Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фарид Закария 9 страница




Китай изголодался по успеху, и это может служить основной при­чиной его устойчивого роста. В XX веке, после сотен лет нищеты, страна пережила крушение империи, гражданскую войну и револю­цию и очутилась в коммунизме чудовищного маоистского разлива. Во времена «Большого скачка», жестокого эксперимента по коллек­тивизации, страна потеряла 38 миллионов человек. В отличие от Ин­дии, которая, вопреки медленному экономическому росту, могла хо­тя бы гордиться своей демократией, Китаю к началу 1970-х гордить­ся было нечем. Затем наступило время реформ Дэна. Сегодня китай­ских лидеров, бизнесменов и народ в целом объединяет одно стрем­ление: они хотят двигаться вперед. И они вряд ли случайно позабудут о трех десятилетиях относительной стабильности и процветания.

ФОНАРЬ ПОД СПУДОМ

Что бы ни происходило внутри Китая, это всегда отражается на ме­ждународной жизни. Его подъем - экономический, политический, военный - означает, что его влияние распространяется далеко за пределами страны. Стран, обладающих такой способностью, не так уж много. Их сегодняшний список - Соединенные Штаты, Велико­британия, Франция, Германия, Россия - за последние два столетия

мало изменился. Великие державы подобны оперным дивам: их вы­ход на международную сцену и уход с нее сопровождаются большой суматохой. Вспомните о подъеме Германии и Японии в начале XX века или об упадке империи Габсбургов и Османской империи, результатом которых стали бесконечные кризисы на Балканах и бес­покойный современный Ближний Восток.

В последние годы эта модель уже не столь актуальна. Современ­ные Япония и Германия являются второй и третьей экономиками мира, но при этом остаются удивительно инертными в политиче­ском и военном отношениях. Да и Китай произвел не так уж много международного шума и суеты. В первую декаду своего развития, в 1980-х, у Китая просто не было настоящей внешней политики. Или, точнее, стратегия роста и была их большой стратегией. Пекин видел основу своего развития в хороших отношениях с Америкой, отчас­ти потому что ему был необходим доступ к самому большому в мире рынку и к самым передовым технологиям. В Совете Безопасности ООН Китай обычно голосовал за резолюции, которые выдвигала или поддерживала Америка, или по крайней мере воздерживался от наложения на них вето. Да и в других вопросах Китай старался не высовываться - как говорил Дэн, «держал свой фонарь под спудом». Эта политика невмешательства и неучастия в конфронтациях про­должается в основном и по сей день. За исключением всего, что име­ет отношение к Тайваню, Пекин предпочитает избегать ссор с дру­гими правительствами. Он по-прежнему сосредоточен на собствен­ном росте. В своем обращении к XVII съезду партии в 2007 году, ко­торое длилось два с половиной часа, президент Ху Цзиньтао подроб­но говорил об экономике, финансах, промышленности, о социаль­ных вопросах, об окружающей среде, но почти полностью проигно­рировал такую тему, как внешняя политика.

Многие опытные китайские дипломаты нервничают, когда раз­говор заходит о мощи, которую обретает их страна. «Это меня пуга­ет, - говорил Ву Цзяньмин, президент Китайского университета ме­ждународных отношений и бывший посол в ООН. - Мы по-прежне­му страна бедная, страна развивающаяся. Я бы не хотел, чтобы лю­ди... преувеличивали наше влияние». Синьхай Фан, заместитель ди-

ректора Шанхайской фондовой биржи, говорит о том же: «Не забы­вайте, что в Америке подушный ВВП превышает наш в двадцать пять раз. Нам предстоит еще очень длинный путь». Это беспокойст­во проявилось в довольно интересной внутрикитаиской дискуссии о том, как Пекину следует формулировать свою внешнеполитическую доктрину. В 2002 году Чжэн Бицзянь, тогдашний заместитель руко­водителя Центральной партшколы, изобрел термин «мирный рост», который обозначал намерение Китая спокойно двигаться вверх по глобальной лестнице. Когда говорит Чжэн, остальные слу­шают, поскольку его предыдущим боссом был председатель КНР Ху Цзиньтао. Ху и премьер Вэнь Цзябао затем неоднократно повторя­ли эту фразу, таким образом официально ее одобрив. Но затем она впала в немилость.

