Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 51 страница




обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс, телефакс

и другие подобные средства (ст. 2).

Закон устанавливает несколько условий, при соблюдении кото-

рых электронная информация (сообщение данных) является юри-

дически действительной. Во-первых, формулируется общий прин-

цип юридической действительности электронных документов, со-

гласно которому информация не может быть лишена

юридического значения только лишь на основании того, что она

существует в форме сообщения данных (ст. 5). Этот же общий

принцип используется и в отношении обязательств лиц, делающих

оферту и акцепт посредством электронных документов: оферта и

акцепт не могут быть лишены юридической силы лишь на том ос-

новании, что они содержатся в форме сообщения данных (ст. 12).

Во-вторых, Закон приравнивает сообщение данных к пись-

менной форме документов, если содержащаяся в нем информа-

ция «является доступной для последующего к ней обращения»

(ст. 6). Любой стабильный, т. е. сохраняющийся в течение неоп-ределенного периода времени, электронный документ приравни-

вается к традиционному бумажному носителю. При этом важно

отметить, что существующее в государстве правовое регулирова-

ние, основанное на таких понятиях, как «письменная форма»,

«оригинал» и т. п., должно распространяться на информацию

в форме электронного документа («сообщения данных»).

Фактор стабильности является также необходимым условием

использования сообщения данных в качестве оригинала документа.

Сообщение данных приравнивается к оригиналу документа при со-

блюдении двух требований: 1) имеются надежные доказательства

неизменности информации с того момента, когда она была впер-

вые подготовлена в виде сообщения данных; 2) при необходимо-

сти предъявления информации она может быть продемонстрирова-

на лицу, которому она должна быть предъявлена (ст. 8).

В-третьих, Закон устанавливает несколько правил касательно

отправки сообщения данных и получения подтверждения, в част-

ности места и времени отправления и получения: 1) отправление

сообщения данных происходит в момент, когда оно поступает

в информационную систему, находящуюся вне контроля отправи-

теля, либо в информационную систему адресата; 2) местом от-

правления сообщения данных считается место нахождения ком-

мерческого предприятия отправителя, а местом получения — место

нахождения коммерческого предприятия адресата (ст. 15).

Наконец, еще одним требованием к электронному документу

является условие об электронной подписи и идентификации лич-

ности составителя сообщения данных1. Электронная подпись яв-

ляется действительной при условии, что использован надежный

и соответствующий цели сообщения способ идентификации лица

и указания на его согласие с передаваемой информацией (ст. 7)2.

Более детально условия юридической действительности под-

писи содержатся в Типовом законе об электронных подписях

2001 г. Так же, как и предыдущий, Закон 2001 г. ограничивает

сферу его действия использованием электронной подписи3 в об

ласти торговой деятельности, оставляя при этом государствам

право расширить его области действия (ст. 1). Так же, как и пре-

дыдущий, Закон 2001 г. приравнивает по юридической силе элек-

тронную подпись к подписи на письменном документе: в тех слу-

чаях, когда законодательство требует наличия подписи лица, это

требование считается выполненным в отношении сообщения дан-

ных, если использована электронная подпись, отвечающая требо-

ваниям надежности (п. 1 ст. 6).

ПРимечания

Под составителем (originator) понимается лицо, которым или от име-

ни которого сообщение данных было отправлено или подготовлено до хране-

ния, за исключением' лица, действующего в качестве посредника в отноше-

нии этого сообщения данных (п. «с» ст. 2).

Кроме рассмотренных положений Типовой закон 1996 г. содержит ряд

специальных правил, касающихся обмена информацией между сторонами до-

говора перевозки грузов, в том числе транспортными документами.

Под электронной подписью понимаются «данные в электронной форме,

которые содержатся в сообщении данных, приложены к нему или логиче-

ски ассоциируются с ним и которые могут быть использованы для идеи иден-

тификации подписавшего в связи с сообщением данных и указания на то,

что подписавший согласен с информацией, содержащейся в сообщении дан-

ных» (п. «а» ст. 2 Закона 2001 г.).

