Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волнение и ораторское искусство




Страх забыть текст.

Страх выглядеть смешным.

Страх неудачи в целом.

Что нам поможет в борьбе с ним? Например, актеры используют несколько приемов, помогающих им не волноваться перед выступлением, думая о возможной неудаче. В первую очередь, они находят спасение в концентрации на существе роли и на действиях (внутренних и внешних), которые им предстоит произвести на сцене. Лучший способ отвлечься от того, что внушает страх – увлечь себя чем-то другим.

Страх неудачи уходит на второй план сознания и уже не мешает работе.

Еще один способ преодоления этого страха – физическая нагрузка (приседания, бег по ступенькам и т.д.), помогающие сбросить излишки адреналина. Так же за кулисами можно часто услышать, как актеры рассказывают друг другу смешные истории и анекдоты: смех противоположен страху, к тому же к зрителю нужно выходить только в хорошем настроении, приподнятом расположении духа.

Свойственно тем видам публичных выступлений, которые предполагают прямой контакт с публикой. Очень помогает посмотреть на ситуацию с юмором, научиться смеяться в первую очередь над собой самому. В любой ситуации - доля здоровой иронии!! Как ни странно, такой простой способ позволяет притупить чувство страха быть смешным.

Во-первых, ораторам (ведущим) учить весь текст не нужно. Нужно знать куски, план. Чтобы не забыть, собственно говоря, сам план, можно кратко записать в виде схемы его на листе бумаги. Смотреть в бумагу постоянно – не рекомендуется, однако 3-4 раза за выступление (в эфире - больше) подсмотреть в такой лист помехой восприятию выступления не будет.

В целом же любой страх перед выступлением притупляется (становится привычным) с практикой. Практикуйтесь, и страх публичных выступлений станет минимальным и не будет вам мешать.

 

Сегодня в Интернете можно найти множество статей, предлагающих всевозможные способы подавления нервозности, посвященные борьбе с волнением перед выходом на публику, устранению аудиторного страха и приводящих в результате читателя в состояние ужаса перед публичным выступлением.

К сожалению, в большинстве из них не обсуждаются преимущества присутствия адреналина в крови для повышения качества вашего публичного выступления. Ощущение легкого (но именно легкого) «тремора» должно присутствовать перед и во время ваших презентаций или публичных выступлений.

Волнение должно быть вашим лучшим другом, а не кошмаром. Вы должны нервничать, если не испытываете по поводу предстоящего выступления никаких эмоций. Однажды знаменитую оперную певицу Монтсеррат Кабалье спросили, было ли у нее когда–нибудь желание не выступать, а сбежать с выступления, и она ответила: «Каждый раз, когда я иду на сцену, у меня возникает такое желание!» Все великие ораторы, артисты, спортсмены нервничают перед своими выступлениями. Если вы думаете, что они не нервничают, то вы ошибаетесь. Страх перед публичным выступлением
испытывает любой человек. Разница, однако, в том, что они используют свою нервозность себе на пользу.

Что такое избыточное волнение? Наши надпочечники вырабатываю адреналин, который выбрасывается в кровь. Зачем природа устроила наш организм таким образом, чтобы этот самый адреналин попадал в кровь в моменты опасности (а именно так воспринимает наша психика публичное выступление)? Дело в том, что адреналин действует как природный допинг. Он обостряет наше внимание, зрение и слух, делает наши реакции более быстрыми, активизирует нашу психику. Стоит ли избавляться от такого помощника?

Аудиторный страх, волнение перед выступлением у оратора - это замечательно. Это прилив адреналина, он может поднять уровень вашего выступления, речи или презентации на небывалые высоты, если вы позволите работать ему на вас, а не против вас. Это не сложно. Стоит дать небольшую физическую нагрузку своему организму перед выступлением (например, сделать несколько приседаний) и излишняя нервозность уйдет. В крови останется столько адреналина, сколько необходимо оратору.

Вы должны любить нервничать. Любить свое состояние перед выступлением. Без адреналина нельзя выступать, потому что нервозность дает преимущество, которые вы не испытаете, если будете слишком уверены. Излишняя уверенность способно погубить труд оратора так же как и избыточных страх.

Ораторское искусство предполагает умение управлять своей речью спонтанно. Оратор – живой человек, а публичное выступление — живой процесс. Если вы подлинно общаетесь с аудиторией, вы никогда не сможете предсказать результат вашего общения. Это одна из положительных характеристик публичного выступления. И это само по себе является достаточной причиной, чтобы начать нервничать перед презентацией.

Ожидайте своего выступления и волнуйтесь. Узнайте на своем опыте, как управлять нервозностью и заставьте ее работать на вас, а не против вас. Это может поднять вашу речь или презентацию на такой уровень, о котором вы даже не подозревали!

 


В условиях публичного выступления или любого другого типа живых выступлений, идея пытаться полностью избавиться от нервозности, безусловно, не является хорошей мыслью.

 

 

Секрет в борьбе с аудиторным страхом в том, чтобы узнать, как обрести контроль над ним. Поступая таким образом, вы обнаружите, что он будет работать на вас, а не против вас. И лучшее средством борьбы с этими нервным испугом, когда вы чувствуете избыток нервозности, и ваш аудиторный страх контролирует вас – это дыхание при поддержке диафрагмы, то, что большинство людей не знают, и совершенно определенно не делает. Большинство населения прибегает при дыхании к верхней части груди или вялому дыханию. Наверняка вам интересно, как дыхание может повлиять на нервозность. Прежде всего, многие начинающие ораторы даже не думают о том, чтобы научиться правильно дышать при разговоре. Именно поэтому вы часто слышите, что звук их голосов все выше и выше, а скорость речи все быстрее и быстрее. Они отчаянно пытаются закончить фразу, пока не кончился воздух.

Проблема в том, что нехватка воздуха, в сочетании с поверхностным дыханием, на самом деле увеличивает нервозность. Это известный факт, что, когда кто-то испытывает приступ паники, первое, что необходимо сделать, это сесть и сделать глубокий вдох. Когда вы дышите таким образом, ваш организм способен избавиться от токсинов в крови, что невозможно при поверхностном, неглубоком дыхании.

Поэтому, если вы «лениво» дышите, то вы нервничаете, обращаясь к аудитории, ваше дыхание на самом деле увеличивает волнение. Когда вы научитесь дышать диафрагмой, которая имеет тот же тип дыхания, что и используемый в медитации и йоге, вы обнаружите, что контролируете свои страхи перед публикой. Когда это произойдет, вы сможете сосредоточиться на вашем выступлении и идее выступления, а не на ваших нервах. Не пытайтесь избавиться от волнения. Узнайте, как правильно дышать и вы увидите, что ваша нервозность может сделать для Вас!

 


Если провести аналогию со спортом, то мы можем вспомнить бесчисленное количество примеров, когда победителем из противостояния выходил тот, кто более раскрепощен физически, кто более сконцентрирован на выполнении задачи, кто более тренирован, у кого наиболее эффективный план.

 


Обладая такими инструментами, как: тембрально богатый голос, четкая дикция, владение темпо-ритмом, владение интонацией и паузой, владение динамикой текста, смысловые куски и задачи, цель и пристройки, чувство аудитории, смысловое развитие выступления, расстановка эмоциональных акцентов и т.д., можно виртуозно вести любые, даже очень сложные телепрограммы.

 

 

Возникает вопрос: как же быть, если природная пластика или, например, голос человека не соответствуют требованиям, предъявляемым хорошему спикеру? Ответ прост: управление пластикой и голосом – это физическая техника, которая должна быть наработана в процессе тренировок. Ситуация, в которой работа с жестом или артикуляцией начинается сознательно в момент выступления, неприемлема.

 

Такого рода характеристики как четкая дикция, природный голос, техника произнесения гласных и согласных звуков, интонирование, естественная пластика, расслабленные (но в тонусе) мышцы тела, тембральная окраска, работа с диапазоном и т.д. появятся только в результате тренировок и никак иначе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.