Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет продолжительности кругового рейса




Понятие и классификация пассажирских рейсов

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙСА И ПОСТРОЕНИЕ МАРШРУТА

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПЕРЕВОЗОК.

 

Проблема выбора наиболее эффективных схем рейсов приобретает особое значение в настоящее время, т.к. эффективность работы судоходной компании на рынке в значительной степени зависит от того, насколько правильно будут выбраны оптимальные начальные, промежуточные и конечные порты захода, оптимально рассчитано время стоянки в порту и общее время рейса.

Под пассажирским рейсом судна понимается завершенный цикл|с| перевозки и обслуживания пассажиров в пути от момента посадки до|до| момента высадки, обусловленных в документах об аренде или разовом задании.

Началом рейса считается момент постановки судна под погрузку или объявление посадки пассажиров или момент ввода в эксплуатацию после окончательного планового ремонта, отстоя или аренды, а окончанием рейса - момент постановки судна под погрузку или объявление посадки пассажиров на следующий рейс, вывода из эксплуатации на плановый ремонт, отстой или сдача в аренду.

В случае необходимости перехода судна из одного порта в другой без пассажиров, такой переход присоединяется к первому плановому рейсу или к последнему выполненному рейсу. При этом соответственно началом считается момент выхода из порта нахождения, окончанием - момент прибытия в порт постановки на ремонт.

Пассажирские рейсы классифицируются в зависимости отцели и вида, дальности плавания, продолжительности и времени действия, количества и последовательности портов захода, геометрического построения.

Продолжительность рейса пассажирского судна может колебаться от нескольких десятков минут (на местных линиях) до двух-трех и более месяцев.

В зависимости от продолжительности и времени действия рейсы делятся:

- регулярные, совершаемые в течение определенного периода, на установленной линии, характеризуются регулярностью, стабильностью портов захода, возможностью посадки и высадки пассажиров во всех портах, а также перевозки автомашин, багажа, животных. Линейное (регулярное) плавание, предусматривает организацию движения одного или группы закрепленных за линией судов для перевозки пассажиров между определенными портами по расписанию (на год или сезон). Тарифы на регулярные рейсы постоянны, не изменяются на протяжении всего периода навигации;

- круизные, выполняемые эпизодически или в течение обусловленного расписанием времени, осуществляются по специальным маршрутам и расписаниям. Рейсы рассчитаны на перевозку туристов с мероприятиями в наиболее привлекательные порты с посадкой и высадкой пассажиров в начальном и конечном портах;

- экскурсионные, выполняемые в течение непродолжительного времени (до трех суток) и обычно между портами с возможными промежуточными остановками в портопунктах или между базовыми портами и портопунктом. Рейсы осуществляются при проведении экскурсий;

- прогулочные длятся до шести часов, суда производят только выходы
в море или к достопримечательным местам, без остановки в портах или
портопунктах. Рейсы осуществляются при проведении краткосрочных прогулок туристов в море без мероприятий в порту, или с минимальным количеством мероприятий, порт посадки одновременно является портом высадки пассажиров;

- специальные рейсы осуществляются при перевозках по отдельным заданиям и соглашениям различных делегаций, участников фестивалей, спортивных соревнований, научных экспедиций и т.д. Рейсы проводятся путем предоставления судна во фрахт и заключения соответствующего договора. Используют их для одноразовых перевозок участников фестивалей, научных экспедиций и др.;

- подгонные - рейсы судна с технической целью, например, от базового порта к порту, где происходит посадка пассажиров.

В зависимости от количества портов захода рейсы бывают:

- простые - выполняются между двумя базовыми портами без промежуточных заходов.

- сложные - выполняются между двумя или несколькими базовыми портами или портопунктами с промежуточными остановками судов и производством пассажирских и грузовых операций.

В зависимости от последовательности портов захода, а также величины стояночного времени, круговые рейсы могут быть:

- симметричные (судно в прямом и обратном направлении заходит в одни и те же порты);

- асимметричные (порты и порядок захода судна в них в прямом и обратном направлении не совпадают).

По своему геометрическому построению схемы маршрутов движения судов могут быть:

- линейные – начинаются в одном пункте, а заканчиваются в другом;

- радиальные – предусматривают перемещение в разных направлениях из одного пункта с возвращением к нему;

- радиально-замкнутые;

- круговые (кольцевые) – начинаются и заканчиваются в том же пункте, а порты располагаются в географической ротации;

- ломано-замкнутые.

Для круизных видов плавания наиболее приемлемые круговая и ломано-замкнутая схема движения. В этом случае судно посещает по одному разу все порты маршрута. Систему таких маршрутов можно организовать при 4-х и более портах захода.

Основная трудность построения маршрута по ломано-замкнутой системе состоит в оптимизации выбора последовательности портов. Решение этой задачи напоминает решение известной задачи коммивояжера, которая состоит в следующем: торговец, отправляясь из одного города, должен посетить один и только один раз каждый из (n-1) городов определенного района, а затем вернуться в свой исходный пункт. При этом должен быть выбран такой из возможных маршрутов, чтобы расходы по поездке были минимальными.

Работая на линии по расписанию, пассажирские суда совершают круговые рейсы, объединяющие рейсы прямого и обратного направления. Круговые рейсы начинаются и заканчиваются в базовых портах, где происходит полная высадка пассажиров. Стояночное время в базовом порту обычно увеличивается, что связано с подготовкой судна для следующего рейса.

В состав кругового рейса пассажирского судна вхо­дят операции:

1) в начальном пункте:

- техническая обработ­ка судна;

- погрузка багажа (грузобагажа);

- посадка пассажиров.

2) в ходу:

- движение между остановочными пунктами;

- шлюзование в пути следо­вания (речные перевозки, проливы, каналы);

3) в промежуточных пунктах:

- высадка и посадка пассажиров;

- выгрузка и погрузка багажа (грузобагажа);

- техническая обработка судна;

4) в конечном пункте:

- высадка пассажиров;

- выгрузка багажа (грузобагажа);

- техническая обработка судна.

Техническая обработка пассажирского судна как в начальном, так и в конечном пунктах линии состоит из следующих операций:

- проверка технического состояния судна, рулевого и подруливающего устройства;

- сдача подсланевых и хозяйственно-сточных вод;

- заправ­ка топливом, продовольствием и водой;

- уборка пассажирских помещений, замена по­стельного белья и т.д.

В промежуточных пунктах техническая обработка включает в раз­ных сочетаниях те же операции, кроме технического осмотра судна.

 

Расчет продолжительности кругового рейса производят в несколько этапов по формуле:

 

(14.1)

 

где - ходовое время рейса, ч.;

- стояночное время, ч.

 

На первом этапе определяют элементы рейса судна:

- ходовое время, которое рассчитывают для каждого межпортового перехода;

- стояночное, рассчитываемое для базового, конечного и промежуточных портов захода отдельно для каждого.

Ходовое время рейса судна рассчитывают по формуле:

 

(14.2)

 

где - чистое ходовое время, ч.;

- время маневрирования, ч;

- время прохождения участков с ограниченной скоростью, ч.;

- время на прочие задержки в пути кроме стоянок в портах, ч.

 

Чистое ходовое время на каждом межпортовом участке определяют на базе кратчайшего (табличного) расстояния между портами по формуле:

 

(14.3)

 

где - общая протяженность участка, миль;

- протяженность участков с ограниченной скоростью, миль;

- эксплуатационная скорость судна, уз.

При постановке на линию нескольких судов различных типов, отличающихся друг от друга скоростью, в расчете ходового времени принимают скорость самого тихоходного судна. В этом случае, чтобы получить одинаковую продолжительность кругового рейса для судов с большей скоростью, увеличивается время на стоянках. При значительной разнице в скоростях для судов различных типов принимают различную продолжительность кругового рейса.

Время на маневры и швартовные операции в каждом порту устанавливается согласно Нормам обработки судов в морских портах и портовых пунктах для каждого типа пассажирского судна.

Время на прохождение каналов и узкостей или во льдах рассчитывают по формуле:

 

(14.4)

 

Время задержек в пути включает резерв времени, необходимый для обеспечения строгого выдерживания расписания. Численное значение резерва времени устанавливают для каждой линии на основе материалов анализа выполнения расписания за предшествующие периоды.

Стояночное время рейса для каждого порта устанавливается на основе опыта работы с учетом специфики рейса, того интереса, который представ­ляет тот или иной порт для пассажиров, количества перевозимых пассажиров, а также сезонности плавания. Стояночное время складывается из затрат, свяанных с производством пассажирских и грузовых операций, снаб­жением, бункеровкой и других опера­ций обслуживания и рассчитывается по формуле:

 

(14.5)

 

где - время на пассажирские операции, ч;

- время на грузовые операции (погрузка, выгрузка), ч;

- время на вспомогательные операции (на обслуживание), ч;

- время на операции обслуживания, ч.

Время на пассажирские операции включает время на посадку и высадку пассажиров, а также погрузку и выгрузку багажа. На по­садку пассажиров в начальном порту отводится 1 - 3 ч, в за­висимости от пассажировместимости судна и характера пассажи­ропотока. Для высадки пассажиров в конечном порту время уста­навливают в зависимости от условий порта и характеристики судна. Нормативная пропускная способность одного судового пас­сажирского трапа судна составляет 250 чел./ч. Время на погрузку и выгрузку багажа в портах устанавливают согласно действующим нормам и обычаям того или иного порта. Операции погрузки/выгрузки багажа и посадки/высадки пассажиров по возможности совмещаются.

Время на грузовые операции определяют по количеству принимае­мого к перевозке груза и нормам грузовых работ в порту.

Время на вспомогательные операции устанавливают на основе Норм с учетом конструктивных особенностей судна. Совмещение грузовых операций и бункеровки с посадкой и высадкой пасса­жиров не допускается.

Время на операции обслуживания, которые включают погра­ничные и таможенные формальности, карантинные и другие меро­приятия, устанавливают в зависимости от правил и обычаев каж­дого порта.

Второй этап расчетов по определению продолжительности кру­гового рейса состоит в том, что полученный результат округляют всегда в большую сторону до целого числа суток и в необходимых случаях, например для регулярных линий, приводят к величине, кратной интервалу отправлений. Эта корректировка обеспечивает условия для соблюдения определенного ритма отправлений и прибытий судов на линии в одни и те же часы суток, дни недели, четные или нечетные числа и т.д. Дополнительное время кругового рейса составляет резерв, который реализуется по обстановке, на­пример для проведения прогулочных рейсов той или иной продол­жительности, что способствует улучшению экономических показа­телей.

 


ГЛАВА 15.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 6362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.