Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты менеджмента качества




Первым предшественником современных стандартов по менеджменту качества можно считать стандарт Министерства обороны США MIL-Q9858 «Требования к программам обеспечения качества», опубликованный в 1959 г., который (в версии 1963 г. — MIL-Q9858A) действует до сих пор. Он определяет требования к программам обеспечения качества в компаниях, осуществляющих разработки, производство и поставки для нужд армии.

Подход, зафиксированный в MIL-Q9858A, ознаменовал появление новой практики в организации работ по обеспечению качества: предприятие демонстри­рует заказчику не только и не столько результаты испытаний и контроля изделий, сколько всю организацию работ, гарантирующую стабильное качество продукции. Именно этот подход лег в основу оценки и сертификации систем качества.

В 1964 г. было издано «Основное соглашение по контролю совместных про­ектов НАТО», положившее начало публикациям по вопросам качества. Позже выяснилось, что для повседневной работы этого документа недостаточно, и было выпущено соглашение Организации Североатлантического договора (НАТО) по стандартизации (Standardization Agreement, STANAG) «Требования НАТО к системам управления качеством», на основе которого в 1968 г. и приняты дей­ствующие ныне (в ред. 2005 г.) документы серии AQAP (Allied Quality Assurance Publications).

Отвлекаясь от истории стандартизации менеджмента качества, отметим, что одним из видов стандартов в Организации Североатлантического договора явля­ются так называемые союзные публикации (Allied Publications — АР). В словаре они определяются как «документы, которые все или несколько стран НАТО со­глашаются использовать в качестве применяемого, или общего документа, рас­пространяемого до уровня пользователя».

Надо учитывать, что многие иностранные заказчики формулируют требова­ния, ориентируясь на нормы НАТО (в том числе требования по обеспечению качества — в соответствии с AQAP). Документы Североатлантического догово­ра серии AQAP имеют статус стандартов. В них установлено, что участники всех этапов жизненного цикла продукции должны создавать, документировать, оце­нивать и улучшать СМК на основе совокупных требований стандартов ИСО серии 9000 и стандартов AQAP.

С 1 января 2005 г. в соответствии с международными стандартами (МС) ИСО серии 9000 действуют следующие обновленные документы НАТО серии AQAP:

• AQAP-2000 «Политика НАТО по комплексному системному подходу к
качеству на стадиях жизненного цикла»;

• AQAP-2110 «Требования НАТО при проектировании, разработке и про­изводстве»;

• AQAP-2120 «Требования НАТО при производстве»;

• AQAP-2130 «Требования НАТО при контроле»;

• AQAP-2131 «Требования НАТО при окончательном контроле»;

• AQAP-2009 «Руководство НАТО по применению стандартов AQAP серии 2000»;

• AQAP-150 «Требования НАТО при разработке программного обеспече­ния»;

• AQAP-159 «Руководство НАТО при применении AQAP-150»;

• AQAP-2070 «Процедура взаимных правительственных гарантий обеспече­ния качества в НАТО»;

• AQAP-2050 «Методология (модель) действий по оценке проектов в НАТО».

В чем суть дополнительных требований к СМК, содержащихся в стандартах Североатлантического договора серии AQAP? В соответствии с соглашением по стандартизации (STANAG 4107) в НАТО действует всеми принятая система правительственных гарантий обеспечения качества и использования стандартов НАТО по его обеспечению. Она основана на делегировании полномочий по надзору и контролю качества выполнения контрактов на оборонную продукцию от полномочного органа одной страны — члена НАТО соответствующему орга­ну другой страны (AQAP-2070). Фактически все Дополнительные требования к СМК сводятся к созданию условий, необходимых для реализации указанной процедуры в системе правительственного обеспечения гарантий качества.

Еще пример: в AQAP-2110 введены дополнительные разделы 7.7 «Менеджмент конфигурации» и 7.8 «Надежность и ремонтопригодность», отсутствующие в МС ИСО 9001:2000. Они предусматривают, что предприятие должно разработать план менеджмента конфигурации и иметь систему управления надежностью и ремонтопригодностью, адекватную характеру поставляемой продукции.