 

73. Гетьман-Павлова 2005

 

4.4. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве

 

Функции, которые выполняют юридические лица в международных хозяйственных отношениях, позволяют утверждать, что именно

они являются основными субъектами международного частного права. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц

определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность)

юридических лиц —основа их личного статута. Правовая категория «личный статут» устанавливает «личный статус» компании. Поня­

тие личного статута юридических лиц известно праву всех государств и практически везде определяется сходным образом: статус

организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отве­

чать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 ГК РФ). Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места совершения сделки, за исключением случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические

лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирова­

ния — системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы националь­

ного права государства места деятельности (территориальный закон). Именно коллизионный критерий «личный закон» в конечном

счете предопределяет национальность (государственную принадлежность) юридических лиц. Понятие «личный закон» юридиче­

ского лица является одним из самых сложных в МЧП, поскольку эта формула прикрепления содержит серьезные «скрытые» колли­

зии и принципиально раз.яично понимается в праве разных государств. Личный закон юридических лиц может пониматься в четы­

рех вариантах:

1. Теория инкорпорации — юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено (инкорпориро­

вано, зарегистрировано). Отсылка к законодательству места инкорпорации закреплена как необходимый коллизиш1ный принцип для

определения личного статута юридического лица (США, Великобритания, Канада, Австралия, Чехия, Словакия, Китай, Нидерлан­

ды, Россия).

2. Теория (ценз) оседлости (теория эффективного места пребы-вания) — юридическое лицо имеет национальность того государства,

на чьей территории расположен административный центр, управление компанией. Этот коллизионный принцип установлен в праве

Франции, Японии, Испании, ФРГ, Бельгии, Украины, Польши.

3. Теория центра эксплуатации (места осуществления основной хозяйственной деятельности) — юридическое лицо имеет нацио­

нальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность. Данное коллизионное начало зафиксировано в праве Египта, Сирии, Индии, Алжира, других развивающихся стран.

4. Теория контроля — юридическое лицо имеет национальность того государства, с территорий которого контролируется его дея­

тельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля представляет собой самый современный критерий опреде­

ления национальности юридических лиц. Применение этой теории закреплено в современном международном праве (Вашингтонская

конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров.

Договор 1994 г. к Энергетической хартии). Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования

личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизион­

ной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции, Франции.

Теория контроля появилась во время Первой мировой войны, поскольку именно во время вооруженного конфликта проблема

иностранных юридических лиц может приобрести характер «враждебных иностранцев». Толчком к появлению теории контроля яви­

лось дело против компании «Даймлер», рассматривавшееся в 1915 г. в английском суде. В ходе процесса суд стал выяснять, кто

является действительными участниками юридического лица-ответчика, какое гражданство имеют эти лица и кто управляет юридиче­

ским лицом. Выяснилось, что из 25 тыс. акций, составлявших акционерный капитал компании, только одна акция принадлежала

британскому подданному, а все остальные находились в собственности германских держателей. Несмотря на то что компания была инкорпорирована в Англии по английскому праву, суд признал это юридическое лицо «враждебным», т.е. принадлежащим кайзеров-

ской Германии.

В связи с делом компании «Даймлер» в 1916 г. был издан циркуляр Министерства юстиции Франции: «Для выявления враже­

ского характера компании нельзя довольствоваться исследованием правовых форм, которые принимают товарищества: ни место нахо­

ждения административного центра, ни другие признаки, которые в гражданском праве служат для определения национальности юри­

дического лица, недостаточны, так как речь идет о том, чтобы с точки зрения публичного права выявить действительный характер деятельности общества... вражеским надо признать юридическое лицо, если его управление или его капитал в целом или большей части находится в руках неприятельских граждан, ибо в этом случае за фикцией гражданского права скрываются действующие физические лица».

