Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция управленческой мысли. Этапы развития, научные подходы и школы менеджмента




Эволюция управл. мысли предст. собой процесс формир-я и трансформ. совок-ти взглядов на сист. упр-я в соотв. с объективн. усл-ми и потр-ми экон. в течение исторически длит. периода времени.

Индустр. рев-ция 17–19 вв. оказ. гораздо больш. влияние на теор. и практ. упр-ия, чем все предшеств. рев-ции. Именно на этом этапе и начал развив. мен-т в том виде, в кот. мы привыкли восприн. это слово. Именно тогда появ. потр-ть в талантл. управленцах, кот. м.б. выраб. свою стратегию упр-ия фирмой и разв-я бизнеса и привести фирму к успеху.

Этапы развития:

Классич. направл. мен-та вкл. в себя три области:

1) научн. мен-т – акцент дел. на научн.-обосн. орг-ию пр-ва, рацион-ть и промышл. е мен-т (Фредерик Тейлор, Генри Гант, Френк Гилберт).

Основателем классич. школы «научн. мен-та» счит. Ф.Тейлор– инженер-практик и мен-р, решавший в своей повседн. работе проблемы рацион-ии пр-ва и труда с целью повыш. производ-ти и эфф-ти. Осн. взгляды Тейлора излож. в книгах «Упр-ие предпр-ем», «Принц. научн. упр-ия».

Главн. идея Тейлора сост. в том, что упр-ие д. стать системой, осн. на опред. научн. принц., д. осущ-ся спец. разраб-ми методами и меропр-ми, т.е. что необх. проектировать, нормировать, стандартиз-ть не т. технику пр-ва, но и труд, его орг-ию и упр-ие, следует соверш-ть систему оплаты труда. Практич. прим-е идей Тейлора доказ. всю свою важность, обеспечив значит. рост произв-ти труда.

2) админ. мен-т – вним-е удел. орг-ии в целом и таким ф-иям как планир-ие, орг-ия, командн. цепочка, коорд-ия и контроль (Анри Файоль).

Бурное разв-е пром-ти предопред. дальнейшую эволюцию научн. взглядов классич. школы. Разв-е идей Тейлора было продолж. франц. инженером А. Файолем, кот. предлож. опис-е работы управл-х в орг-иях, выделив характ.е для них виды деят-ти или ф-ции: планир-ие, орг-ию, рук-во, коорд-ю и контроль. Им были сформул. принципы мен-та, кот. предлаг. руков-ться при реш-и управл. задач и выполн. ф-ций мен-та. Файоль счит-ся осн-лем т.н. классической административной школы управления.

Вклад дан. школы заключ. в том, что она рассм. упр-ие, как универс. процесс, сост. из неск. взаимосв-х ф-ций, что формир. теорию упр-ия всей орг-ией.

3) концепция бюрокр. орг-ий (теория идеальн. типа админ. орг-ии) предпол. четкое опред-е должностн. обяз-тей и ответств-ти раб-ков, ведение формальн. отчетности, раздел-е собств-ти и упр-ия, что д.б. строиться на безличной, рацион. основе (Макс Вебер). Он интересовался лишь формальн. орг-ией упр-ия, а все отклон-я от нее рассм. как не представл-е интереса для теоретика.

Период доминир-я классич. мен-та был плодотворным – появ. наука упр-ия, новое фундамент. понятие, повыс. эфф-ть упр-ия.

Как самост. наука мен-т зарод. на рубеже 19–20 вв. Именно в этот период появ. первые работы, посвящ. упр-ию хозяйств. деят-тью. Во многом это было предопред. потр-ми капиталист. общ-ва. Раздел-е труда прив. к тому, что пр-во стало оч. сложным, усложнились и мех-змы упр-ия им.

Школа "человеческих отношений" (бихевиоризма) (Фоллет, Маслоу, Фредерик Герцберг, Дуглас Макгрегор и др.) Осн. вним-е школа удел. мотивам повед-я людей, роли неформ. орг-ий, изуч. природы конфликтов и сотрудн-ва, анализу груп. динамики и лид-ва. Выдел. 3 обл. направл-я: человеч. отнош-я, человеч. ресурсы и бихевиоризм.

