Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные макроэкономические показатели, их назначение, способы вычисления




Главный макроэкономический показатель деятельности экономики страны – валовой внутренний (ВВП) продукт. В ряде стран используется валовой национальный продукт (ВНП). Оба эти показателя отражают результаты деятельности в сфере материального производства и сферы услуг. Оба показателя определяются как стоимость всего объема произведенных в стране благ и услуг за год.

Разница между ВВП и ВНП: -ВВП рассчитывается по территориальному признаку и представляет собой сумму стоимости всех произведенных за год в стране благ и услуг, в том числе и предприятиями, принадлежащими зарубежным компаниям. ВНП – совокупность стоимости всех товаров и услуг, произведенных национальными предприятиями, в том числе за рубежом.

Главное требование при расчете ВВП и ВНП – однократный учет всех товаров и услуг, произведенных за год. При учете должна учитываться только конечная продукция и не учитываются конечные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться много раз. Конечная продукция – товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи.

ВВП по доходам = рента + процент банка + зар.плата + прибыль + амортизация + косвенные налоги

ВВП по расходам = потребительские расходы + государственные расходы + чистый экспорт + Инвестиции.

К косвенным налогам относятся – акцизы, НДС, таможенные пошлины. ВВП как измеритель объема производства имеет важный недостаток – он завышает объем производства на сумму годовой амортизации и косвенных налогов. Уменьшив величину ВВП на сумму амортизационных отчислений за год получаем еще один макроэкономический показатель – ЧНП - чистый национальный продукт. ЧНП = зарплата + прибыль + процент банка + косвенные налоги + рента.

Вычитая из ЧНП сумму косвенных налогов получаем национальный доход.

НД = прибыль + рента + процент банка + зарплата

НД - вновь созданная за год стоимость. Характеризует то, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества, поэтому в НД не включается амортизация и сумма косвенных налогов как при расчете ВВП. НД – чистый заработанный доход общества, этим объясняется его широкое применение. НД различают произведенный и использованный. Произведенный - весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД – произведенный НД без потерь (брака, стих. Бедствий, ущерб при хранении и др.). В РФ выделяют 2 фонда – фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления – часть НД обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и общества в целом. Фонд накопления – часть НД обеспечивающая развитие производства.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность данных иследуемых государством для описания итогов хоз-ой деятельности страны в целях их последующего анализа. В СНС входят следующие показатели:

-Валовый внутренний продукт (ВВП); -Чистый внутр продукт (ЧВП); -Национальный доход (НД);-Личный доход (ЛД);-Распологаемый доход (РД).

ЛД – личный доход, НД минус прямые налоги на прибыль предприятия минус взносы на соц страхование + % и деведенты + трансфертные платежи со стороны гос.

РД – распологаемый доход. Это ЛД – (минус) все индивидуальные налоги, оплачиваемые гражданином.

 


9.Инфляция (И): причины, типы, последствия. Регулирование инфляции.

И – обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Обычно И имеет в своей основе не одну, а несколько причин. Она может проявляться не только в повышении цен, но и в ухудшении качества товаров, в ряде случаев может иметь место скрытая инфляция, проявляющаяся в дефиците товаров (не всякий рост цен говорит о наличии инфляции). Падение покупательной способности денег и рост цен связаны между собой. И означает переполнение рынков бумажными деньгами, не обеспеченными товарной массой.

Обычно в основе И лежит несоответствие ден. И товарной массы. Т.е. спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители или поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов населения над расходами могут порождаться дефицитом гос. Бюджета, опережающим ростом зарплаты по сравнению с ростом производства и производительностью труда, произвольным установлением государством цен, вызывающем перекосы в величине и структуре спроса и др.

Внешние причины И – сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешней торговли. Внутренние причины. Одна из причин И в нашей стране – деформация народного хозяйства, когда отрасли потребительского сектора сильно отстают от отраслей тяжелой промышленности, особенно военного машиностроения. Сложность проблемы И в том, что приспособить количество денег к товарной массе очень сложно, а произвести бумажные деньги в любом количестве – оч просто. При избытке деньги обесцениваются, теряет от этого практически вся страна за исключением эмитента.

Типы И: в зав-сти от хар-ра инфл и темпов роста цен выделяют: 1. «ползучая» - относит-о невысокие темпы роста цен (до 10-15% в год), в эти рамки попадают все р-тые страны, и Россия. Большая часть всех р-тых стран имеет инфл 2-3% в год. 2. «галопирующая» – трудно управляема, в отл-е от ползучей, темпы такой инфл выражаются двузначными числами в годовом выражении. Такие высокие темпы роста хар-ны д/развивающихся стран и стран с переходной э на начальном этапе реформирования. 3. гиперинфляция – рост цен свыше 50% в месяц, а годовой выражается четырехзначными цифрами. При ней рост цен становится неуправляемым – обычные рецепты управления ценами не помогают, развивается бешеная спекуляция, а правительство дезорганизуется. Чтобы остановить гипер И нужно прибегнуть к чрезвычайным мерам.