Многие западные аналитики полагали, что проблема - в эпите­те «мирный», поскольку он ограничивает китайские намерения в от­ношении Тайваня. На самом деле внутренних разногласий по этому вопросу почти нет. Китай считает Тайвань своим внутренним делом и верит, что обладает всеми правами, чтобы при необходимости - в качестве последнего аргумента - применить силу. Как объяснял мне сам Чжэн, «Линкольн вел войну за сохранение союза, но вы по-прежнему считаете, что Соединенные Штаты развивались мирным путем». Некоторые ключевые фигуры в китайской политике озабо­чены скорее другим словом из этой фразы - «рост». (Более точно было бы перевести его с китайского как «толчок» или «всплеск».) Дипломаты высокого ранга содрогались при мысли о том, что им придется ездить по свету и говорить о китайском подъеме. В особен­ности их пугала критика со стороны Соединенных Штатов, кото­рые, скорее всего, увидели бы в китайском подъеме угрозу. Ли Куан Ю предложил Пекину говорить скорее о «возрождении», чем о «подъеме», и партийные лидеры активно обсуждали этот термин на отдыхе в Бэйдайхэ летом 2003 года. С тех пор они говорят о «мир­ном развитии». «Концепция не изменилась, - говорит Чжэн. - Изме­нился лишь термин». Совершенно верно, однако это изменение от­ражает стремление Китая никого не пугать и не нервировать, пока он сам на всех парах несется вперед.

Режим работает над тем, чтобы китайский народ хорошо пони­мал его стратегию. В 2006-2007 годах по китайскому телевидению по­казали двадцатисерийный фильм «Подъем великих стран», явно предназначенный для просвещения широких масс8. Принимая во внимание серьезную политическую подоплеку этой темы, можно быть уверенными, что идеи, прозвучавшие в этом сериале, были именно теми, на которых настаивало правительство. Фильм был серь­езным, интеллектуальным, в стиле ВВС или РВ8, и говорилось в нем о подъеме девяти великих держав, от Португалии и Испании до Со­ветского Союза и Соединенных Штатов, ученые из разных стран ми­ра говорили в нем о своей точке зрения на эти события. Серии, посвя­щенные отдельным странам, были максимально достоверными и объ­ективными. О подъеме Японии - а это больная тема для Китая - так­же говорилось объективно, без малейших попыток раздуть национа­листическую истерию по поводу нападения японцев на Китай; неод­нократно давалась высокая оценка послевоенному экономическому росту Японии. Например, в эпизодах, посвященных Соединенным Штатам, много говорилось о программах Теодора и Франклина Руз­вельтов по регулированию и обузданию капитализма, подчеркива­лась роль, которую играет государство при капитализме. Кое о чем, правда, хоть и предсказуемо, но все же постыдно, умалчивалось: в длившейся целый час программе, посвященной Советскому Союзу, полностью отсутствовали упоминания о терроре, чистках и ГУЛАГе. Однако было сделано и несколько удивительных признаний: напри­мер, американская и британская системы представительного правле­ния заслужили похвалу за их способность поддерживать свободу, за­конность и политическую стабильность в этих странах.

Основной месседж фильма был следующим: нация идет к вели­чию путем экономических достижений, а милитаризм, имперские замашки и агрессивность ведут в тупик. И эта мысль повторялась не­однократно. В финальном эпизоде - он был явным средоточием мо­рали всего фильма - предлагались ключи к разгадке истинного вели­чия: национальное единство, экономический и технологический ус­пех, политическая стабильность, военная мощь, культурный креа­тив и магнетизм. Последнее толковалось как привлекательность на-

циональных идей, что соотносится с концепцией «мягкой силы», разработанной Джозефом Наем, одним из ученых, чьи высказыва­ния прозвучали в фильме. Эпизод заканчивался заявлением, что в новом мире нация может сохранять конкурентоспособность только в том случае, если она обладает знаниями и технологическими воз­можностями для инноваций. Короче говоря, путь к силе идет через рынки, а не через империи.

ГОСПОДЬ БОГ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Являются ли принятые в Китае представления об окружающем ми­ре сугубо китайскими? Предполагаю, что это далеко не так. Уроки, извлеченные из истории великих наций, - это те же уроки, которые вынесли для себя многие люди на Западе. Вообще многие из высту­павших в фильме ученых были представителями западной мысли. И это отражает тот же образ мышления, которым в недавние годы руководствовались Германия и Япония.

Китайский подход к миру - сугубо практический, в нем отража­ются контекст, интересы и восприятие китайцами самих себя как раз­вивающейся страны. Несмотря на огромную тень, которую он отбра­сывает на весь мир, Китай признает, что он все еще остается страной, где проживают сотни миллионов чрезвычайно бедных людей. И его заботы, соответственно, в первую очередь сосредоточены на разви­тии. Когда некоторым молодым китайским официальным лицам зада­ют вопросы о правах человека, они готовы признать, что эти темы их мало волнуют - как если бы они считали такие темы роскошью, кото­рую они пока не могут себе позволить. Несомненно, за подобным от­ношением стоит ясное понимание, что права человека в зарубежных странах связаны с правами человека в собственной стране. Если Ки­тай начнет критиковать диктаторский режим в Бирме, то ему придет­ся высказываться и по поводу своих собственных диссидентов.

Но в китайском взгляде на мир присутствуют и более терпимые культурные составляющие. Важность культуры часто переоценива-

ется, особенно если она используется как фасад для политики, осно­ванной на интересе. И все же между китайскими и западными (в осо­бенности американскими) взглядами на мир имеются реальные и важные различия, и о них стоит упомянуть. Эти различия начинают­ся с Бога. В обзоре Pew Research Center от 2007 года на вопрос, должен ли человек, чтобы придерживаться моральных принципов, верить в Бога, большинство американцев (57 процентов) ответили «да». А вот в Японии и Китае куда более внушительное большинство отве­тило «нет» - в Китае оно составило аж 72 процента! Это потрясаю­щее и необычное отклонение от нормы даже для Азии. Но оно от­нюдь не означает, что эти две страны аморальны - на самом деле все говорит как раз об обратном; это скорее говорит о том, что в обеих странах люди не верят в Бога.

Многие на Западе могут быть шокированы этим обстоятельст­вом, однако для специалистов, изучающих данный вопрос, это хоро­шо знакомая реальность. Жители Восточной Азии не верят в то, что у мира есть Творец, который продиктовал серию отвлеченных мо­ральных законов, которые надлежит выполнять. Иудаизм, христи­анство, ислам придерживаются авраамической, или семитской, кон­цепции Бога, но она совершенно чужда китайской цивилизации. Иногда китайскую систему верований называют конфуцианством. Но Джозеф Нидхэм, выдающийся специалист по конфуцианству, за­мечает, что если вы представляете религию как «теологию транс­цендентного создателя-божества», тогда конфуцианство - не рели­гия9. Конфуций был философом, учителем, а не пророком или свя­тым. Его сочинения, точнее, их сохранившиеся фрагменты, порази­тельно нерелигиозны. Он откровенно выступал против размышле­ний о божественной природе, если им отдают предпочтение перед разработкой правил для обретения знаний, этического поведения, поддержания социальной стабильности и создания хорошо упоря­доченной цивилизации. Его работы больше похожи на труды фило­софов Просвещения, чем на религиозные трактаты.

В период Просвещения Конфуций действительно был весьма популярным. Труды Конфуция, пишет Нидхэм, «активно изучались всеми великими предтечами Французской революции - Вольтером,

Руссо, Д'Аламбером, Дидро, и т. д.»10. Между 1600 и 1649 годами в Ев­ропе каждые десять лет появлялось 30-50 печатных изданий, так или иначе связанных с Китаем, а между 1700 и 1709 годами было опубликовано 599 работ о Китае. Эта «китайская лихорадка» совпа­ла с последствиями Тридцатилетней войны (1618-1648), в ходе кото­рой религиозные разногласия стали причиной чудовищного крово­пролития. Многие европейские либералы идеализировали конфу­цианство из-за того, что оно основывалось на естественных, а не на божественных законах. Вольтер очень просто выразил эту мысль в своем «Философском словаре»: «Никаких предрассудков, никаких абсурдных легенд, ни одной из тех догм, что оскорбляют разум и природу». Позже Иммануил Кант назовет Конфуция «китайским Со­кратом». Лейбниц - философ, который перекинул мостик между ре­лигиозностью и секуляризмом, - пошел еще дальше и заявил: «Нам нужны миссионеры из Китая, которые научили бы нас, как пони­мать и практиковать естественную религию...»

Мыслители раннего Просвещения ценили конфуцианство за то, что в управлении человеческими делами и поступками оно полагалось на разум, а не на божественную природу. В то время было популярным такое представление: пусть Европа ушла далеко вперед в научном и техническом прогрессе, однако Китай обладает «передовой этикой», «превосходной общественной организацией» (основанной на досто­инстве, а не на покровительстве) и «практической философией» - все это вместе «благополучно производит общественный мир и хорошо организованную общественную иерархию». Пиком просветительско­го восхищения Китаем стало вольтеровское «Эссе о нравах» (1759), в котором, по словам немецкого ученого Томаса Фукса, он «превратил Китай в политическую утопию и идеальное государство просвещенно­го абсолютизма; Китай служил для него зеркалом, побуждающим евро­пейских монархов к самокритике»11. В следующем году наиболее про­свещенный из монархов, Фридрих Великий, написал свое «Донесение Фихиху» (Report of Phihihu) - оно представляло собой серию писем неко­его вымышленного китайского посла в Европе своему императору. За­дачей Фридриха было противопоставить фанатизму католической Церкви китайский рационализм.

Западным людям часто трудно понять разницу между тем, какое место занимает религия в Китае, и тем, какое место она занимает на Западе. Здесь уместно обратиться к опыту португальского миссионе­ра на Дальнем Востоке Маттео Риччи, описанному великим истори­ком из Йеля Джонатаном Спенсом*. В начале своего пребывания в Китае в 1580-х годах Риччи, дабы заслужить уважение, выбрил голо­ву, сбрил бороду и носил буддистские хламиды. И лишь годы спустя Риччи осознал, до какой степени он ошибался: монахи и святые от­нюдь не были в Китае почитаемыми фигурами. Тогда он начал пере­двигаться в паланкине, который носили на плечах нанятые им слу­ги, «подобно тому, как путешествовали люди высокопоставленные». В 1592 году Риччи писал генералу ордена иезуитов Клавдио Аквавиле: «К иностранцам и священнослужителям в Китае относятся с та­ким отвращением, что нам приходится использовать и это, и всяче­ские другие удобства, чтобы показать, что мы вовсе не так отврати­тельны, как их собственные священники». К 1595 году Риччи отбро­сил монашеский аскетизм, который сводил на нет его миссионер­скую деятельность, и стал одеваться как последователь Конфуция. Поначалу Риччи отрицал конфуцианство из-за его неверия в едино­го Бога, в рай и бессмертие души. Конфуцианство, писал Риччи дру­гу, «есть истинный храм людей образованных». Но и он со временем понял, что хоть конфуцианство и придерживалось «строго нейт­ральной позиции» в отношении таких вопросов, как Бог и жизнь по­сле смерти, в нем все же существовало четкое понимание этики, мо­рали и справедливости. Подобно мыслителям Просвещения, Риччи пришел к выводу, что Западу есть чему поучиться у конфуцианства.

Но какое отношение имеет Господь Бог к внешней политике? Ис­тория свидетельствует, что страны, находившиеся под влиянием хри­стианства и ислама, стремились распространять свое мировоззрение и обращать в свою веру других. Миссионерский дух очевиден во внеш­ней политике таких разных стран, как Великобритания, Соединен­ные Штаты, Франция, Саудовская Аравия и Иран. Если рассматри-

* Маттео Риччи был тем самым миссионером, который в конце XVI века преподнес китайскому императору механические часы.

вать Великобританию и Соединенные Штаты, то протестантское представление о цели, которой подчинена внешняя политика, оста­вило глубокий след в международных отношениях - возможно, еще и потому, что эти страны были слишком могущественными. У Китая же, напротив, вероятно, никогда не было такого чувства предназначения. Его ощущение исторической цели вполне довольствуется сознанием того, что он есть Китай и что он превращается в мировую державу. Ему не нужно самоутверждаться путем навязывания чего-либо кому-либо. Поэтому когда Пекин проявляет холодность в своих высказыва­ниях по вопросам прав человека, происходит это не потому, что его режим - тиранический или что он склонен проводить беспощадную реальную политику - хотя это, конечно, и играет определенную роль. Китайцы просто смотрят на эти вопросы по-другому, у них нет набо­ра абстрактных представлений о хорошем и плохом, зато есть пред­ставление о практичности, что составляет основу их философии.