Счит., что начало этому направл. полож. Э. Мэйо, кот. пришел к сенсац. в то время открытию, исследуя завис-ть производ-ти труда от физ. аспектов работы (напр., освещения). После многочисл. эксперим. (Хотторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что повед-е группы м. в большой степ. не завис. от рабочих усл-й или схемы оплаты труда - на рез-ты труда влияют не т. матер. усл-я, но и соц. ф-ры (обществ. призн-е важности труда кажд. раб-ка, благопр. климат в колл-ве, забота со стороны рук-ва и возм-ть поддерж-я неформ. контактов с коллегами).

Большой вклад в развитие школы «человеч. отнош-й» был сделан в 40–60-е гг., когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – повед-е) было разраб. неск. теорий мотивации. Одной из них явл. иерархич. теория потр-тей Маслоу (чел. им. шир. спектр потр-тей, кот. он стремится удовл-ть, что и явл. мотивом его производств. поведения. У самого осн-ия пирам. – необход. физиол. потр-ти; затем потр-ти, обеспеч. соц. и страх. гарантии; далее потр-ти принадл-ти к общности, поддержка, признание; далее – потр-ти в самоутв-ии, статусе и репутации; на самой вершине – потр-ти в самовыраж. и самореал. Удовлетвор. потр-ть перест. быть мотивом повед-я, но при этом м. стать импульсом к формир-ю потр-тей более выс. уровня). Одной из наиб. известн. концепций мотив-и, продолж. теорию Маслоу, явл. взгляды проф. Герцберга, обусловл. мотивацию удовлетв-тью или неудовл-тью работой.

М. Фоллет доказ., что теория упр-я д. базир. не на интуит. представл-х о природе чела и мотивах его повед-я, а на достиж-х научн. психологии.

Особ. место в школе "человеч. отнош-й" заним. учение Д.МакГрегора, в осн. кот.о лежат теор. Х и теор. Y, кот. концептуально обосн. соотв. жестк. и мягк. модели упр-ия.

"Эмпирическая" школа. Предст-ли этой школы – Питер Друкер, Э.Дейл и другие - в своих научн. и практич. изысканиях объед. концепции классич. школы и школы "человеч. отн-ий", обосн. необх-ть перехода от управленч. технологий к упр-ию людьми

Школа "соц. систем" - Честрер Барнард, Игорь Ансофф и др. Школа рассм. орг-ию как един., целостн. систему, что подраз. системн. подход к ее изуч-ю. Осн. эл-ты, составл. систему, и возд-ие на них пост. и перем. ф-ры рассм. как оказ-ие влияние др. на др. и на сист. в целом, включая возм-ть изм-я целевых установок, адаптац. преобраз-я, приспособл-я и интегр-и.

"Новая школа упр-ия". В школу вошли неск. направл., в частн., иссл-е операций, общ. теория систем, эконометрика, опир. на матем. методы и исп-ие комп. технологий для повыш. обосн-ти прин-я управл. реш-ий (Людвиг фон Берталанфи, Рассел Аккоф). Онасформир. в 50-е гг. 20 в. как колич. школа науки упр-ия, осн. на понимании сложных управл. проблем, благодаря разработке и прим-ю моделей с исп-ем колич. методов (Р. Акофф и др.). В школе науки упр-ия различ. 2 главн. направл-я: пр-во рассм. как «соц. система», а также исп. системн. и ситуац. анализ с прим. мат. методов и ЭВМ. Среди нов подходов: дерево реш-й, мозг. штурм, упр-ие по целям, диверсиф-ия, бюджетир-е, кружки кач-ва, портфельный мен-т. Др. направл-ем явл. выведение общ. принципов сложных систем с пом. синергетич. методологии (принц. нелинейности, самоорг-ии, неравновесности экон. процессов). Это движение в общем мен-те получ. название «эволюц. мен-т».

Кр. того, наиб. важн. тенденции разв-я упр-ия на совр. этапе: - формир-е спос-ти орг-ии к пост. обновл. и приспособл. к меняющимся усл-ям; - возраст. знач-ти упр-ия интеллект. капиталом (человеч. и рыночн. активами, интелл. собств-тью); - экон. глобализ-я и необх-ть учета этого ф-ра при формир-ии стратегий устойч. разв-я орг-ий; - кач-ное соверш-ие информ. и коммуникац. базы упр-ия, орг-ия мониторинга управл. процессов; - расшир. сферы практич. прим-я соврем. видов управл. анализа (SWOT, PEST); - разв-е и расшир. сферы практич. прим-я концепции всеобщ. мен-та кач-ва (TQM).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.