертификатах (п. 1 ст. 8). В ст. 9 Закона 2002 г. очерчен круг вопросов, решением кото- рых занимается центр: — изготавливает сертификаты ключей ЭЦП; — создает ключи ЭЦП с гарантией сохранения тайны закры- того ключа; — приостанавливает и возобновляет, а также аннулирует дей- ствие сертификатов ключей подписей; — ведет реестр ключей ЭЦП, обеспечивает возможность сво- бодного доступа к нему участников информационных систем; — проверяет уникальность открытых ключей ЭЦП в реестре сертификатов и архиве центра; — выдает сертификаты ключей в форме бумажных документов и (или) в форме электронных документов с информацией об их действии; — подтверждает подлинность ЭЦП в электронном документе и др. Сертификат ключей подписи изготавливается на основе заяв- ления участника информационной системы, в котором должны содержаться все сведения, необходимые для идентификации вла- дельца сертификата. Заявление подписывается собственноручно. Удостоверяющий центр оформляет два экземпляра сертификата на бумажном носителе, которые заверяются собственноручными подписями владельца сертификата и уполномоченного лица цент- ра и печатью центра. Один экземпляр вручается владельцу серти- фиката, второй остается в удостоверяющем центре. Кроме того, Закон предусматривает контроль за деятельно- стью удостоверяющего центра со стороны федерального органа исполнительной власти: центр обязан передать этому органу сер- тификат ключа подписи каждого уполномоченного лица центра в форме электронного документа и в форме бумажного докумен- та, собственноручно подписанного уполномоченным лицом, заве- ренного подписью руководителя и печатью центра; федеральный орган ведет реестр сертификатов подписей уполномоченных лиц; уполномоченные лица могут воспользоваться своими электронны- ми подписями только после включения их в единый государст- венный реестр. С позиций международной электронной торговли особое зна- чение имеет положение ст. 18 российского Закона о признании иностранного сертификата ключа подписи. Во-первых, как видно из названия статьи, признавать можно только иностранный сер- тификат ключа подписи, а не саму электронную полнись. Во-вто- рых, признание возможно только в отношении сертификата на бумажном носителе (выше было указано, что сертификат выдает- ся как в форме документа на бумажном носителе, так и в форме электронного документа). Согласно названной статьи «иностран- ный сертификат ключа подписи, удостоверенный в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором этот сертификат ключа подписи зарегистрирован, признается на тер- ритории Российской Федерации в случае выполнения установлен- ных законодательством Российской Федерации процедур призна- ния юридического значения иностранных документов» (курсив наш. — Г. Д.). Например Арбитражно-процессуальный кодекс РФ признает иностранные документы только при наличии их легали- зации или проставлении апостиля, если иное не установлено ме- ждународным договором. Документы должны сопровождаться надлежащим образом заверенным переводом на русский язык (ст. 255 70. Гетьман-Павлова 2005
4.7. правовое положение государства как субъекта международного частного права
Государство — основной, универсальный субъект международного публичного права. Однако правоотношения с участием госу дарства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового ха- рактера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие, есте ственно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус. Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой ре жим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государ ства целого комплекса иммунитетов. В ршчале XIX в. в доктрине права была разработана теория абсолютного иммунитета государст ва. К концу XIX в. иммунитет государства рассматривался как общепризнанная норма международного права. В соответствии с этой теорией государство как субъект гражданско-правовых отношений обладает следующими иммунитетами: 1. Судебный — неподсудность одного государства судам другого. Все сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия государства на судебное разбирательство в иностранном суде его нельзя при влечь к судебной ответственности за границей. 2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска — без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска. 3. Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения — без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнения решения. 4. Иммунитет собственности государства — собственность иностранрюго государства неприкосновенна, не может быть национали зирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Имущество иностранного суверена, даже находящееся в руках третьих лиц, не подлежит виндикации. Без согласия государства-собственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства. Государство места нахождения иностранной соб ственности обязано принимать все необходимые меры защиты против расхищения этого имущества третьими лицами. 5. Доктрина акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) — если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные компетент ные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет,, что собственность принадлежит ему. В связи с этим общеизвестным является заявление английского суда по делу «Лютер против Сегора» (1921 г.), связанному с национализацией частной собственности в Советской России: «Если г-н Красин привез товары в Англию и от имени своего правительства заявляет, что они принадлежат русскому правительству, то ни один английский суд не может проверять, соответствует ли такое заявление действительности. Подобное расследование противоречило бы международной вежливости в отно шениях между независимыми суверенными государствами». 