Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеративное государство. Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм




Одной из основ конституционного строя России является ее федерализм. Демократический характер Российского государства проявляется вего государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм закреплен в одном из наименований нашего государства - Российская Федерация (ст.1 Конституции РФ). При федерализме сложное государство безбоязненно и с пользой для сторон включает в свой состав ряд менее крупных образований, обладающих достаточной самостоятель­ностью. Федерализм позволяет на деле осуществить самоопределение раз­личных этнических и территориальных общностей, полнее учитывать их культурно-исторические и регионально-экономические особенности, эффек­тивнее и последовательнее осуществлять местное самооуправление. Феде­рализм предполагает согласие составных частей страны с государственным единством Федерации.1

Федерация - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее субъектов.

Федерализм имеет исключительно важное значение для возрождения российской государственности и отражает стремление миллионов людей различных национальностей жить вместе, предотвратить распад политичес­ки и юридически реально существующего самостоятельного целостного го­сударства, не подлежащего расчленению.

Федеративный Договор, подписанный 31 марта 1992 года и одобренный VI Съездом народных депутатов Российской Федерации, явился правовой формой децентрализации полномочий и функций российского государства как единого целого.

Статья 5 Конституции РФ включает принципы федерализма, определяю­щие государственно-территориальное устройство России: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации.

6.Республиканская форма правления.

Форма правления - один из элементов формы государства.

Форма правления есть способ организации верховной государственной власти. Форма правления характеризуется способами образования высших органов государственной власти, порядком распределения между ними полномочий.

В форме правления находит внешнее выражение содержание государс­тва. Различают две основные формы правления: монархию (абсолютная и ограниченная) и республику (парламентарная, президентская, смешанная).

Будучи суверенным государством, Российская Федерация самостоя­тельно устанавливает форму правления. В статье 1 Конституции РФ уста­новлена республиканская форма правления. Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характе­ризующейся наследственным статусом главы государства.

Мировой конституционный опыт знает два основных вида республи­канских форм правления - президентскую и парламентарную (парламент­скую). Каковы же их отличия и какая форма по действующей Конституции характерна для Российской Федерации?

Главной отличительной особенностью президентской республики явля­ется: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, внепарламентский метод избрания президента (пос­редством прямых или косвенных выборов) и внепарламетский способ фор­мирования правительства.

В основу системы высших органов государственной власти парламентарной республики положен принцип верховенства парламента, перед кото­рым правительство несет коллективную ответственность за свою полити­ческую деятельность. В парламентарной республике, в отличие от прези­дентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользу­ется поддержкой парламентского большинства.

В некоторых современных странах существуют формы правления, соче­тающие черты президентской и парламентарной республики. К числу этих стран относится и Российская Федерация.

Конституция России закрепила полупрезидентскую, полупарламентар­ную республику с доминирующим положением президента в структуре влас­ти.1 В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традицион­ных форм, в частности стабильность правительства и его подконтроль­ность парламенту.

Республиканская форма правления позволяет гражданам России участ­вовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента РФ. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сфор­мированными гражданами России.

Таким образом, исходя из нынешнего конституционного статуса феде­ральных органов государственной власти Российской Федерации, можно сделать вывод: в России конституционно возникла и закрепилась смешанн­ая форма республиканского правления. Она является существенным элемен­том конституционного строя Российской Федерации.

7. Конституционно – правовое закрепление разделения властей.

Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств. В России впервые принцип разделения властей был юридически закреплен в Декларации о государс­твенном суверенитете РСФСР. Статья 13 Декларации гласит: "Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". С приня­тием Конституции РФ 1993 года, разделение властей - один из основных принципов конституционного строя России. В ст.10 Конституции РФ указы­вается, что государственная власть в Российской Федерации осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную.

Разделение властей означает, что ни один орган государства не мо­жет и не должен обладать всей полнотой власти. Власть должна быть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти. Речь идет о выработке системы "сдержек" и "противовесов" при осуществлении государственной власти. Реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один госу­дарственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установ­ленных для него Конституцией РФ и другими законами.

Разделение властей означает, что:

1) законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный орган;

2) исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятель­ность возлагается на органы исполнительной власти;

3) судебная власть осуществляется независимыми судебными органа­ми.

Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, пос­кольку объективно между ними существует взаимосвязь и взаимодействие).

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Пре­зидент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Ду­ма), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч.1 ст.11 Конститу­ции РФ).В Российской Федерации механизм разделения властей согласно Конституции РФ выглядит следующим образом:

- законодательный орган - Федеральное Собрание - парламент, при­нимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятель­ность исполнительной власти (возможность постановки вопроса о доверии Правительству), участвует в формировании Правительства, судебных орга­нов;

- исполнительную власть осуществляет Правительство РФ: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязанность предоставления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств. Возможность выражения недоверия Правительству сбалансировала возможностью роспуска Государственной Ду­мы Президентом РФ.

- судебную власть осуществляет Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды Российской Федерации и иные суды РФ. Эти суды в пре­делах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами кото­рых являются другие органы государственной власти.

В части 1 ст. 11 Конституции РФ в числе органов, осуществляющих государственную власть в РФ, на первом месте стоит Президент РФ.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: к какой ветви власти относится Президент? Мнения ученых разные. М.В. Баглай пишет: "Власть, которая не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, - это власть загадочная по своей юридической природе…ответом на эту загадку, рожденную Конституцией, может быть только включение президентской власти в исполнительную власть". Этого же мнения придерживается В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов.

По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, "Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей" и на этом основании делается вывод о существовании у нас "института президентской власти".

По мнению Г.Н. Чеботарева, "выделение президентской власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти ставит под сомнение корректность формулировки статьи 10 Конституции России".1

Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ (ч.2 ст.80), Президент обеспечивает необходимое согласование дея­тельности различных ветвей власти.

Итак, единство всей системы государственной власти в России пред­полагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются вышеназванные самостоятельные органы государства. С другой стороны, принцип разделения властей находит свое проявление в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ч.2,3 ст.11 Конституции РФ).

Таким образом, разделение властей выступает как кардинальный принцип организации государственной власти, как одна из ведущих основ конституционного строя России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.