С ростом стимулирования потребительского спроса, происходившего на За­паде в 1960—1970-е гг., покупатели становились более требовательными к каче­ству и менее терпимыми к низкосортным товарам. Поэтому производители сочли полезным иметь свидетельства того, что они способны производить вы­сококачественную продукцию. Это достигалось с помощью третьей стороны, проводившей формальную сертификацию их систем и процедур управления качеством [6]. Британский институт стандартов первым (в ноябре 1972 г.) опу­бликовал «Руководящие указания по обеспечению качества BS 4891» (British Standards 4891). Этот стандарт должен был стать основным руководящим указа­нием для компаний, которые намеревались ввести системы качества, и поэтому был составлен в общих выражениях. После публикации BS 4891 в Великобри­тании пришли к выводу, что требуются дополнительные отраслевые стандарты. В 1975 г. был опубликован BS 5179, состоящий из трех частей. Он не носил обязательного характера, был написан в форме рекомендаций и довольно успеш­но использовался рядом фирм — получателей продукции. Этот стандарт стал основой для составления эффективных программ выбора поставщиков и их оценки, служил для ознакомления многих компаний с концепцией стандартов качества, побуждая их обращать больше внимания на последнюю.

Возросшее в основных отраслях промышленности понимание важности качества привело к возникновению требований по составлению стандарта с более жесткими условиями, и в 1979 г. был опубликован BS 5750, также из трех частей, а в 1981 г. последовало издание указаний по использованию это­го стандарта. Главная ценность BS 5750-79 заключалась в том, что впервые был создан общий стандарт, действующий по всей стране. Его приняли веду­щие фирмы — получатели продукции, изменившие свои системы в соответствии со стандартом.

Соединенные Штаты Америки поступили подобным же образом со своим стандартом ANSI 90. За ними последовали другие страны, и постепенно все раз­витые промышленные государства начали создавать собственные стандарты. Это не только вносило путаницу и препятствовало международной торговле, но бы­вали случаи, когда стандарты напрямую использовались в качестве неофициаль­ных, но действенных барьеров. Правительства стран — членов Европейского сообщества стали понимать выгоды от гармонизации национальных стандартов с международными, т. е. от приведения к технической идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту.

В 1987 г. была введена в действие первая версия ИСО серии 9000, включавшая в себя шесть основополагающих стандартов (ИСО 8402:1986, ИСО 9000:1987, ИСО 9001:1987, ИСО 9002:1987, ИСО 9003:1987, ИСО 9004:1987).

Надо отметить, что международная организация по стандартизации, ИСО (The International Organization for Standardization, ISO) является неправитель­ственной и учреждена ООН в 1946 г. Ее цель — содействие развитию стандар­тизации для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи. Также она способствует расширению сотрудничества в таких приоритетных (с 1993 г.) направлениях деятельности, как качество, информационные технологии, кооперация с другими организациями в работе над международными стандар­тами, окружающая среда.

Как сообщается на веб-сайте ИСО (ISO), было принято решение не считать название организации аббревиатурой, а вести его происхождение от греческого слова isos, означающего «равный». Оно является корневым для приставки «изо-» (например, в слове «изометрический», обозначающем равенство мер или разме­ров)*.

В основе международных стандартов лежит консенсус (т. е. согласие по спор­ным вопросам), и потому они — продукт системы «никто никому не подвластен». Это децентрализованный подход. Каждый рабочий день в разных уголках плане­ты проходит не менее 17 заседаний комитетов или групп ИСО по техническим вопросам, а между официальными обсуждениями эксперты продолжают разра­ботку стандартов, переписываясь с использованием современных информацион­ных и коммуникационных технологий.

 

 

* Планы по качеству и идентифицированные процессы дают алгоритм достижения целей, позво­ляющий преобразовывать ресурсы в то, что является целями СМ


Стандарты ИСО серии 9000 (как и серии 14000) являются глобальными, они призваны придавать дополнительную ценность мировой экономике. Их разработ­ка является целью всех технических комитетов и подкомитетов, однако достиже­ние консенсуса во всемирном масштабе может варьироваться в зависимости от потребностей отраслей или интересов географических зон. Как определить гло­бальную значимость? Одни полагают, что ее следует оценивать по статистике национального одобрения стандарта. Другие — по степени применения в про­мышленности, поскольку принять стандарт недостаточно — он может годами бездействовать. Несомненно, что массовое национальное одобрение международ­ного стандарта одновременно с широким применением в промышленности сви­детельствует о его значимости.

В 1990-х гг. в мире стандартов наступили перемены. Как правило, первона­чально пользователями нормативов были инженерно-технический и часть управ­ленческого персонала. Постепенно этот круг расширялся за счет бизнесменов, государственных служащих, а также защитников прав потребителей.

Появились новые разработчики стандартов — организации, кардинально от­личающиеся от основанных ранее, а применение международных нормативных документов стало обыденным явлением. Даже определение самого термина утра­чивало конкретность по мере того, как разрабатывались новые национальные документы различного типа. Мало этого, в последнее время прежние критерии создания стандартов (открытость, сбалансированность, процедура прохождения и консенсус) ставятся под сомнение и конкурируют с новыми — быстротой и соответствием требованиям потребителей. ИСО не осталась в стороне от этого процесса и ввела новые виды документов, для принятия которых нужен менее жесткий консенсус, что отвечает запросам рынка.

Консенсус, однако, не означает единодушия. Стандарт считается утвержден­ным, если за него проголосовало 75% активных членов ИСО и одобрило такое же количество голосующих членов, представляющих различные национальные органы по стандартизации.

Активный член (Р-член, participating member) — страна с правом решающего голоса в техническом комитете или подкомитете ИСО. Активное членство обя­зывает направлять представителей на заседания технических комитетов (ТК), принимать участие в разработке и рассмотрении проектов международных стан­дартов, голосовать при принятии рассматриваемых документов.

Входить в ТК можно также в качестве члена по взаимодействию или наблю­дателя. Член по взаимодействию (L-член, liaison member) — это организация без права голоса в ТК или подкомитете ИСО, но ее представители участвуют в об­мене информацией и иногда присутствуют на заседаниях рабочих групп. Наблю­датель (О-член, observer member) — государство с правом совещательного голоса в ТК или подкомитете ИСО. О-члены пользуются правом получения одного экземпляра всех рабочих документов ТК, могут участвовать в заседаниях и пред­лагать на рассмотрение замечания.

ИСО разрабатывает документы разных категорий — от международных стан­дартов и руководств до технических отчетов или других добровольно признавае­мых договоренностей, которые отличаются друг от друга процессом подготовки и статусом. В связи с этим используются следующие обозначения:

• ISO — международный стандарт;

• ISO/CD (committee draft) — проект на стадии комитета, т. е. проект стан­дарта, подготовленный соответствующим комитетом (этап разработки международного стандарта, коротко — проект комитета, ПК);

• 1SO/DIS (draft international standard) — проект международного стандарта (ПМС);

• ISO/FDIS (final draft of international standard) — окончательный проект международного стандарта (ОПМС);

• ISO/IWA (international workshop agreement) — соглашение международной рабочей группы, т. е. техническое соглашение, принятое на отраслевом международном семинаре. Это один из вариантов подготовки междуна­родных документов ИСО, когда первоочередной задачей является их бы­строе опубликование. В отличие от обычной процедуры, когда разработка осуществляется через структуру ТК, документы категории IWA подготав­ливаются национальными организациями — членами ИСО, а их согласо­вание и принятие осуществляется на открытых семинарах экспертов;

• ISO/AWI (approved work item) — утвержденная рабочая тема;

• ISO/NP (new proposition) — новое предложение рабочей темы;

• ISO/PRF (proof of a new international standard) — апробация нового международного стандарта;

• ISO/TR (technical report) — технический отчет (ТО). Это информацион­ные документы, содержащие информацию, отличающуюся от той, кото­рая обычно публикуется в международном стандарте. Для их утвержде­ния необходимо простое большинство голосов.

• ISO/TS (technical specification) — технические условия (ТУ). Это приня­тые к публикации документы ИСО, если их одобрили две трети членов ТК, участвовавших в голосовании (для утверждения международного стандарта нужно 75% голосов). ТУ не должны противоречить соответ­ствующему международному стандарту, но могут его дополнять;

• ISO/DTR (draft technical report) — проект технического отчета;

• ISO/PAS (publicly available specification) — общедоступные технические
условия, ОТУ, — нормативный документ, созданный на основе консен­суса между экспертами, принятый простым большинством голосов чле­нов ТК или подкомитета и опубликованный как ответ на неотложные потребности рынка в таком документе. PAS пересматривают каждые три года, чтобы определить, будет ли документ продлен в том же качестве на следующий срок или же его необходимо перевести в разряд международ­ных стандартов ИСО.

Процесс создания международного документа проходит следующие стадии:

стадию предложения. Включает утверждение нового предложения рабо­чей темы (плана) по разработке стандарта (NP). На этом этапе еще нет рабочего проекта (draft) стандарта;

подготовительную стадию. Она состоит из двух этапов:

1) утверждаются рабочая тема по разработке международного стандарта (AWI) или предложения по разработке изменения (поправки) (AWI Amd-amendment), технического отчета (AWI TR), технических усло­вий (AWI TS);

2) появляются рабочие проекты соответствующих документов: стандарта (WD, working draft), изменения (поправки) (WD Amd), технического отчета (WD TR) либо технических условий (WD TS) — в зависимости от того, какая тема утверждена;

стадию подготовки комитетом проектов: стандарта (CD), изменения (по­ правки) (CD Amd), технического отчета (CD TR) или технических усло­вий (CD TS) — в зависимости от утвержденной темы;

стадию исследований и сбора отзывов. Здесь выходными документами служат: проект международного стандарта (DIS), проект изменения (по­ правки) (D Amd), окончательный проект комитета (FCD);

стадию утверждения. Выходные документы: окончательный проект меж­дународного стандарта (FDIS), окончательный проект изменения (по­ правки) (FD Amd), апробация нового международного стандарта (PRF), апробация изменения (поправки) (PRF Amd), апробация технического отчета (PRF TR) или технических условий (PRF TS);

стадию публикации. Выходные документы: международный стандарт (ISO), международный технический отчет (ISO/TR), международные тех­нические условия (ISO/TS), соглашение международной рабочей группы (ISO/IWA), изменение (поправка) (Amd).

ИСО является всемирной федерацией национальных организаций по стандар­тизации, насчитывающей 146 стран, представленных соответствующими нацио­нальными комитетами. Из них 99 полноправные члены, 35 — члены-корреспон­денты, 12 — абонированные члены. В технической работе участвуют свыше 30 000 экспертов, рассредоточенных по 188 техническим комитетам и 546 подкомитетам. Фонд международных стандартов ИСО содержит около 14 250 документов.

Решением проблем качества в ИСО занимается технический комитет ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», организованный в 1979 г. В течение нескольких лет (до 1987 г. — времени опубликования первой версии СМ К) эксперты ИСО/ТК 176 собрали все наиболее рациональное из того, что было накоплено в области качества (как научных знаний, так и практического опыта) и отразили в стандартах, получивших индекс 9000.

Стандарты ИСО — это документы общего характера, образующие доброволь­ную, основанную на международном консенсусе систему. Публикация стандар­тов ИСО серии 9000 способствовала гармонизации в международном масштабе всех нормативных документов по административному управлению качеством (менеджменту качества). Стандарты серии 9000 сразу же получили всемирное признание и стали одними из самых популярных документов ИСО за более чем полувековую историю существования этой организации.

Уже в 1987 г. стандарты ИСО были переработаны в европейские стандарты EN 29000. В период с 1987 по 1993 г. стандарты серии 9000 методом обложки были обращены в национальные стандарты многих стран.

В процессе практической работы со стандартами ИСО серии 9000 выяснилось, что для их успешного применения необходимы дополнительные разъяснения и рекомендации. Поэтому с 1988 по 1993 г. было разработано большое число до­кументов (ТО, методических рекомендаций и др.), призванных помочь пользо­вателям. В 1993 г. осуществили плановый пересмотр стандартов, принятых в 1987 г. При этом были сделаны шаги для предупреждения увеличения их коли­чества в целях сохранения целостности и компактности «семейства». В 1994 г. была введена в действие вторая версия ИСО серии 9000 (4 базовых и 7 стандар­тов поддержки).

В 1990-е гг. стандарты ИСО серии 9000 подвергались все возрастающей кри­тике на том основании, что они не обеспечивали производства качественной продукции или услуг, так как организации достигали соответствия стандарту про­стой демонстрацией того, что они точно следовали установленным в нем про­цедурам. Эти процедуры могли и не обеспечивать высокого уровня качества, а стандарты версий 1987 и 1994 гг. не содержали таких требований к предприятиям, которые позволяли бы судить о приемлемости качества их продукции для по­требителей. Не включали они и требований по его улучшению.

В настоящее время введены в действие стандарты ИСО серии 9000 третьей версии (2000 г.). Технический комитет ИСОДК 176 принял решение не вносить в них изменений до второго квартала 2008 г.

При разработке новой версии стандартов ИСО серии 9000 (2000 г.) были учтены следующие пожелания и требования специалистов:

• обеспечить большую совместимость стандартов ИСО серий 9000 (по ме­неджменту качества) и 14000 (по экологическому менеджменту);

• предусмотреть общую структуру и даже единое оглавление стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004;

• заложить в основу стандартов ИСО серии 9000 процессный подход;

• расширить возможности исключения требований ряда пунктов стандарта (т. е. их неприменения), на соответствие котором проводится проверка и сертификация систем качества;

• ввести требования о необходимости постоянного улучшения качества продукции и процессов;

• учесть необходимость удовлетворения требований, интересов и ожиданий всех сторон (лиц), заинтересованных в деятельности предприятия;

• включить в стандарты ИСО серии 9000 вопросы, связанные с самооцен­кой организации;

• согласовать подходы стандартов ИСО серии 9000 с моделями делового совершенства, заженными в основу премий по качеству;

• уменьшить общее количество стандартов.

С учетом этих предложений подкомитетом 2 «Системы качества» ИСО/ТК 176 была разработана новая версия стандартов ИСО серии 9000, опубликованная и вступившая в действие в конце 2000 г. На рис. 1.1 приведена структура междуна­родных СМ К. Кроме базовых, сюда включены стандарты поддержки, а также общие руководящие указания (рекомендации), стандарты с особыми (специаль­ными) требованиями, предназначенные для различных секторов экономики, стандарты на отраслевые СМК и те, которые могут применяться в сочетании с ИСО 9001.

 


 

Стандарты серии 14000 OHSAS 18001:1999 OHSAS 18002:2000 SA 8000:2001 АА 1000:2003 ИСО/МЭК 17799:2005 ИСО/МЭК 27001:2005 ИСО/ОТУ 28000:2005 ИСО/ОТУ 28001:2006 ИСО/ОТУ 28004
Система менеджмента окружающей среды Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности Система менеджмента корпоративной социальной ответственности Система менеджмента информационной безопасности Система менеджмента безопасности в цепи поставок
Стандарты на системы менеджмента, которые могут применяться в сочетании с ИСО 9001

 

Стандарты менеджмента качества
   
Базовые стандарты     Стандарты поддержки
Для контрактных Для неконтрактных     Аудит систем Подготовка руководства
ситуаций ситуаций     менеджмента качеством и документации
        качества по качеству
ИСО 9001:2000 ИСО 9004:2000     ИСО 19011:2002 ИСО/ТО 10013:2001
ИСО 9000:2005    
       
Общие Особые Отраслевые системы
рекомендации (специальные) требования менеджмента качества
ИСО 10005:2005 ИСО/ТУ 16949:2002 ИСО/ТУ 29001:2003
ИСО 10006:2003 ИСО 10012:2003 TL 9000:2001
ИСО 10007:2003 ИСО 13485:2003 AS 9001 (А): 2001
ИСО 10002:2004 ИСО 15161:2001 Свод положений
ИСО/ТО 10014:1998 ИСО 22000:2005 и руководств по безопасности
ИСО 10015:1999 ИСО 22004:2005 50-C/SG-Q (МАГАТЭ)
ИСОТО 10017:2003 ИСО/ТУ 22003:2006  
  ИСО 15189:2003  
  ИСО/МЭК 90003:2004  
  ИСО/IWA 1:2005  
  ИСО/IWA 2:2003  
  ИСО/IWA 4  
               

Рис. 1.1. Структура международных стандартов менеджмента качества

Современная позиция ИСО в отношении развития стандартов на системы менеджмента изложена в руководстве ИСО 72:2001 «Рекомендации по обоснова­нию и разработке стандартов на системы менеджмента». Эта позиция такова: стандарты должны отражать потребности рынка и обеспечивать совместимость. То есть цель — обеспечить соответствие стандартов основным критериям в от­ношении рынка и совместимости. Совместимость стандартов на системы менедж­мента обеспечивается на основе единой методологии их построения.

Процессный подход и цикл Деминга (цикл PDCA) определены в Руководстве ИСО 72 в качестве принципов, на которых должны разрабатываться стандарты систем менеджмента.

Базовые стандарты:

• ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»;

• ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улуч­шению деятельности»;

• ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и
словарь»*.

* ИСО/ТК. 176/ПК 1 «Управление качеством и обеспечение качества» внес изменения в международный стандарт ИСО 9000:2000 и 15.09.2005 г. Вступил в действие новый стандарт ИСО 9000:2005.

В табл. 1.1 приведен план работы ИСО/ТК 176 по изменению международных стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004.

Таблица 1.1

План внесения поправок и пересмотра МС ИСО 9001, ИСО 9004

Стандарт Внесение поправок Пересмотр
ИСО 9001 2008 г. 2012 г.
ИСО 9004 2008 г.

Стандарты поддержки:

• ИСО 19011:2002 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества
и (или) экологическому аудиту»;

• ИСО/ТО 10013:2001 «Рекомендации по документированию систем менеджмента качества».

Общие рекомендации:

• ИСО 10005:2005 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по пла­нам качества»;

• ИСО 10006:2003 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по ме­неджменту качества в проектах»;

• ИСО 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по
управлению конфигурацией»;

• ИСО 10002:2004 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей.
Рекомендации по обращению с жалобами в организациях». Необходимо


отметить, что подкомитетом 3 «Вспомогательные методы»* ИСО/ТК 176 разрабатываются еще два стандарта в области менеджмента жалоб (пре­дотвращения и разрешения споров): ИСО 10001 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по кодексам поведе­ния» и ИСО 10003 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потреби­телей. Рекомендации по разрешению спорных вопросов с внешними потребителями»;

• ИСО/ТО 10014:1998 «Рекомендации по управлению экономикой качества»;

• ИСО 10015:1999 «Менеджмент качества. Рекомендации по подготовке
кадров»;

• ИСО/ТО 10017:2003 «Рекомендации по статистическим методам приме­нительно к ИСО 9001:2000».

Особые (специальные) требования:

• ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требова­ния по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и
организациях, производящих соответствующие запасные части»;

• ИСО 10012:2003 «Системы менеджмента измерений. Требования к про­цессам измерения и измерительному оборудованию»;

 

* Или «Поддерживающие технологии».


 

• ИСО 13485:2003 «Изделия медицинские. Системы качества. Требования для включения в регламенты». Также проектом ИСО/ТК. 176 является техниче­ский отчет ИСО/ТО 14969 «Системы качества. Изделия медицинские. Реко­мендации по применению ИСО 13485:2003» (он заменит ИСО 14969:1999);

• ИСО 15161:2001 «Рекомендации по применению ИСО 9001:2000 в пище­
вой промышленности и производстве напитков»;

• ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента пищевой безопасности. Требо­вания к любой организации в цепи создания пищевых продуктов»;

• ИСО 22004 «Системы менеджмента пищевой безопасности. Рекоменда­ции по применению стандарта ИСО 22000:2005»;

• ИСО 15189:2003 «Медицинские лаборатории. Особые требования к каче­ству и компетентности»;

• ИСО/МЭК 90003:2004 «Разработка программных продуктов. Рекоменда­ции по применению стандарта ИСО 9001:2000 при разработке компью­терных программных продуктов»;

• ИСО/IWA 2:2003 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по при­менению ИСО 9001:2000 в сфере образования».

Еще одним проектом комитета ИСОДК 176 является стандарт ИСО 15378 «Системы менеджмента качества. Основные упаковочные материалы для медицин­ских изделий. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 вместе с над­лежащей производственной практикой» (GMP, Good Manufacturing Practice).

Отраслевые системы менеджмента качества:

• ИСО/ТУ 29001:2003 «Нефтяная, нефтехимическая и газодобывающая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требова­ния к организациям, поставляющим продукцию и предоставляющим услуги»;

• ИСО/IWA 1:2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по
улучшению процессов в организациях здравоохранения»;

две части стандарта для телекоммуникационной отрасли:

• TL 9000:2001, ч. 1: «Требования к системам качества»;

• TL 9000:2001, ч. 2: «Метрики системы качества»;

• AS 9100 (А):2001 «Требования к качеству основных поставщиков в обла­сти аэрокосмической промышленности»;

• Свод положений и руководства по безопасности 50-C/SG-Q (МАГАТЭ).

 


ГЛАВА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.