Западные бизнесмены часто отмечают, что их китайские парт­неры не так уж высоко ценят правила, законы и договоры. Их этика зависит от конкретной ситуации. Если китайский бизнесмен или официальное лицо считает, что данный закон «осел» (как высказал­ся один англичанин), он его просто игнорирует, или обходит, или предлагает заключить новый контракт. Почитание абстрактной идеи есть нечто чуждое практическому китайскому уму. Обществен­ные отношения и доверие куда важнее написанных на бумаге согла­шений. Microsoftгодами не мог заставить Пекин соблюдать законы об охране интеллектуальной собственности, пока компании (потратив множество усилий и времени) не удалось наладить отношения с пра­вительством и четко объяснить ему, что ее задача - помочь разви­тию китайской экономики и системы образования. И как только Microsoftубедил правительство в своих благих намерениях, законы начали проводиться в жизнь. Лишь у немногих китайцев присутству­ет внутренняя уверенность в том, что абстрактные правила, законы и Договоренности более важны, чем ситуационная оценка того или Иного события или дела, а это означает, что китайское политиче­ское и законотворческое развитие, скорее всего, пойдет по куда бо­лее длинному и сложному пути, чем можно было бы предположить.

Культурные традиции Китая оказывают свое влияние и на его подход к переговорам. Профессор Бостонского университета Ро­берт Веллер пишет: «В основе китайского представления о причи­не и следствии лежит идея энергии Ки. Ки - это материя учения Фэншуй, а также элемент тела, которым управляют с помощью аку­пунктуры и китайских трав. Это часть более широкого представле­ния о структуре мира как о наборе взаимовлияющих сил, находя­щихся в гораздо более сложном взаимодействии, чем простое ли­нейное представление о причине и следствии». «И это также мо­жет оказывать свое влияние на внешнюю политику», - замечает Веллер12. Подобные высказывания порой кажутся полной глупо­стью. Но когда разговариваешь с китайцами об их образе мышле­ния, быстро понимаешь, что понятия, подобные Ки, занимают здесь такое же важное место, какое Создатель и свободная воля - в сознании жителей Запада. Внешней политикой управляет множе­ство универсальных сил, но несомненно то, что базовый образ мышления влияет на восприятие, действия и реакции людей, осо­бенно в кризисных ситуациях.

Однако культура существует не в вакууме. Прошлое Китая и его собственный ДНК формируются его современной историей - влия­нием Запада, разрушением традиций при коммунизме, создавшем безвоздушное пространство в китайской духовности, и, возможно в большей мере его недавними попытками примирить собственные традиции с современностью. Когда вы разговариваете с китайскими экономистами об условиях экономического роста и способах обузда­ния инфляции, они не обращаются за помощью к Конфуцию. Цент­ральный банк Китая кажется весьма современным и (в этом смысле) вполне западным в своих подходах. И если он не спешит ревальви­ровать свою валюту - о чем просят Соединенные Штаты, то это го­ворит скорее о национализме, чем о культуре. (В конце концов, ко­гда Соединенные Штаты в последний раз меняли свою экономиче­скую политику из-за того, что какое-то зарубежное правительство приказывало им это сделать?) Китайцы переняли западный рацио­нализм во многих областях. Некоторые китайские политологи на­зывают себя «христианскими конфуцианцами» - это не означает,

что они перешли в христианство, просто они - китайцы с западны­ми взглядами, стремящиеся привнести в китайскую политику более глубокое понимание цели и ценностей. Ради процветания в XXI сто­летии Китай, как и любая незападная страна, смешивает свой собст­венный коктейль - сколько-то частей Востока, сколько-то - Запада.

СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ, ЧТОБЫ ПРЯТАТЬСЯ

Самая большая проблема Китая связана не с особенностями его культуры, а с универсальными свойствами, которые заключает в се­бе его растущая мощь. Китай видит себя страной, нацеленной на мирный рост, его поведение характеризуется умеренностью, невме­шательством в дела других государств и дружескими отношениями со всеми. Однако в прошлом многие поднимающиеся страны были столь же уверены в собственных благих намерениях - а заканчива­лось это тем, что они разрушали мировую систему. Политолог Ро­берт Гилпин отмечает, что по мере того как страна будет становить­ся все более мощной, она «будет увеличивать контроль над своим ок­ружением. Чтобы лучше обеспечивать собственную безопасность, она будет пытаться расширить границы политического, экономиче­ского и территориального контроля и изменить международную си­стему в соответствии с собственными интересами»13. Важно здесь то, что из истории мы знаем, что великие державы всегда верили, будто они имеют исключительно добрые намерения и только в силу необходимости им приходится защищать свои бесконечно расту­щие интересы. Поэтому в качестве второй по мощи мировой держа­вы Китай будет неуклонно расширять свои интересы.

В конечном счете намерения Китая не так уж важны. В запутан­ном мире международной политики намерения и результаты не свя­заны напрямую. (В 1914 году ни одна страна не ожидала мировой войны.) Это похоже на рынок, в котором все компании стараются Максимизировать свои прибыли за счет роста цен: системный ре­зультат оказывается прямо противоположным - цены падают. По-

добным же образом обстоят дела в международной политике, где нет единой верховной власти, где намерения отдельных стран дале­ко не всегда определяют конечный результат. Вспомните римский афоризм: «Хочешь мира - готовься к войне».

Насколько мирным окажется подъем Китая, будет определять комбинация его действий и реакций других стран, а также систем­ный результат этого взаимодействия. Из-за своих размеров Китаю не стоит надеяться проскользнуть на мировую арену незамеченным. Например, ему - и это вполне понятно - необходимы энергия и сы­рье. Китай растет быстро, потребляет энергию и все виды товаров, поэтому он вынужден обеспечивать их постоянное поступление. Другие страны покупают нефть, почему бы Пекину не делать того же? Но проблема - в размерах. Китай оперирует такими крупными масштабами, что не может не менять правил игры.

Представление Китая о его собственных интересах меняется. Люди вроде Ву Цзяньмина - это старое поколение дипломатов, мо­лодое же поколение хорошо представляет себе новую китайскую мощь. Некоторые из наблюдателей беспокоятся, что со временем эти представления будет разделять и руководство Китая. В 2005 году в своих изящно сформулированных предостережениях Ли Куан Ю выразил беспокойство не нынешним китайским руководством, и да­же не поколением, которое придет ему на смену, а следующим поко­лением, которое родится во времена стабильности, процветания и растущего влияния Китая. «До китайской молодежи нужно донести мысль, что им необходимо убеждать мир, что рост Китая не обер­нется разрушительной силой», - сказал он, выступая в университете Фудань. Ли имел в виду, что со времен Дэн Сяопина китайские лиде­ры вели себя скромно, поскольку еще хранили воспоминания об ошибках Мао - об экспорте революции, «Великом скачке», культур­ной революции, - которые привели к гибели почти 40 миллионов китайцев. «Жизненно необходимо, - продолжал Ли, - чтобы моло­дое поколение китайцев, растущее в период мира и процветания и не имеющее того бурного и опасного опыта, которым обладают их отцы и деды, знало об ошибках Китая, совершенных под воздейст­вием идеологического высокомерия и произвола».

В настоящее время китайская внешняя политика полностью сфокусирована на коммерческих интересах - хотя и у них есть своя теневая сторона. Например, Китай старается наладить экономиче­ские связи с Африкой. Континент богат полезными ископаемыми, в особенности нефтью и газом, а Китай в них остро нуждается. И Пе­кин, и африканские правительства рады новым торговым отноше­ниям - частично еще и потому, что их не отягощают колониальное прошлое или трудные исторические периоды - и бизнес процвета­ет. Торговля растет почти на 50 процентов в год, китайские инвести­ции в Африку растут еще быстрее. Во многих африканских странах наблюдается рекордно высокий экономический рост, который час­то объясняют их новыми связями с Китаем. Некоторые африканцы считают эти отношения эксплуататорскими и отрицательно отно­сятся к растущей мощи Китая, поэтому Пекин изо всех сил демонст­рирует свои благие намерения. В ноябре 2006 года президент Ху Цзиньтао провел саммит, посвященный китайско-африканским от­ношениям. Все сорок восемь африканских стран, с которыми у Ки­тая имеются дипломатические отношения, представляли на нем их президенты или премьер-министры. Это был крупнейший африкан­ский саммит, когда-либо имевший место за пределами самого конти­нента. На этой встрече Китай пообещал в последующие два года удвоить экономическую помощь Африке, предоставить 5 миллиар­дов долларов в виде займов и кредитов, учредить фонд в 5 миллиар­дов долларов для Поощрения дальнейших китайских инвестиций в Африку, списать большую часть долгов, предоставить больший дос­туп к китайскому рынку, подготовить 15 тысяч африканских специа­листов и построить по всему континенту новые больницы и школы. Премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи сказал: «Китай служит всем нам источником вдохновения»14.