Последствия И. незначительная И до 4% сопровождается соответствующим ростом денежной массы способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем больше, чем больше имеется неиспользованных факторов производства. рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства приводит к восстановлению равновесия между товарами и денежной массой при более высоком уровне цен. Выигрывают от такой инфляции не все фирмы, а только те, которые имеют более совершенное оборудование и организацию производства. В лучшем положении оказываются соц.группы живущие на нефиксированный доход, если их номинальные доходы будут расти быстрее И. В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя и чтобы избежать потерь производители поставщики и посредники поднимают цены, подстегивая И. от И могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если в договоре не указано, что % за кредит учитывает И. При голоппирующей и гипер И большинство фирм испытывает трудности с планированием расходов и доходов, т.же гораздо выгоднее становятся те виды деятельности, которые быстрее приносят доходы – прежде всего торговля и перепродаже товаров разл. Назначения. Эк. Спад в этих условиях становится оч вероятным. Длительная гипер И ведет к постепенному сворачиванию всякой коммерческой деятельности в большинстве секторов эк.

Социальные последствия И. - Снижение реальных доходов населения, при росте номинальных; - Обесценивание сбережений; - Потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров по низким ценам; - Усиление диспропорций м/у с/х и промышленностью; - Ухудшение условий жизни прежде всего у слоев населения с фиксированными доходами. (пенсионеры, студенты, гос служащие).

Регулирование И. Управление И один из самых сложных эк. вопросов. Способы управления И неоднозначны и часто противоречивы. С одной стороны нужно сдерживать рост И, а с другой поддерживать стимулы к производству и создавать условия насыщения рынка товарами. Управление И предполагает использование комплекса мер, позволяющих сочетать небольшой рост цен со стабилизацией доходов. Для антиИ регулирования используется 2 типа эк. политики: 1.политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитно экспансии, сдерживание денежной эмиссии (ден масса регулируется в соответствии с ростом ВВП). 2.политика регулирования цен и доходов, увязывающая рост зарплат с ростом цен. (индексация доходов, использование для этого стандартной потребительской корзины или прожиточного минимума).

Для остановки нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения цены или замораживаться зарплаты, ограничивается выдача кредитов. Методы борьбы с И д.б. комплексными, постоянно уточняемыми и корректируемыми.


10.Рынок: сущность, структура, функции, условия возникновения.

Современная рыночная экономика доказала свое превосходство перед другими эк. системами. В ее основе лежит рынок, кот. явл. мощным побудительным стимулом к высокоэффективной хоз. деятельности, Рынок – обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Сущ. 4 сферы эк деятельности: производство, распределение, обмен, потребление. Производство рождает тов. массу, при распределении опр. кому непосредственно достанутся р-ты пр-ва, кто станет собственником пр-ной пр-ии, на стадии обмена проявляются ф-ии рынка, а потребление происходит после того, как товар попадает потр-лю.

Условия возникновения:

1.Общественное разделение труда – Разделение труда требует обмена, т.к. каждому нужны результаты труда другого.

2.Экономическая обособленность и самостоятельность производителей, свобода предпринимательства. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, т.е. никто не хочет проиграть и желает получить взамен своего товара эквивалентное количество другого товара. Внерыночное регулирование неизбежно в любой экономической системе. Но чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рынок предст. собой систему взаимосвязанных рынков: - Рынок рабочей силы; - Финансовый; - Рынок средств производства; - Потребительский рынок; - Рынок услуг; - Рынок технологий; - Рынок духовных благ

Функции рынка:

1.Информационная – через цены, процентные ставки по кредитам рынок дает участникам информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.

2.Посредническая – эк. обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друго друга и обменяться результатами своего труда. В данном случае производитель и покупатель могут выбирать друг друга.

3.Ценообразующая - на рынке благодаря спросу и предложению, а также имеющейся денежной массе образуется подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменении в производстве и потреблении, конъюнктуре рынка.

4.Регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы что производить, как производить, для кого производить. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение себестоимости продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру в эк., стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей. Важная роль в рыночном регулировании принадлежит спросу и предложению. Рост цены стимул к расширению производства, ее падение – сигнал к сокращению предложения. Гос-во также может регулировать эк. Отношения прежде всего в сфере конкуренции, контролируя степень монополизма отраслей.

5.Санирующая – с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от эк. Неустойчивых нежизнеспособных предприятий, одновременно давая зеленый свет более предприимчивым, эффективным в результате повышения средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.