КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы этики деловых отношений
Понятие, содержание, истоки и место деловой этики в структуре общей этики. План Лекция 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Послесловие Лекция 9. Этикет в практике деловых отношений Лекция 8. Этикет делового человека Лекция 6. Основы конфликтологии в деловом общении Лекция 5. Технология делового общения Лекция 4. Деловое общение и управление им. Лекция 3. Этика деятельности руководителя. Раздел II. Общение как инструмент этики деловых отношений.
Раздел III. Правила и этикет деловых отношений
Лекция 7. Правила деловых отношений Лекция 10. Российская деловая культура: история и современное состояние Проблемные вопросы к лекционным темам для осмысления и коллективного обсуждения
Рекомендуемая литература к курсу «Этика деловых отношений»
Приложение. Комплект заданий в тестовой форме по курсу «Этика деловых отношений»
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. 1.1.Понятие, содержание, истоки и место деловой этики в структуре общей этики. 1.2 Основные принципы этики деловых отношений. 1.3. Закономерности межличностных отношений. 1. 4. Этические проблемы деловых отношений.
1.
Этика существует не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельным, иначе от этой науки не было бы никакого прока... Аристотель Термин «этика» - древнегреческого происхождения и переводится как жилище, гнездо птицы, логово зверя. Понятие «этика» ввел древнегреческий философ Аристотель для обозначения, с одной стороны - добродетелей, присущих совершенному человеку; с другой - той области знания, которая эти добродетели изучала.
Этика возникла как регулятор поведения человека в обществе других людей. Такими регуляторами помимо этики являются религия, право, экономика, политика и др. Этика отличается от них (например, права) тем, что моральным регуляторами поведения является добрая воля человека, в то время как в праве, например, действуют запреты, наказания (штрафные, административные санкции), силовые методы (лишение свободы) и институты (тюрьмы). Ныне этика трактуется как наука, система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни; как наука о морали нравственности.. При этом мораль является теоретической частью этики: это принципы, нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добровольный характер. Нравственность – это практическая часть этики, область реальных поступков, поведения человека. Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом (что изучает) – их мораль и нравственность. Как и всякая наука, этика имеет свои законы, например, «золотое правило»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Главные категории этики: 1) Добро, в самой общей форме, - всё то, что способствует благу; зло - все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему. 2) Категория долга отражает совокупность обязанностей человека по отношению к обществу, коллективу, семье, отдельным людям. Долг вырастает из общего интереса, который одновременно является и личным. 3) Совесть - внутренний регулятор поведения человека, его самосуд. Это одно из наиболее сильных человеческих чувств, свидетельствующих о высокой степени нравственного развития личности, ее самосознания и ответственности. 4) Подлинное достоинство личности связано с ее общественной значимостью, с тем, насколько в деятельности человека реализуются конкретные принципы и требования добра. Достоинство личности должно быть правильно оценено как обществом, так исамим человеком.
5) Чувство чести формируется в человеке по мере того, как он соотносит себя с той социальной группой людей, членом которой он является. Честь коллектива трансформируется в личную или профессиональную, которая требует ответственного отношения к исполнению профессиональных обязанностей 6) Свобода - это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений по собственному произволению (не по принуждению) и в условиях выбора возможностей; осознанная необходимость. 7) Ответственность – умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно выполнять обязанности. Категории этики одновременно предполагают друг друга. Этика возникла как составная часть древнейшей науки философии (кроме того в нее входили эстетика и логика) более 2,5 тысяч лет назад. Родиной классической этики была Древняя Греция. В этот же исторический период этика плодотворно развивалась в Древнем Китае и Древней Индии. «Отцами», основателями этики называют мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля (Y-IYвек до н. э., Греция), Конфуция ( YI век до н. э., Китай), Будду (YI век до н. э., Индия), Сенеку (I в. н. э., Древний Рим) и др. В самостоятельную науку этика выделилась из философии в конце ХIХ в. и сама стала активно структурироваться. Особенно бурно эти процессы происходили в начале ХХ-го вв., когда в составе общей этики в качестве самостоятельных частей развиваются: - профессиональная этика (виды: медицинская – деонтология, педагогическая, дипломатическая, инженерная и др.) – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу и к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессиональной деятельности, к обществу в целом; - этикет – правила поведения в конкретной обстановке; - деловая этика – совокупность норм поведения людей, связанных деловыми отношениями; требования общества, предъявляемые к стилю работы, характеру общения между участниками делового общения, их социальному облику.
- Деловая этика включает в себя деловой этикет – определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид сотрудников, последовательность и характер ведения переговоров и т.д. Компоненты деловой этики: сложившиеся ритуалы, субординация, манеры поведения, стиль письма и телефонных переговоров и др. При этом, субординация понимается как соблюдение рангов, строгое подчинение младших старшим в соответствии с правилами служебной дисциплины. Корректность – учтивость, вежливость, тактичность. Особенности (специфика) деловой этики: 1) ориентация на конкретный конструктивный результат; 2) отношение к проблеме не зависит от отношения к партнеру. Ее принципы: порядочность, пунктуальность (точность во времени и выполнении), коммуникабельность, ясность изложения мыслей, культура речи (умение слушать), самообладание (эмоциональная стабильность), скромность, опрятность, элегантность, хорошие манеры. Соблюдение этики деловых - один из главных критериев оценки профессионализма. Выполнение сотрудниками организации ее правил становится «визитной карточкой» и определяет перспективы развития взаимоотношений с партнером или клиентом.
Принципы этики деловых отношений -обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Главное положение деловой этики - приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции. В преамбуле принятой в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларации Ко - «Принципы бизнеса» говорится: «Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе» (Шихарев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. – М., 2000. – С. 50). В качестве главных принципов международного бизнеса на уровне макросубъектов социальной и экономической структуры общества -организаций, государств, общества - выделены следующие:
- ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров; - экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу; - этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия; - уважение правовых норм; - забота об окружающей среде; - отказ от противозаконных действий. Принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, конкурентами: 1) организации с покупателями: - обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями; - обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей; - гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге рекламе; уважать целостность культуры клиентов. Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах: - обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни; - прислушиваться и реагировать на предложения работников; - в случае конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом; - избегать дискриминационной политики, гарантировать равные права независимо от пола, возраста и т.д.; - обеспечивать охрану труда; - поощрять работников в развитии необходимых навыков и умений.
Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |