Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика воспитанности (степени социализации) подростков




Анкета

1. Есть ли необходимость честно трудиться в наше время? Почему?

2. Нужно ли продолжать учиться после окончания школы, ведь всегда есть возможность и без этого прекрасно устроиться в жизни?

3. При каких условиях, с вашей точки зрения, жизнь в России изменится к лучшему?

4. Чему, по-вашему, имеет смысл посвятить свою жизнь?

5. Кем вы видите себя через 10-15 лет (в профессиональном и личном плане)?

6. Учитывает ли ваш выбор профессии пожелания ваших родителей (т.е. самостоятелен ли ваш выбор или обусловлен возможностями и стремлениями родителей)?

7. Есть ли у вас цель и задачи в отношении профессиональных планов?

8. Какая профессия вам интересна? В каком учебном заведении ее можно приобрести?

9. Какие положительные стороны имеет выбранная вами профессия? А какие негативные?

10. Могут ли какие-либо недостатки вашего характера помешать вам в достижении профессиональной цели? (Не обязательно только лень; это может быть, например, слабое здоровье, стеснительность и др.)

11. Есть ли у вас примерный план самосовершенствования относительно профессионального роста? Если «да», то в чем он заключается?

12. Что или кто может вам в этом помешать?

13. Намерены ли вы преодолевать препятствия на пути к профессиональной цели?

14. Имеете ли вы запасные варианты на случай неудачи в действиях по основному выбору?

15. Предпринимаете ли вы уже сейчас какие-либо действия для подготовки к избранной специальности кроме учебы в школе?

После проведения такого занятия работник проводит индивидуальную консультацию с учащимися (по желанию), помогает уточнить профессиональные планы, наметить пути получения профессии, а также разобраться с другими важными для подрастающего человека проблемами.

Рекомендуемая литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2000. – 551 с.

2. Быков С.А. Наркомания среди молодёжи как показатель дезадаптированности // СОЦИС. – 2000. – №4. – С. 48-52.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 440 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М., 2001. – 240 с.

5. Двойменный И.А. Незаконный оборот наркотиков // СОЦИС. – 1999. – №5. – С. 74-79.

6. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика. – 1998. – №5. – С. 58-66.

7. Курманова Г.У., Башмакова Л.Н., Бутенко Е.Н. Работники коммерческого секса // СОЦИС. – 2000. – №5. – С. 51-59.

8. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С. 93-99.

9. Маликова Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании // СОЦИС. – 2000. – №7. – С. 50-57.

10. Меренков А.В., Никитина М.Н. Социальный портрет современной проститутки // СОЦИС. – 2000. – №5. – С. 47-51.

11. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 416 с.

12. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / Под ред. А.Н.Гаранского. – М., 2003. – 352 с.

13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального работника. – М., 2002. – 480 с.

14. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000. – 448 с.

15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. – М., 2004. – 395 с.

16. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. – 1987. – Том 8. – №4. – С. 92-102.

17. Питюков В.Ю. Основы работникической технологии – М., 2001. – 192 с.

18. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2000. – 528 с.

19. Подготовка социальных работников в университете Манитобы (Канада): справочное руководство для преподавателей и менеджеров. – Виннипег, Ставрополь, 2002. – 176 с.

20. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Беличева С.А., Кардашина О.В., Линде Н.Д, и др. // Под ред. С.А.Беличевой. – М., 1999. – 184 с.

21. Рубан Л.С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. – 1999. – №5. – С. 70-74.

22. Самоубийства в России // СОЦИС. – 1999. – №5. – С. 82-83.

23. Славина Л.С. Трудные дети. – М.-Воронеж, 1998. – 447 с.

24. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. М.А.Галлагузовой. – М., 2001. – 416 с.

25. Социальная работа / Под ред. В.И.Курбатова. – Ростов-на-Дону, 2000. – 576 с.

26. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Отв. ред. А.А.Козлов. – М., 2005. – 368 с.

27. Социальная работа: теория и организация: Учеб. пособие / Под ред. П.П.Украинец. – Мн., 2005. – 288 с.

28. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина – М., 2001. – 427 с.

29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 336 с.

30. Тайбаков А.А. Лицо корыстного преступника // СОЦИС. – 1999. – №5. – С. 79-81.