6. Коллизионный иммунитет государства — к частноправовым отношениям государства должно применяться только его собствен ное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву. 7. Правовой основой иммунитетов государства является его суверенитет. Теория абсолютного иммунитета государства непосред ственно связана с принципом суверенного равенства государств и с общим принципом права «равный над равным не имеет ни власти, ни юрисдикции». В 20-х годах XX в. суды многих западных государств выносили «руководящие решения», подтверждающие абсо лютный иммунитет государства в частноправовых отношениях. На практике доктрина абсолютного иммунитета может приме няться только тогда, когда государство фактически не является субъектом гражданских правоотношений и участвует в них в исклю чительно редких случаях. Во второй половине XX в. степень участия государства в гражданских отношениях резко возросла, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного» иммунитета, «торгующего» государства, государства-коммерсанта и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета. Все эти теории направлены на ограничение иммунитета иностранного госу дарства. Их суть сводится к тому, что, если государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отношении таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение частного лица. Конституционные суды многих европейских государств (Австрии, Бельгии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии) в 60-х годах XX в. приняли решения об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве участника международных гражданских пра воотношений. Эти решения основаны на доктрине функционального иммунитета: иностранное государство, выступающее в качестве ком мерсанта, может быть привлечено к суду на общих основаниях, его имущество на тех же основаниях может быть объектом взыскания, а его сделки не изымаются из сферы действия местного права даже без согласия соответствующего иностранного государства. Во многих западных странах существует довольно обширное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г.. Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г.. Акт Сингапура об иммунитете иностранного государства 1979 г.. Акт ЮАР об иммунитете иностранного государства 1981 г.. Акт Канады, предостав ляющий иммунитет государству в канадских судах, 1982 г.. Акт Австралии об иммунитете иностранного государства 1984 г., законы об иммунитете иностранного государства Пакистана и Аргентины 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального им мунитета государства. Судебная практика перечисленных государств делит акты государства на публичные и частные, коммерче ские и некоммерческие. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий (открытие дипломатических и консульских представительств). Если л<е государство совершает действия коммерческого характера (т.е. ведет торговую деятель ность), оно иммунитетом не пользуется. Торговая деятельность определяется следующим образом: это контракты о поставке товаров и Предоставлении услуг, договоры займа и другие сделки финансового характера, гарантии и поручительства. При определении характера деятельности иностранного государства суды должны принимать во внимание именно природу сделки, а не ее цель. MnocrpainioMy госу дарству не предоставляется Ихммунитет от исполнительных действ1п1 в отношении собственности, которая используется в торговых целях. Все принятые законы об иммунитетах не имеют обратной силы. Это подтверждено судебной практикой США: в 1986 г. американские держатели облигаций, выпущенных правительством Китая в 1911 г., предъявили в американском суде иск к правительству КНР. Правительство КНР заявило, что оно не несет никаких обязательств по внешним долгам бывшего китайского правительства, и настаивало на признании иммунитета. Суд пришел к выводу, что выпуск облигаций следует квалифицировать как коммерческую деятельность, однако иммунитет государства должен быть признан, поскольку Закон об иммунитетах иностраР1ных государств 1976 г. не имеет обратной силы. В ходе судебного разбирательства правительство КНР заявило, что теория функционального иммунитета не может быть обязательной для тех государств, которые ее не признают. Эта теория применима только к той группе стран, которые ее признали, и не применима в отношении Китая, который продолжает придерживаться принципа абсолютного иммунитета. На решение по данному делу сослался другой суд США при рассмотрении в 1988 г. иска американских держателей царских зай мов к правительству СССР. В иске было отказано со ссылкой на то, что Закон 1976 г. не имеет обратной силы. Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, — это Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции закреплена теория функционального иммунитета: преамбула этой Конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенден цию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользует ся иммунитетом (ст. 15) в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в частноправовые отношения с иностранными лицами (Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень та ких отношений). Государство, против которого вынесено решение, обязано его исполнить. Если государство не выполняет решение, то в соответствии с Протоколом к Конвенции, сторона, в пользу которой вынесено решение, вправе обратиться в Европейский трибунал по вопросам иммунитета государства. Работа по кодификации правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности давно ведется в Комиссии меж дународного права ООН. Комиссия подготовила Проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (осно ванный на доктрине функционального иммунитета), который в 1994 г. был одобрен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. На основе Проекта статей Комиссия в 1999 г. подготовила проект Конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». Основные начала участия государства в международных частноправовых отношениях, его выступления в качестве субъекта МЧП заключаются в том, что отношения имеют исключительно гражданско-правовой характер, а контрагентом государства может вы ступать только иностранное частное лицо. В современном мире признается общий принцип — государство, участвуя в частноправовых отношениях, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение закреплено в ст. 124 и 1204 ГК РФ. Одна ко данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливаю щих приоритетные права государства в частноправовых отношениях. В отечественной доктрине большинство ученых отмечают, что сделки с государством подвержены повышенному риску. В законодательстве РФ отсутствует закон об иммунитетах государства, хотя проект такого закона был разработан еще в начале 90-х годов и шла интенсивная работа по его принятию. В надежде на скорое принятие данного закона ст. 127 ГК РФ закрепила норму, что особенности ответственности РФ и ее субъектов в гражданских отношениях с участием иностранных лиц «определяются законом об иммунитете государства и его собственности». В итоге получилось, что положения ст. 127 ГК РФ отсылают к несуществующему зако- ну. В 1998 г. Центром частного права был разработан новый проект Закона РФ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государ ства и его собственности». В 2000 г. в Центре торговой политики и права на базе указанного проекта подготовлен переработанный ва риант проекта Федерального закона «Об иммунитете государства». Однако до настоящего времени этот проект не рассматривался в соответствующих законодательных органах. При подготовке проекта закона были учтены законодательные акты Австралии, Великобритании, Канады, Пакистана, Сингапура, США, ЮАР, судебная практика Австрии, Греции, Италии, Швейцарии, ФРГ. В проекте установлено, что иностранное государство не пользуется в РФ судебным иммунитетом по спорам, возникающим при осуществлении этим государством предпринимательской деятельности. В качестве ограничительного критерия определения такой деятельности проект использует понятие «осуществление су веренных функций». Проект содержит перечень правоотношений, при вступлении в которые государство лишается своего права на иммунитет: споры относительно российской недвижимости; трудовые споры с участием лиц, имеющих российское гражданство или домицилий на территории РФ; споры о возмещении вреда здоровью, жизни и имуществу; споры в области интеллектуальной собст венности и др. В проекте также оговорены случаи, когда на имущество иностранного государства может быть наложен арест или обра щено взыскание. Особо можно выделить содержащееся в проекте положение о презюмируемом отказе иностранного государства от иммунитета. Положения проекта полностью основаны на доктрине функционального иммунитета; очень многие нормы рецепированы из Европейской конвенции 1972 г. (которая весьма успешно действует в течение более 30 лет).
Действующее российское законодательство до сих пор основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК РФ, ст. 251 АПК РФ), что представляет собой полный анахронизм и является одним из наиболее серьезных препятствий притока иностранных инвес тиций в РФ. Пороки законодательства в определенной степени нивелируются положениями заключенных российским государством соглашений с частными иностранными партнерами, в которых закрепляется явно выраженное, прямое согласие государства на огра ничение его иммунитета. Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (с США, Венгри ей, Южной Кореей и др.) устанавливают взаимный отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты). Эти же соглашения (как и проект Закона РФ «Об иммунитете государства») содержат нормы о возможности выбора применимого права сторонами сделки (по существу — отказ государства от коллизионного иммунитета) __________________________________________________________________________________ АПК Статья 251. Судебный иммунитет
1. Иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. 2. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом. 3. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.
ГПК Статья 401. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет
1. Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. 2. Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. 3. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.
_____________________________________________ Богуславский 2005
§ 1. Государство как субъект имущественных отношений
В условиях интернационализации хозяйственной жизни государство активно вступает в различные правоотношения, в том числе и имущественные, с иностранными юридическими лицами, международными хозяйственными организациями или даже с отдельными иностранными предпринимателями. Если государство выступает в них только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами не международного права, а международного частного права. Российское государство может: - предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать как заемщик кредитные соглашения с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты Федерации); - использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени Российской Федерации); - предоставлять гарантии по займам и кредитам (Россия может заключать договоры о предоставлении государственных гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается Правительством РФ в порядке, определяемом Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам"); - заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (пока, в отличие от ряда государств СНГ, в России этот вопрос не урегулирован, хотя и был подготовлен проект закона о концессиях); - заключать соглашения о разделе продукции, и прежде всего соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются Законом о соглашениях о разделе продукции 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями); - приобретать и арендовать за границей земельные участки; - продавать и сдавать в аренду принадлежащие ему за границей земельные участки, здания и сооружения; - заключать контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд; - заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг и т.д.; - от своего имени гарантировать исполнение контрактов любого рода, заключенных юридическими лицами; - выступать за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию (см. гл. 16). При этом обычно различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства. Во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.). Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |