Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность идей экспериментальной работы




Направленных на решение задач 5-го этапа

Примерный план мероприятий,

 

№ п.п. Мероприятия Сроки Ответств. Формы предъявления Результата
1. Заседание Совета и утверждение плана на год   Власова Е.А. План работы на год
2. Педсовет «Школа Человека 21 века: итоги эксперимента»   Власова Е.А. Решение педсовета
3. Итоговая диагностика детей, педагогов и родителей: уровень готовности участия в соуправлении школой и сформированность гуманитарного опыта   Белова С.В. Психолог Материалы и протоколы диагностики
3. Обобщение и обсуждение материалов ОЭР   Белова С.В. Материалы тренинга
4. Круглый стол учащихся, педагогов и родителей «Наша школа - пространство сотрудничества»   психолог, соц. педагог Вопросы для круглого стола, видеоматериалы
4. Проведение творческих отчетов учителей   Завучи по УВР Портфолио учителей
5. Проведение творческих отчетов детей   Завуч по восп. раб. Портфолио детей
6. День открытых дверей. Районный научно-методический семинар на базе школы   Власова Е.А.   Программа, видеоматериалы семинара
7. Издание учебно-методического пособия   Белова С.В. Власова Е.А. Книга

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

ПО СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ «ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕКА 21 ВЕКА»

Целостность человека обусловлена самой ситуацией его жизнедеятельности: с одной стороны, разными сферами его бытия (полнотой человеческой жизни), с другой – процессом эволюции сознания (самосознания). Это, своего рода, ситуация «горизонтального» и «вертикального» развития человека. В контексте целостного образования, которое, по словам В.И. Слободчикова, совершается в «пространствах» социума, культуры и субъективной реальности, по-иному предстают проблемы дидактики и, в частности, вопрос предметности обучения. Образование, о котором идет речь, есть, по сути, самообразование, самоуправление.

Требуется уточнение ценностно-целевых ориентиров образования. Они связаны с отношением к человеку как ценности, с признанием его уникальности и с пониманием динамики его развития. Человек («чело-век») - это «ученичество в веках», это саморазвертывание его био-психо-социо-духовной системы. Образование как становление Образа Человека, или как «человека культуры», предполагает формирование родовых, базовых способностей человека. Что же это за способности?

К родовым способностям, которые отличают человека от всех других живых существ, относятся, как доказано философами разных времен, способности:

· вступать в диалогические отношения с миром (человеческое общение),

· творить новые формы культуры (человеческая деятельность),

· осуществлять рефлексию (человеческое сознание).

Диалог как форма общения, творчество как характер деятельности, рефлексия как способ мышления – вот ориентиры собственно-человеческого развития. Таким образом, человек проявляется как Человек в диалогическом общении, культуротворчестве и рефлексивном сознании. Именно такой опыт мы называем гуманитарным опытом.

Образование гуманитарного типа (или целостное образование человека), которое мы имеем в виду, не сводится к изучению определенных дисциплин. Оно предполагает работу с базовыми, родовыми способностями человека, о которых мы уже сказали, с выращиванием его «человечности». В центре внимания здесь находится не культура или учебный предмет сами по себе, а субъективные механизмы изучения данной культуры. Личность изучает себя как автора своего образования и в целом всей жизнедеятельности. Среди ключевых понятий, на которые следует обратить внимание в связи с этим, понятия субъективной реальности, восприятия, понимания.

В гуманитарной модели образования, разработанной на основе гуманитарно-антропологического подхода и существенно отличающейся от традиционной модели, предметность «находится» не в информации учебной дисциплины, а в самой личности обучающегося, его способах мышления, формах деятельности. «Гуманитарный» учебный предмет отличается от «негуманитарного» тем, что первый является лишь средством, поводом для решения вопроса о собственно-человеческом развитии конкретной личности, тогда как второй выступает в качестве цели образования, для которого ученик – это средство.

Подлинное гуманитарное образование – это образование целостное, осмысленное, метапредметное. Оно ориентировано на внутренний результат, связанный с ценностно-смысловой сферой личности. Противоречие, о котором мы уже говорили и которое существует между необходимостью «не лезть в душу» ребенка и одновременно влиять на нее, снимает разработанный нами текстуально-диалогический принцип проектирования содержания образования и технологий образовательного процесса. Именно этот принцип позволяет адекватно взаимодействовать с субъективной реальностью, сохранять единство природосообразного и культуросообразного в образовании. Его основанием являются закономерности развития субъективной реальности.

Целостное (гуманитарное) образование связано с самоисследованием личности, с осознанием ею своих множественных «я», с пониманием ею себя как субъекта общения, деятельности и собственного развития. Оно признает бытие в культуре уникальной личности. В реальном образовательном процессе педагог встречается не с «вообще» учеником, а с конкретным («отдельным») человеком – носителем своей индивидуальной культуры, носителем своих неповторимых черт и своих возможностей познавательной деятельности.

Отношения, переживания, ощущения, чувства, установки, ценности, смыслы – все это, составляющее живую ткань внутреннего мира личности, так или иначе определяет особенности образования конкретной личности. Каждый по-своему познает культуру. Познание же предполагает восприятие.

Обращаясь к внутренней образовательной ситуации ребенка и логике развертывания в образовании субъективной реальности, учитель сталкивается с проблемой понимания огромного комплекса взаимосвязанных процессов. Необходимо понимать, как возникает и протекает «внутри» сознания личности познавательная деятельность, каковы структуры ее сознания и как они функционируют. Зачем это надо знать? Дело в том, что в образовательном процессе нередко возникает ситуация, когда «абонент отсутствует»: ученик не может воспринимать тот или иной материал культуры, не может его интериоризировать по той причине, что у него не сформированы соответствующие структуры. Он многого на уроке «не видит», «не слышит», не понимает. Если говорить биологическим языком, у него не сформированы так называемые нейронные сети (каналы), по которым нейроны могли бы передавать информацию.

Отбор содержания образования в традиционной модели происходит по принципу «элементарной» организации, когда в образовательном процессе складываются и осваиваются отдельные элементы культуры. В контексте гуманитарно-антропологической методологии необходимо посмотреть на содержание образования с позиции структурно-функциональной организации сознания познающей личности. Именно динамика ее сознания является частью этого содержания. Ученик в данном случае изучает не саму по себе культуру, а свои субъективные способы ее познания и усвоения. Речь идет о формировании базовых, родовых, собственно-человеческих способностей личности.

Рассматривая образовательную ситуацию как возможность такого собственно-человеческого становления личности, следует выделить в ней субъективную составляющую и опыт самосознания. К определенному моменту у конкретной личности сформированы определенные структуры и функции восприятия, памяти, мышления, своя эмоциональная организация. Задача педагога здесь - помочь ребенку «увидеть» и осознать эти самые структуры и функции. Это работа по развитию рефлексивного сознания. Как известно, существует два типа когнитивного опыта (сознания), проявляющихся на различных уровнях нервной организации. Первый тип, «первичное сознание», имеет место, когда когнитивный процесс сопровождается элементарным перцептивным, сенсорным и эмоциональным опытом. Второй, «сознание высшего порядка» (или «рефлексивное сознание»), предполагает самосознание - понятие о самом себе.

Ситуация развития конкретной личности - это ситуация определенных пространственно-временных связей, своих собственных переживаний, ощущений, эмоций, мыслей, свое «местоположение» в ценностной системе координат. Личность существует в ней целостно - в единстве внешнего и внутреннего, в единстве телесного, душевного и духовного (физического, эмоционального, ментального). Как же должна создаваться и развертываться образовательная ситуация, чтобы не входить в противоречие с внутренней жизнью личности и отвечать параметрам культуросообразности?

Такая ситуация выстраивается в соответствии с текстуально-диалогическим принципом, который выступает в качестве основного регулятива образовательного процесса. Данный принцип заключается в том, что образовательной областью (метапредметом) является текст как авторско-адресное сообщение, как «смыслопорождающее устройство» (М.Ю. Лотман), а методом познания данного текста (смысла) - диалог. С этих позиций в центре внимания педагогического процесса находится текстуально-диалогическая деятельность, связанная с поиском, пониманием и порождением смысла. Любой акт деятельности ученика рассматривается как «текст», как сообщение, включенное в систему межсубъектных отношений. Такими текстами являются слово и молчание, реакция, сообщение, продукт деятельности, урок – все то, что имеет автора и адресата. И в этой обращенности к феноменам авторства и адресности состоит суть гуманитарного образования. Ребенок учится понимать не само по себе слово (предметную информацию), а его связь с тем, кому и кем оно адресовано. То есть он учится понимать человека (себя, других людей) и человеческие отношения. Таким образом, образовательная деятельность ребенка и педагогическая деятельность учителя в «гуманитарной школе» должны строиться на основе текстуально-диалогического принципа.

Разработка модели «Школа Человека 21 века» учитывает особенности конкретного образовательного учреждения, его традиции и уровень готовности коллектива к изменениям. Модель включает в себя описание всех параметров образовательной системы с учетом идеи целостного развития человека. Целостность элементов модели - функций, цели, содержания образования, проектирования образовательного процесса, педагогических методов, управления - задается идеей формирования "человеческого в человеке", которое обеспечивается позицией осознанной субъектности личности в образовании и в культуре. Это позволяет назвать данную модель гуманитарно-целостной.

 

Принцип проектирования системы образования в «Школе Человека 21 века» - текстуально-диалогический, позволяющий осуществлять образовательный процесс в единстве общекультурного (объективного) и индивидуально-личностного (субъективного). Предметной (метапредметной) областью такого образования является текст как объективная единица отражения субъективного мира конкретной личности. Каждый продукт образовательной деятельности (слово, поступок, урок, акт познания предмета, проект и т.д.) рассматривается как сообщение (текст), имеющее автора, адресата и содержащее в себе смысл. Методом познания этого текста выступает диалог.

 

Основной компонент содержания гуманитарно-целостного образованиягуманитарный опыт, ядром которого, в свою очередь, выступает диалогическое отношение, под которым понимается направленность на открытое, доверительное, ценностно-смысловое, эмпатическое, конструктивное взаимодействие с Другим. Такое отношение выражается в диалоге с собой (саморефлексия), с другим человеком (диалогическое общение), с культурой (культуротворчество).

«Ошибочно полагать, будто ребенок сначала воспринимает объект, а потом уже вступает с ним в отношение; напротив, наипервейшее - это стремление к отношению, это рука, протянутая навстречу пред-стоящему, которое как бы заполняет углубление ладони, округленной в жесте приятия... В начале - отношение: категория сущности, как готовность, вмещающая формы, модель души; априори отношения; врожденное Ты» (Мартин Бубер).

Механизм формирования диалогического отношения - диалогическая ситуация, которая представляет собой Встречу как онтологическую реальность (со-бытие), преобразованную в значимое явление (Событие). Это личностно-развивающая ситуация, характеризующаяся вставшей перед личностью, но не данной ей еще в сознании задачи ее «человекосообразного» развития.

Ведущая педагогическая технология, обеспечивающая формирование диалогического отношения, - текстуально-диалогическая, включающая логику развертывания ситуаций диалога как ситуаций смыслоопределения, смыслопоиска, смыслопостижения, смыслотворчества.

Метапредметным содержательным материалом в гуманитарно-целостном образовании выступают знания, переживания и опыт, касающиеся следующих тем:

· Природа человека. Тело человека. Энергетические центры. Человек как индивид. «Я имею право Быть и Иметь»»;

· Чувственная сфера человека. Отношения. Человек среди людей. «Я имею право чувствовать и хотеть», «Я имею право Любить и быть любимым»;

· Действия и деятельность человека. Субъектность. Эго. Сила воли. «Я имею право Действовать»;

· Самопредъявление. Речь и мышление человека. Коммуникации. «Я имею право Говорить и быть услышанным»;

· Система ценностей. Идеи, которым человек служит. Жизнь в социальных системах. Жизнь в культуре. Концепция жизни. Видение реальности. Проектирование своей новой реальности. Духовное самосовершенствование. «Я имею право Осознавать и Выбирать», «Я имею право Знать Истину».

 

Основу профессионального мастерства учителя составляет его рефлексивное сознание и диалогичность, что предполагает способность к адекватной самооценке и к управлению процессом саморазвития, личностную и профессиональную самоидентификацию, способность к установлению открытых, доверительных, эмпатических и конструктивных отношений с учеником.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.