Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет зубчатой передачи




 

Проектировочный расчет.

Основной задачей является назначение материалов и расчет напряжений.

Принимаем для изготовления шестерни и колеса Сталь 45 с термообработкой – улучшение.

Обоснование: зубья нарезают после термообработки заготовки. При этом достигается достаточная твердость изготовления зубчатых колес без использования дорогих финишных операций. Колеса хорошо прирабатываются.

По справочнику выбираем данные для расчета:

- для шестерни: твердость поверхности зубьев Н 1=269-302 НВ (наиболее вероятная твердость 285 НВ); σВ1 =890 МПа; σТ1 =650 МПа;

- для колеса: твердость поверхности зубьев Н 2=235-262 НВ (наиболее вероятная твердость 250 НВ); σВ2 =780 МПа; σТ 2=6540 МПа.

Определяем допускаемые контактные напряжения:

где σHlimb – предел контактной выносливости;

SH – коэффициент безопасности;

KHL – коэффициент долговечности;

ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей;

ZV – Коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;

KL – коэффициент, учитывающий влияние смазки;

KXH – коэффициент, учитывающий влияние размера колеса.

Потзуясь справочником, принимаем:

- для шестерни:

;

МПа.

SH =1,1; КHL =1; ZR =1; ZV =1; KL =1; KXH =1.

МПа.

- для колеса:

;

МПа.

SH =1,1; КHL =1; ZR =1; ZV =1; KL =1; KXH =1.

МПа.

За расчетное допускаемое контактное напряжение для прямозубой цилиндрической передачи принимаем меньшее из [σ]H1 и [σ]H2 - [σ]рас =518 МПа.

Назначаем коэффициенты. Принимаем коэффициент ширины зубчатого колеса ψba =0,315, КНβ =1,15 при b2/d1 =0,945 и условии, что колеса прирабатываются и находятся вблизи одной из опор; а для прямых зубьев принимаем КНα =1, KHV =1,2.

Определяем межосевое расстояние:

,

где Кар – средний суммарный коэффициент, равным 9,75 103МПа1/3;

КНβ - коэффициент распределения нагрузки по ширине колеса;

КНα - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;

KHV - коэффициент динамического нагружения зубьев;

ψba - коэффициент ширины зубчатого колеса.

мм.

Принимаем стандартное значение а=1000 мм.

Назначаем модуль:

;

мм.

Принимаем модуль из ряда стандартных значений равный 10. Для силовых передач рекомендуется принимать модуль из условия обеспечения повышения плавности работы передачи.

;

- целое число.

Назначаем числа зубьев:

;

;

;

;

Определяем фактическое передаточное число:

;

.

Определяем процент ошибки, который не должен превышать 5%:

;

.

Рассчитываем геометрические размеры зубчатых колес:

;

мм.

Принимаем из ряда нормальных линейных размеров b2 =320 мм.

;

мм;

;

мм;

;

мм;

;

мм;

;

мм;

;

мм.

Проверка: ;

мм.

Назначаем степень точности.

Одним из основных показателей качества зубчатых колес является их точность. Точность изготовления зубчатых колес и передач означает не только их кинематические и эксплуатационные показатели, а и такие характеристики как интенсивность шума и вибрации, а также существенно влияет на показатели прочности передачи, долговечность ее работы, потери на трение и т. д.

По нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатые передачи делят на 12 ступеней точности. Основанием для назначения степени точности зубчатых колес рассчитываемой передачи является окружная скорость.

Определяем окружную скорость: ,

м/с.

В соответствии с ГОСТ 1643-81назначаем 9 степень точности.

Проверочный расчет.

Преследует цель проверить работоспособность передачи по все возможным критериям работоспособности. Неудовлетворительные результаты хотя бы одной проверки требуют изменение параметров передачи.

Проверяем на контактную усталостную прочность:

, где ZM= 275 МПа½ – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес; Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий . Здесь εα – торцевой коэффициент перекрытия:

;

,

ZH – коэффициент учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев, для прямозубой передачи принимаем равным 1,77;

;

МПа

Расчетным условие является: : 468,1 МПа<570 МПа – контактная усталостная прочность обеспечена.

 

Проверяем на усталостную изгибную прочность.

Изгибная прочность зубьев шестерни и колеса в общем случае разная, поэтому для дальнейшего расчета необходимо установить «слабый» элемент.

«Слабым», подлежащим дальнейшему проверочному расчету, зубчатым колесом пары будет то, у которого меньше отношение: .

Определяем допускаемое изгибное напряжение:

,

где σFlimb – предел выносливости зубьев при изгибе;

SH – коэффициент запаса;

KFC – коэффициент, учитывающий направление приложения нагрузки к зубьям;

KFL – коэффициент долговечности.

Пользуясь справочником принимаем:

- для шестерни: ; МПа, KFC =1, KFL =1, SH =2,2.

МПа.

- для колеса принимаем KFC =1, KFL =1, SH =2,2, , МПа.

МПа.

- при Z 1=40 и Z2 =100 и более YF1 =3,7 и YF2 =3,6.

;

.

Более «слабым» элементом является колесо, по которому ведется дальнейший расчет.

Расчетным условие является: .

;

.

Изгибная усталостная прочность обеспечена 24,5 МПа<205 МПа.

Проверяем на контактную прочность при действии максимальных нагрузок. Определяем максимальное контактное напряжение: , где Кпер – коэффициент перегрузки

;

;

МПа.

Расчетным условие является:

МПа

Контактная прочность при действии максимальных нагрузок обеспечена – 680МПа<1512 МПа

Проверяем на изгибную прочность при действии максимальных нагрузок. Определяем максимальное изгибное напряжение:

;

МПа;

;

МПа.

Расчетным условие является: : 51,7 МПа<688 МПа – изгибная прочность при действии максимальных нагрузок обеспечена.

Результаты расчетов обеих передач заносим в таблицу.

 

Таблица 3.3

Результаты расчетов

Параметры Червяк Червячное колесо Шестерня Зубчатое колесо
Межосевое расстояние 500 мм 1000 мм
d, мм        
dα, мм        
df, мм 161,6 793,6    
dω, мм     - -
dam, мм -   - -
b, мм        

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.