Так что же во всем этом плохого? Ничего - за исключением то­го, что Китай, двигаясь в Африку, занимает экономическое, поли­тическое и военное пространство, которое прежде принадлежало Или Великобритании, или Франции, или Соединенным Штатам. А это неминуемо приведет к разногласиям, поскольку каждая вели­кая держава стремится продвигать свои собственные интересы и

свои собственные представления о том, что для Африки хорошо и правильно. Китайская интерпретация собственных действий со­стоит в том, что он не вмешивается во внутреннюю политику дру­гих стран - что он, в некотором смысле, ценит нейтралитет. Но так ли это на самом деле? Мойзес Наим, издатель журнала Foreign Policy, поведал историю о том, как в 2007 году нигерийское прави­тельство вело с Всемирным банком переговоры о займе в 5 милли­онов долларов на строительство железных дорог. Банк заявил, что утвердит кредит только после того, как правительство наведет по­рядок в чрезвычайно коррумпированной среде железнодорожной бюрократии. Сделка была почти завершена, когда в дело вступило китайское правительство и предложило 9 миллиардов долларов на перестройку всего железнодорожного сообщения - без обяза­тельств и требований о необходимости каких-либо реформ. Пред­ставители Всемирного банка сразу же были отправлены восвояси. Стоит ли говорить, что большая часть китайских денег осядет на банковских счетах чиновников, занимающих ключевые позиции в нигерийском правительстве, а рядовым нигерийцам вряд ли удаст­ся воспользоваться прелестями современного железнодорожного сообщения.

Пекин предпочитает вести дела непосредственно с правительст­вами, поскольку необходимые Китаю ресурсы находятся в основном в их ведении. Трансакции осуществляются куда проще, когда имеешь дело с одной централизованной властью, в особенности если это страна-изгой и ей не к кому обратиться, кроме как к Китаю. Поэтому Китай покупает платину и железную руду в Зимбабве и, в свою оче­редь, вопреки запрету США и Евросоюза, продает Роберту Мугабе оружие и радиоуправляемые устройства, которые тот использует для запугивания, арестов и уничтожения внутренней оппозиции. Пекин -главный сторонник Мугабе в Совете безопасности ООН.

В суданских делах Китай принимает еще более активное уча­стие. С 1999 года он инвестировал в тамошние нефтяные месторож­дения 3 миллиарда долларов. Китайские компании - основные дер­жатели акций в двух крупнейших нефтяных конгломератах Судана, на долю Китая приходится 65 процентов суданского нефтяного экс-

порта. Он поддерживает военные связи с Суданом и, вопреки нало­женным ООН ограничениям, кажется, поставляет оружие, которое в конце концов попадает в руки проправительственных боевиков в Дарфуре. Китайские официальные лица часто говорят о своих тес­ных военных связях с Суданом и о том, что они не намерены менять политику в отношении этой страны. Объясняя позицию Китая, зам­министра иностранных дел откровенно заявил: «Бизнес есть биз­нес. Мы стараемся отделять политику от бизнеса. К тому же я счи­таю, что внутренние дела Судана - это его внутренние дела, и мы не должны ему ничего навязывать».

Если бы Китай был незначительным игроком на международ­ной арене, его действия в Зимбабве и Судане мало бы что значили. Насколько нам известно, Куба также тесно сотрудничает с обоими правительствами, но это никого не волнует. Пекин же больше не может прятать свой фонарь под спудом. Китайские контакты с эти­ми странами дают их режимам шансы на выживание, на сдержива­ние прогресса и в конечном результате стимулируют эти порочные режимы и провоцируют социальную напряженность, которая и так разрывает африканский континент. Такого рода связи хоть и обеспечивают Китаю благосклонность африканских прави­тельств, но в то же время они почти гарантируют ему довольно сложное отношение со стороны самих африканцев - подобное то­му отношению к Западу, которое существовало в Африке на протя­жении многих лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.