Теория контроля была воспринята и законодательством Швеции: законы 1916 и 1925 гг. используют термин «контроль», чтобы

воспрепятствовать приобретать рудники и землю компаниям, которые зарегистрированы в Швеции, но фактически контролируются

иностранцами. В ходе Второй мировой войны теория контроля получила свое окончательное оформление: в 1939 г. Англия приняла Акт о сделках с вражескими лицами — к враждебным иностранцам были отнесены юридические лица, контролируемые вражескими физическими лицами, либо организованные и зарегистрированные по законам государства, состоящего с Англией в войне. В США во время Второй мировой войны собирались сведения и публиковались особые «черные списки» компаний, относящихся к «враждебным иностранцам», с которыми были запрещены коммерческие сделки. В современном мире теория контроля не только закреплена в за­

конодательстве многих государств или предназначена для применения во время вооруженных конфликтов, но и используется на основании решений международных организаций (например, при введении санкций Советом Безопасности ООН). Например, в 90-х годах XX в. во исполнение резолюций Совета Безопасности по специальным распоряжениям Президента РФ ограничивались коммерческие сделки российских хозяйствующих субъектов с юридическими лицами Боснии, Герцеговины, Ливии, Ирака. Показательно в этом отношении ставшее хрестоматийным дело «Банк Ливии против Бэнкерз Траст Компани» 1987 г. Ливийский арабский внешний банк (государственная корпорация, контролируемая Центральным банком Ливии) не смог получить на свой счет средства от корпорации Бэнкерз Траст Компани, зарегистрированной в штате Нью-Йорк, поскольку Президентом США был нодписан указ, запрещавший американским юридическим лицам выплачивать валютные средства ливийским учреждениям. Эта мера была введена в рамках объявленных Советом Безопасности ООН санкций против Ливии. Такое многовариантное понимание коллизионного принципа

«личный закон юридического лица» оказывает серьезное негативное влияние на развитие международных экономических отноше­

ний. Различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы «двойной национальности»,

двойного налогообложения (или, наоборот, отсутствия налогового домицилия компании), невозможности признать компанию банкро­

том или наложить арест на ее уставной капитал. Например, юридическое лицо, зарегистрированное в России и осуществляющее ос­

новную производственную деятельность в Алжире, будет иметь двойную национальность: по алжирскому законодательству (в соот­

ветствии с теорией центра эксплуатации) такая компания считается лицом алжирского права, а по российскому (теория инкорпора­

ции) — лицом российского права. Для обоих государств такое юридическое лицо считается «отечественным», следовательно, и налоговым резидентом. В итоге возникает проблема двойного налогообложения. Если же компания зарегистрирована в Алжире, а место ее основной производственной деятельности — Россия, то данное юридическое лицо с точки зрения Алжира Подчиняется российскому праву, а с точки зрения России — алжирскому. В подобном случае компания является «иностранной» для обоих государств и, соответствегпю, не имеет налогового домицилия. В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства государств идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещения нескольких коллизионных начал, установления «цепоч-

ки» коллизионных норм. Попытки установления единообразного статуса иностранных юридических лиц предпринимаются и на международном уровне: Гаагская конвенция 1956 г. о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; Конвенция Европейского союза 1986 г. о признании негосударственных орга­

низаций; определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г. о правовой помощи стран СНГ; определение режима

юридических лиц в международных торговых договорах.

 

ГК РФ Статья 1202. Личный закон юридического лица

 

1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

 

Статья 1203. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву

 

Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

____________________________________________________________

 

4.6. правовое положение иностранных юридических лиц в РФ и российских юридических лиц за рубежом

 

Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальным российским законодательством (гражданским, та­

моженным, валютным, банковским и налоговым) и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национально­

сти иностранных юридических лиц нрименяется только теория инкорпорации (п. 1 ст. 1202 ГК РФ), что явно противоречит совре­

менной мировой практике установления национальной принадлежности юридических лиц. Недостатки этого определения в опреде­

ленной степени нивелируются российской судебной и арбитражной практикой, которая закрепляет необходимость учитывать право

места деятельности юридического лица и право места его пребывания. В России в качестве иностранных квалифицируются все лица,

созданные не по российскому законодательству и имеющие место нахождения вне территории РФ. Отечественными юридическими

лицами в России признаются компании, созданные по законодательству РФ и имеющие место нахождения на ее территории.