31. Фельдштейн Д.И. Некоторые проблемы специальных школ // Психология развивающейся личности. – М.-Воронеж, 1996. – С. 256-269.

32. Фельдштейн Д.И. Особенности включения подростков-правонарушителей в систему общественно-полезной трудовой деятельности // Психология развивающейся личности. – М.-Воронеж, 1996. – С. 285-304.

33. Фельдштейн Д.И. Перекрёсток // Психология развивающейся личности. – М.-Воронеж, 1996. – С. 251-256.

34. Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Психология развивающейся личности. – М.-Воронеж, 1996. – С. 270-284.

35. Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика. – 1996. – №3. – С 25-30.


Приложения


Приложение 1.

 

Для использования на практике предназначены критерии оценки воспитанности. При этом важно иметь в виду, сколько всего уровней развития каждого качества целесообразно выявлять и фиксировать. Чем больше число уровней, тем подробнее должны быть критерии, их отражающие, и тем большее число признаков они должны содержать. В принципе уровней воспитанности по каждому качеству может быть от 2 (высший и низший) до неограниченного количества. Однако на практике часто приходится встречать школьников, для которых характерен средний уровень воспитанности. Т. о, можно говорить о 3-х уровнях, что соответствует 3-м оценкам поведения учащихся, применяемым в школе. Необходимо подчеркнуть, что уровням воспитанности имеет смысл давать именно конкретно-содержательные наименования (например, высокий, средний, низкий), так как цифровые или им подобные обозначения, будучи абстрактными, не дают реального представления о явлениях, связанных с воспитанием, непонятны школьникам и поэтому затрудняют их практическое использование. Исходя из того, что выявление воспитанности предполагает наличие 3-х уровней, критерий должен включать не менее 3-х признаков, поскольку меньшее их число делало бы невозможным применение 3-балльной оценки. Максимальное же число признаков при этом может быть любым, лишь бы они отражали суть соответствующего качества – показателя воспитанности. Опыт свидетельствует, что максимум признаков должен составлять не более 6, потому что в противном случае критерий был бы слишком громоздким. Применительно к условиям воспитательной работы со школьниками это число признаков вполне достаточно.

Т. о., если критерий – это максимальная условная единица измерения воспитанности школьника, то каждый признак является как бы минимальной условной единицей. Подобный подход к проблеме выявления воспитанности обусловливает следующее решение вопроса об определении ее уровней. Высокий уровень развития социального качества личности, служащего показателем воспитанности, характеризуется проявлением всех признаков, свойственных этому показателю. Средний уровень констатируется при наличии половины или более половины признаков соответствующего критерия. Низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа, раскрывающего критерий, или их отсутствие.

Рациональная организация работы по диагностике уровня социального развития школьников предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение личных дел учащихся и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки (МКЭО) в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится. МКЭО как основной диагностический метод можно применять уже с 3 класса. На начальном этапе исследователь готовит специальную беседу о том качестве, которое является предметом диагностики. В содержание беседы должны быть включены следующие моменты: значение данного качества для человека, как оно проявляется и в чем выражается это проявление, как практически можно оценить это качество. В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по группе. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, с, н (высокий, средний, низкий). Окончательная экспертная оценка данного социального качества определяется как среднее арифметическое значение оценок всех учащихся класса (кроме одного, на которого подсчитывается), потому что он сам себя не оценивает. Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: в – 3 балла, с – 2 балла, н – 1 балл. Количественная отметка округляется до 1-2 знаков после запятой и заносится в диагностическую карту (см. ниже), с учётом следующих шкалы: от 0 до 1,5 балла включительно (от 0 до 50%) – низкий уровень развития социальных качеств, от 1,5 до 2,25 балла включительно (от 50 до 75%) – средний уровень развития социальных качеств, от 2,25 до 3 баллов включительно (от 75 до 100%) – высокий уровень развития социальных качеств. Общий индекс (шкала 15) определяется суммированием полученных показателей по 14 предыдущим шкалам и соотносится с указанной выше шкалой с учётом изменений: от 0 до 21 балла включительно (от 0 до 50%) – низкий уровень развития социальных качеств, от 21 до 31,5 балла включительно (от 50 до 75%) – средний уровень развития социальных качеств, от 31,5 до 42 баллов включительно (от 75 до 100%) – высокий уровень развития социальных качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.