Положения гражданского законодательства в полной мере применяются и к иностранным юридическим лицам на территории РФ

(ст. 2 ГК РФ). В соответствии с положениями международных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в РФ прин­

ципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и тор­

говой деятельности иностранным юридическим лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего

благоприятствования означает, что на территории данного государства все иностранные лица в определенных сферах деятельности

уравнены в правах друг с другом. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законода­

тельстве), режим наибольшего благоприятствования устанавливается в международных соглашениях (Соглашение между РФ и Туни­

сом о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1994 г.; между РФ и Швейцарией о торговле и экономическом сотрудничестве 1994 г.). Комиссия международного права ООН разработала Проект статей «О клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации», где зафиксировано обязательство государства предоставлять лицам других

государств режим наибольшего благоприятствования в определенных международными договорами сферах отношений.^Иностранцы

на территории одного государства должны быть уравнены в правах друг с другом; лица одного государства должны пользоваться

максимумом тех прав, которые предоставлены лицам других государств. В Проекте клаузула о наиболее благоприятствуемой нации

определяется как договорное положение. Принципы наибольшего благоприятствования закреплены и в Генеральном соглашении о

торговле и тарифах (ГАТТ) — этот режим предоставляется всем участникам соглашения без всяких условий, немедленно и безус­

ловно.

В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования предоставлять в договорном поряд­

ке в отдельных областях сотрудничества национальный режим: в основном в области торгового мореплавания, в отношении правовой

помощи, социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту. Национальный режим предоставляется в области авторского и патентного права. Иностранные юридические лица вправе создавать на террито­

рии РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к до­

говору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована (ст. 1214 ГК РФ).

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в России должны соответ­

ствовать положениям российского законодательства. Иностранные юридические лица могут быть зарегистрированы на территории РФ

в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, ак­

ционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В международных договорах об осуществлении и взаимной за­

щите инвестиций может быть предусмотрено, что термин «компания Стороны» означает любую компанию, корпорацию, объединение,

предприятие (включая кооператив), правомерно учрежденные в соответствии с законодательством Стороны, независимо от целей (извлечение дохода или иные цели) и независимо от того, является ли их капитал частным или государственным (Договор между США и РФ). В соответствующем Соглашении между РФ и Австрией закреплено, что термин «инвестор» в отношении Австрийской стороны означает любое юридическое лицо или товарищество торгового права, созданное по законодательству Австрии и имеющее свое место нахождения на ее территории. Предприятия с иностранными инвестициями (учрежденные в

соответствии с российским правом) являются субъектами российского международного частного права. Специфика создания пред­

приятий с иностранными инвестициями установлена в законодательстве РФ 1999 г. об иностранных инвестициях. Регистрация

предприятий с иностранными инвестициями производится в явочно-нормативном порядке (из которого есть исключения, прямо -

перечисленные в законодательстве). Для предприятий с особо крупным размером иностранного капитала и для иностранных инвесто­

ров, делающих вложения в особо капиталоемкие отрасли российского хозяйства, установлен преференциальный (особо льготный)

режим. Такие предприятия пользуются существенными льготами в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.

____

Практически все российские участники внешнеэкономической деятельности имеют право самостоятельного выхода на внешний

рынок. Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением особо оговоренных в за­

коне случаев. Однако может быть установ.тена и государственная монополия на определенные виды предпринимательской деятельно­

сти, касающиеся отдельных экспортных и импортных операций. Такую деятельность вправе осуществлять на основе специальной

лицензии только государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия), по долгам которых российское го­

сударство несет дополнительную ответственность. Отдельные операции в области внешней торговли могут производить только крупные государственные предприятия — внешнеэкономические объединения. Такие объединения являются государственными юридическими лицами частного права — они не отождествляются с государством и выступают в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права.

Строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности не требуется, однако в недав­

нем прошлом без получения карточки ВЭД (код участника внешнеторговой деятельности) ни один из субъектов права на территории

РФ фактически ничего не мог сделать в рамках центрального звена такой деятельности — обеспечения таможенной очистки товаров.

На практике каждый участник внешнеторговой деятельности должен был получить именно специальное разрешение. Такое положе­

ние устанавливал Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. Необходимость получения

карточки ВЭД была отменена только в 2003 г. Летом 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Практика применения этого Закона пока отсутствует, и трудно сказать, насколько и в какую сторону новое законодательство изменит специфику государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Все российские участники внешнеторговой деятельности несут самостоятельную имущественную и юридическую ответственность по своим обязательствам. Субсидиарная ответственность государства возможна только по долгам государственных предприятий. Общее правило российского законодательства — принцип раздельной ответственности государства и юридических лиц. За границей российские юридические лица подчиняются юрисдикции того государства, на чьей территории данное лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Однако их личный статут определяется российским правом. Защита прав и интересов российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания входит в состав основных функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.

____________________________

ГК РФ

Статья 1214. Право, подлежащее применению к договору о создании юридического лица с иностранным участием

 

К договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

_________________________________________________________

БОГУСЛАВСКИЙ 2005

§ 3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России

 

1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.

Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса:

"1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо".

Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении "национальности" юридического лица из критерия инкорпорации. Этот принцип применялся и в прежнем законодательстве. Из этого следует, что, для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет.

Согласно ст. 1203 ГК личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое лицо.

Федеральный закон об иностранных инвестициях 1999 г. относит к иностранным инвесторам также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определена в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена.

Во многих двусторонних международных соглашениях, заключенных СССР, а затем Россией с иностранными государствами о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, применяется тот же критерий инкорпорации, в некоторых соглашениях (например, с Грецией, Аргентиной и Японией) действуют одновременно два критерия - инкорпорации и местонахождения, в соглашении с ФРГ и Италией использован только критерий местонахождения. Принцип "контроля" применен в некоторых соглашениях Российской Федерации (с Филиппинами, Кувейтом, Швейцарией, Бельгией и Люксембургом). Так, по договору с Филиппинами он установлен применительно к компаниям, созданным не в рамках законов Филиппин, но реально контролируемых гражданами или компаниями, созданными в соответствии с законами Филиппин, однако в отношении РФ этот принцип в договоре не применен.

В литературе отмечалось, что в нашем законодательстве не решен вопрос о том, могут ли рассматриваться в качестве иностранных инвесторов предприятия и компании, зарегистрированные в качестве юридических лиц России, капитал которых принадлежит иностранным лицам. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. не относит их к категории иностранных инвесторов, но в то же время в отношении реинвестирования распространяет на них в полном объеме правовую защиту, гарантии и льготы, установленные этим Законом для иностранных инвесторов (п. 5 ст. 4).

Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г. (ст. 2) относит к иностранным лицам, в частности, юридическое лицо или не являющуюся юридическим лицом по праву иностранного государства организацию, которые не являются российскими лицами, а под российским лицом понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ. Таков общий подход российского законодательства. Однако в некоторых специальных областях (в налоговом, валютном, банковском законодательстве), а также в соответствующих международных соглашениях в качестве основного критерия применяется критерий местонахождения юридического лица, в соответствии с которым определяются "резиденты" и "нерезиденты" (о применении этого критерия для определения права, подлежащего применению к внешнеторговым сделкам, см. в гл. 9).

Таким образом, личным законом созданных в России юридических лиц с иностранным участием является российский закон независимо от размера доли участия в них иностранного капитала. Однако в тех случаях, когда необходимо защитить прежде всего интересы отечественной экономики, отечественного производителя и ввести определенные ограничения в отношении иностранных юридических лиц, к ним приравниваются российские юридические лица, доля иностранного капитала в которых превышает 50%. Такой подход определения действительной экономической принадлежности того или иного юридического лица был проявлен прежде всего в земельном законодательстве, в законодательстве о банках, страховой деятельности, а также в некоторых других областях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.